Борис Александрович Рыбаков родился в Москве. В 1930 г. закончил историко-этнологический факультет МГУ. С 1936 г. и до конца своей жизни он был погружен в бесконечный трудовой ритм одного из ведущих научных учреждений страны — Института археологии АН СССР, с 1956 по 1987 г. возглавляя его и в значительной степени определяя тем самым курс развития археологической науки в стране.

63

Сложно в небольшой статье рассказать о научно-организационной деятельности и творческом вкладе в науку академика (1958 г.) Б.А. Рыбакова — историка, археолога, археографа, историка фольклора, опытного музейного работника и организатора науки, написавшего множество книг практически по всем областям древнерусской истории и культуры, оказавшего несомненное влияние на развитие русской и зарубежной медиевистики. Институт археологии, возглавляемый более 30 лет Б.А. Рыбаковым, осуществлял руководство полевой и научно-организаторской археологической деятельностью во всей стране и успешно вел раскопки в ряде зарубежных стран. Естественно, что научные и организационные достижения того времени, как и упущения и недостатки в работе института, неразрывно связываются с именем Рыбакова.

64

Конечно, ему перешло руководство уже сформировавшимся научным учреждением и плодотворно работавшим коллективом. Но именно в 1960–1980-е годы были осуществлены самые масштабные и значительные проекты, возможные лишь в условиях эффективного управления, государственного финансирования, планирования во всех видах деятельности института: научной, полевой, издательской. Как руководителю Борису Александровичу было присуще умение видеть главное, направить силы научного коллектива на решение важных и принципиально новых проблем в исторической науке. Именно в эти годы им разработаны концепция и программа издания «Свода археологических источников» (САИ), первые выпуски которого увидели свет в 1961 г. Подобного издания нет ни в одной стране мира. Другой масштабный проект, задуманный и осуществленный Б.А. Рыбаковым, — многотомная «Археология СССР». В этой серии планировалось публиковать обобщенные результаты многолетних полевых археологических работ и кабинетных исследований. Первый том был издан в 1981 г.

При активной поддержке директора в 1960–1970-е годы создается лаборатория естественнонаучных методов (первый руководитель Б.А. Колчин), оснащенная по тем временам передовым оборудованием. Настоящий прорыв состоялся в области сотрудничества с зарубежными коллегами как в области теоретических, так и практических полевых исследований.

65

Это далеко не полный перечень новых и грандиозных направлений в работе института. Общепризнанные успехи археологической науки — результат творческой активности всех его сотрудников в реализации разнообразных научных проектов. Руководство этим процессом требовало от дирекции, и прежде всего от Б.А. Рыбакова, огромной эрудиции и постоянного внимания, что было бы невозможно без искреннего интереса ко всем научным отраслям и недоступно для ученого, не имевшего собственных достижений. Даже коротко сложно перечислить все научные направления, в которые Б.А. Рыбаков внес существенный вклад. Его научное наследие составляет более 400 научных работ, в том числе 20 монографий, коллективных трудов, учебников, программ и научно- популярных изданий.

С первых самостоятельных работ у него сложилось твердое убеждение, которому Борис Александрович следовал на протяжении всей научной деятельности: необходимость комплексного исследования археологического материала и письменных источников. Как историк-археолог Б.А. Рыбаков вел археологические раскопки во многих древних городах и на городищах Руси: Гочево, Вщиж, Звенигород-Московский, Переславль-Залесский, Чернигов, Тмутаракань, Любеч, Путивль, Городище Заречье, Белгород-Киевский, Торческ (Безрадичи), Витичев, Александров и др. Результаты этих полевых исследований значительны и интересны: несколько древних каменных храмов, полностью раскопан и реконструирован за- мок-усадьба Владимира Мономаха с укреплениями, дворцовыми и хозяйственными постройками, деревянной церковью и сторожевыми башнями. Изучен и восстановлен облик городов-крепостей, построенных Владимиром Святославичем по Днепру и его правому притоку р. Стугна в конце Х в. для защиты от печенегов южных рубежей рус- ских земель.

66

Выдающемуся ученому принадлежит разработка новой методики раскопок южнорусского города. Тщательные наблюдения над стратиграфией, раскопки по слоям позволяли Борису Александровичу иногда связать исследуемые слои с годами построек храмов и пожарами, отмеченными в летописях. В полной мере эта методика была применена при раскопках древнего Любеча. Методика раскопок южнорусских городов, усовершенствованная Б.А. Рыбаковым, оказалась небесполезной и для исследования северорусских городов. Проблема хронологии городских памятников Древней Руси вызвала дискуссию между ним и «новгородцами», отразившуюся в ряде статей. Закончилась она весьма плодотворно — рождением дендрохронологии древнерусских городов. Подлинно научный переворот в археологии и истории восточных славян и Древней Руси произвел капитальный труд ученого «Ремесло Древней Руси» (М., 1948), охватывающий историческую эпоху около тысячи лет и всю территорию Древней Руси. В его основе лежит тщательная источниковедческая обработка огромного количества археологических источников, в том числе новейших, и историческое осмысление этого материала с использованием письменных источников.

Перу Б.А. Рыбакова принадлежат монографические исследования русских былин и летописей. Научный интерес к духовной жизни древних славян и средневековой Руси в итоге оформился в двух объемных монографиях: «Язычество древних славян» (М., 1981) и «Язычество Древней Руси» (М., 1987); исследования об исторической обстановке Древней Руси XII в. обобщены в книге «Петр Бориславич. Поиск автора “Слова о полку Игореве”» (М., 1991). Культура исследуемой ученым эпохи в разных ее аспектах в той или иной степени затрагивается в любой работе Б.А. Рыбакова.

При всей своей огромной загруженности, регалиях и заслугах Борис Александрович не был недоступным, далеким от реальной жизни человеком. К нему мог обратиться любой сотрудник института без предварительной записи: кто за помощью в бытовых проблемах, в сложных житейских ситуациях, кто в научных вопросах — выборе темы исследований, необходимости командировки, организации экспедиции и т.п.

Многогранность личности и творчества Б.А. Рыбакова, проявившаяся в разных областях исторического знания, его активная научная деятельность не только как «кабинетного» ученого, но и археолога-новатора, блестящего лектора, талантливого организатора и популяризатора науки, — неоспоримы.

Автор: Ведущий научный сотрудник отдела средневековой археологии, доктор исторических наук Альбина Александровна Медынцева

Опубликована в книге: «Институт Археологии РАН: 100 лет истории»

РАН Институт Археологии. Москва 2019.

Поиск

Журнал Родноверие