Иногда среди язычников можно встретить людей, считающих, что ЛЭП и электричество находятся во власти бога Грома, что пространство современной квартиры — это то же, что и пространство древнего жилища, и что свет лампы накаливания вполне способен заменить свет священного огня. Это эссе посвящено аргументом против такой позиции, которую для краткости и удобства имеет смысл называть "техноязычеством".

Основывается такая точка зрения на вполне понятном умозаключении:

- В древности не было разделения на сакральное и профанное, то есть на священное и мирское, в той или иной степени сакрален был весь космос. Концепция профанного же — результат т.н. "Расколдования мира"

- Современные язычники должны следовать мировоззрению древних.

- Следовательно, всё что нас окружает должно расцениваться как сакральное, даже ЛЭП, многоэтажные дома и автомобили.

В чём заключается ошибка этих предпосылок? Действительно, разделение на сакральное и профанное — результат "Расколдования мира" (или Entzauberung der Welt — термин социолога М. Вебера) — здесь, безусловно, необходимо согласиться. Однако рассматривать его можно двумя путями:

Первый взгляд — собственно "профанная" точка зрения — это рассматривать Entzauberung исключительно как некое изменение в человеческой культуре и мировосприятии: Расколдование — это якобы результат того, что отжившие формы мировоззрения были сменены новыми, в которых места для мифологии уже нет. Эта точка зрения является имплицитно материалистической, так как предполагает что сакральное — это лишь культурное явление, нечто, что существует лишь в человеческом сознании, но не в реальном мире.

Другой взгляд — его можно охарактеризовать как "сакральную" или мифопоэтическую точку зрения — это понимать Entzauberung как реальный процесс, из-за которого древний мир и наш мир качественно отличаются друг от друга, что реальность буквально стала менее проницаема для божественного и магического воздействия, и что изменения в человеческой культуре — не причина, а следствие этого изменения. Для современного человека такая точка зрения может показаться странной, однако она является логичным следствием мифопоэтического взгляда на мир.

"Техноязычники" априорно принимают первую точку зрения, что выдаёт в них как раз людей материалистического и атеистического склада. Такая позиция несостоятельна по необходимости: из материалистических по сути предпосылок не может быть выведен мифопоэтический взгляд на мир.

Рассмотрим, однако, процесс Entzauberung der Welt со второй — мифологической — точки зрения. Итак, мир изменился, и поэтому необходимо разобрать условия современного быта отдельно, и сравнить их с древними. Современные предметы быта от жилищ до одежды — это промышленные блага, древние же — произведения традиционного ремесла:

Во-первых, современные промышленные блага — это "плоды прогресса", "достижения человеческого гения" и т.д. Однако произведения древнего ремесла таковыми не были — любой технологии сопутствовал миф о её обретении людьми от богов: сам человек не был изобретателем.

Иными словами: промышленные блага — результат применения чисто человеческих знаний и прагматики, произведения традиционного ремесла — результат применения не только прагматики, но и сакральных принципов. Примером может служить колесо, являющееся физическим воплощением сакрального принципа axis mundi (о символике колеса у индоевропейцев см).

Во-вторых, создание вещи в современной промышленности — чисто механический и количественный процесс. В традиционных ремеслах же создание сопряжено с многочисленными обрядами, призванными придать вещи особые свойства, более того, само создание было ритуалом, обычно повторяющим космогонию и связывавшим вещь с мифом и богами.

В итоге, современные промышленные блага всецело являются порождениями материальной и прагматической мысли. Произведения древнего ремесла же были неразрывно связаны с мифом и божественным космосом как минимум двумя способами: с одной стороны, сами вещи являлись практическим приложением сакральных мифических принципов, с другой, их производство было ритуализированно — грубо говоря, любая традиционная технология была получена людьми от богов, а любое произведение традиционного ремесла "заколдовывается" при создании.

Вещи, окружавшие древних, тем самым, помимо прочего, служили опорой и подспорьем для взаимодействия человека с реальностями магического и сакрального порядка. Окружение же человека промышленными благами, не имеющими никакой действенной связи с чем-либо выходящим за рамки сугубо человеческого прагматизма — наоборот препятствует восприятию этих реальностей, такое окружение становится труднопроницаемым для каких-либо магических или божественных влияний. Это укрепляет иллюзии существования профанной сферы, лишённой сакрального (которой, как верно отмечают "техноязычники", не знали древние) и, стоит считать, выступает одной из причин распространения материалистического и атеистического мировоззрения в современном мире.

Таким образом (если, конечно, отказаться от материалистической точки зрения и принять мифопоэтическую) именно условия современного быта, которым "техноязычники" придаются придать некое умозрительное сакральное измерение, никак не соответствующее их реальному положению в сакральном космосе и являются на самом деле препятствиями к взаимодействию с таковым. Древний мир и современная реальность качественно друг от друга отличаются, и "Заколдовать" мир обратно просто поменяв своё мировоззрение нельзя: для этого необходимы сопоставимые с "Расколдованием" изменения в самом мироздании.

gyffxkag5n1csemqfqclkphtmaxzwzhqeszg3dwgbicdxfndcrcwlpnopst0zbl4quftmdva2j3 w4vsyeb3gyeq

Поиск

Журнал Родноверие