Насчет возложения цветов и венков на могилу существуют два диаметрально противоположных мнения — истово верующих православных (достаточно образованных, тех, кто «в теме») и атеистов, склонных к привычной ритуализации определенных жизненных процессов. К последней категории можно отнести также и крещеных русских, имеющих поверхностное представление о канонических принципах того или иного действа в православии.

Живые или искусственные

Если исходить из православных традиций, основанных на трактовке Священного Писания, цветы на могилах усопших не нужны вовсе. Никакие — ни живые, ни искусственные. Примечательно, что по этому поводу единое мнение практически у всех церковных иерархов РПЦ разных рангов. И объяснение подобной позиции у них схожее. В частности, она касается искусственных цветов, приносимых на могилы. Это большая проблема — не только для России, но и для остальных стран постсоветского пространства: пластиковые, тканевые цветы дешевы и наиболее доступны. Однако они загрязняют окружающую среду — это мусор, который не везде возможно правильно и с пользой утилизировать. От них «воздух загрязняется в ужасных масштабах [после сжигания в мусорных баках]», говорит протоиерей Константин Головатский.

Головатский считает, что уж если у православных появляется желание нести на кладбище цветы, то пусть это будут «живые создания Господа». Протоиерей приводит пример мусульманской традиции: у магометан нет привычки носить на усыпальницы цветы, поскольку пророк Мухаммед сказал: не тратьтесь излишне на тех, кто почил — деньги нужнее живым.

По мнению иерея Александра Белослюдова, ничто вещное упокоившимся уже не нужно, в чем бы оно ни выражалось — в цветах или в памятниках или надгробиях — только жертвенность и молитва будет истинным благом для души покойника.

Венки: нужны или нет

Настоятель храма Всех святых в Климовске, игумен Феодор (Яблоков), обстоятельно, с экскурсом в историю, растолковывает данный вопрос с точки зрения православия. Феодор напоминает, что возложение венков на могилы — это изначально языческая традиция, официально запрещенная в России в 1889 году Священным Синодом. Советы после Октябрьского переворота ее возродили, и классическим воплощением языческого поклонения мертвому стали похороны Ленина в 1924 году — труп Ильича тогда обложили огромным количеством разнообразных венков. Игумен говорит, что в раннем христианстве существовал ритуал поднесения к гробам покойных живых цветов и венков из них. Но эта процедура изначально символизировала надежду на воскресение и вечную жизнь. Венки из живых цветов возлагаются на могилы павших воинов и сегодня, в том числе и Святейшим Патриархом, а также другими иерархами РПЦ. Игумен Феодор подчеркивает: это делается с молитвой, да и сам по себе венок (обязательно в форме креста) — зримое воплощение памяти и молитвы за усопших. Игумен Феодор также подтвердил, что искусственные цветы (в любом виде) «в доме Божием не допускаются». Но заметил: их зачастую покупают люди малоимущие, и подчас старушка, положившая на могилку такой цветок и беспрестанно молившаяся о душе покойного, делает ей (душе) блага неизмеримо больше, нежели человек, потратившийся на большой красивый букет живых роз и ни разу не помянувший усопшего должным образом.

Сколько класть цветов: четное или нечетное количество

Четность количества цветов при подношении (не только на могилу) — это опять-таки наследие язычества, говорят иерархи РПЦ. Протоиерей Андрей Ефанов, комментируя эту тему, считает, что для православных она «не актуальна»: главное — помолиться за покойного дома и (или) в церкви. Разъясняя этот вопрос, часто цитируют мнение митрополита Рязанского и Михайловского Павла, данное им телеканалу «Союз». Если вкратце, то подобную числовую дифференциацию митрополит называет суеверием. В Америке, к примеру, принято дарить четное количество цветов живым и нечетное число — класть на могилы (у нас наоборот).

Владыка Павел говорит, что на все эти условности не надо обращать внимания, они не имеют никакого значения. Вообще не стоит делить на «чет-нечет» что-либо, связанное с православной традицией упокоения (и не только с ней) — трапезу, вилки-ложки и т. п.: это язычество — искушение, бесовство. Лучше помолиться за умершего, для него это главнее всяческих мирских украшений, какими бы они ни были.

Какие цветы на погосте считали лишними

Немногие знают, что одной из основательниц отечественной флориографии («языка цветов») была Екатерина II. Императрица любила все красивое и составила «Реестр о цветах» — своего рода толкование значения отдельных цветов и их букетов. Сообразуясь с этим перечнем, можно определить список цветов, запретных для возложения на могилы усопших (он весьма условен и не основан ни на каких, тем более православных, канонах). К примеру, бегония, по трактовке императрицы, больше подходила как «растительное предложение» флирта, букет желтых цветов (любых) символизировал измену, васильки — робость и смущение, георгины — радость от встречи, жасмин — немой вопрос о любви.

Большинство сортов роз, по «Реестру о цветах», кроме темно-малиновой и чайной, означавших соответственно траур и память, для погоста не годились, поскольку на цветочном «языке» говорили о жизненно важных чувствах. По малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (издание начала прошлого века), если следовать «языку цветов», модному веянию, пришедшему в Россию в XVIII — XIX веках из Европы, на могилы нельзя класть гвоздики (символ страсти). Между тем, эти цветы особенно популярны в качестве возлагаемых к мемориалам в России именно в ХХ — XXI веках, в частности, в День Победы. Впрочем, по утверждению известного шведского натуралиста Карла Линнея, настаивавшего на латинском названии гвоздики «Dianthus» (по-гречески «божественный цветок»), ее «милитаристское» значение имеет большую историю — не только в мифологии Древней Греции, но и военной и революционной истории Франции.

Поиск

Журнал Родноверие