КНИГА известного религиозного деятеля, философа и религиоведа, волхва Велеслава Черкасова «Основы славянского родноверия» (2021), написанная в нелёгкое время для славянского мира, является заметным событием в религиозной жизни наших стран. Это одна из первых серьёзных попыток в среде современных родноверов осмыслить и изложить своё кредо. Она во многом личностная. Велеслав Черкасов как харизматичный человек, непосредственно стоявший у истоков русского этнорелигиозного движения, лично знающий многих знаковых личностей русского и, шире, славянского родноверия, имеющий опыт научного, философского, религиозного осмысления веры и её истории, значительные наработки по части богослужения, пишет о том, что для него важно, близко и дорого.

Как известно, религия, наука и философия — это три разных пути познания мира. В своей книге Велеслав Черкасов удачно их сочетает. Это не просто отражение его собственных духовных поисков, но и, в значительной мере, потребность современного верующего, к которому автор книги обращается. Привлечение исторических источников и трудов исследователей славянского язычества и мифологии славян и индоевропейцев необходимо, с одной стороны, для того, чтобы при использовании личного религиозного опыта не впасть в соблазн безудержного собственного творения новой религии и частичного или даже полного отрыва от веры пращуров, то есть разрыва с традицией. В условиях прерванной инициатической цепочки научные сведения помогают восстановить и укрепить эту традицию, то есть передачу мировоззрения предков, освящённого веками и являющегося для верующих откровениями Богов. С другой стороны, современный человек, отвергая монотеистические религии, претендующие ныне на особое, практически узаконенное место в общественной жизни, ищет не только и не столько красивой обрядности с песнопениями, хотя родная эстетика, согласующаяся с менталитетом и этническими корнями, чрезвычайно существенна. Ему важна настоящая, неподдельная сопричастность к роду, предкам, этносу, к Высшим Силам, в то время как современный монотеизм на поверку оказывается адаптированной под урбанистического обитателя смесью светской философии, светской психологии и цитат из священных писаний. От духовности такая смесь предельно далека, не говоря уже о её принципиальной космополитичности и официозности. Особенно тяжелой вышеуказанная ситуация оказывается для людей интеллигентных, культурных, всегда задумывающихся над судьбами своих этносов и этнической культуры, эмоционально переживающих относительно роли и места себя в этносе (тот самый вопрос Тараса Шевченко: «Чиї сини? Яких батьків? Ким? За що закуті?»). Поэтому в понимании большинства верующих религия должна основываться на исторически достоверных, истинных, правдивых сведениях о вере славян и Руси. Им важно ощутить, что то, во что они верят, — настоящее. Сознавая эти нюансы, Велеслав Черкасов большое место уделил в книге именно научным основам язычества, в то же время подавая их философское и религиозное осмысление с точки зрения священнослужителя-волхва.

Для верующих-язычников его книга послужит глубоким источником сведений о божествах и миропонимании славян, порой взятых из малоизвестных и редкодоступных публикаций. Не секрет, что молодое поколение язычников, в отличие от «первопроходцев» конца 1980—1990-х годов, меньше внимания уделяет книжному познанию, трудному, но необходимому поиску, порой даже самонадеянно отказывается от него, многие понятия и толкования воспринимает как надлежащие. Возможно, некоторых труд волхва Велеслава натолкнёт на дальнейшие научные изыскания. Отдельный интерес книга представляет для тех академических учёных, деятелей культуры и мыслителей, которые нашли себя в родноверии и других неоархаических и неотрадиционалистских вероисповеданиях, ведь в лице Велеслава Черкасова они обретают тонкого высокоинтеллектуального диспутанта, глубоко эрудированного, любознательного, открытого другим взглядам исследователя-собеседника, предлагающего разделить с ним таинство постижения славянских Богов и их примордиальной мудрости. Но не менее любопытен сей труд и для людей, стоящих вне религиозных общин, — религиоведов, исследователей язычества, культурологов. Ведь в «культовых» для религиоведческой среды монографиях Виктора Шнирельмана, Льва Клейна и некоторых других авторов по разным вненаучным причинам постулируется однобокое, но яркое представление о неоязычниках как о фанатичных религиозных группах, остро конфликтующих с научным видением истории, противостоящих научной правде, тиражирующих различные скандальные вымыслы и вообще существующих только для противостояния «общественно полезному» христианству да идеологической поддержки радикальных политических групп. Естественно, под предводительством невежественных своекорыстных лидеров. При этом в ход идут и умышленная подача кучей литературы и мнений различных религиозных групп, и акцентирование на наиболее неудачных, малоадекватных, необоснованных заявлениях из языческой среды, и даже собственные паранаучные домыслы, вплоть до явно конспирологических. Специалистам, работающим с такими предвзятыми, не в меру пристрастными публикациями, полезно ознакомиться с трудом Велеслава Черкасова, дабы сформировать непредубеждённое мнение о том, каковы сегодняшние язычники, и получить от одного из наиболее авторитетных языческих деятелей представление о том, как родноверы сами видят свою веру и мир, каковы их основные религиозные понятия, как они в действительности сочетаются с тем, что наука знает о древних славянах. А тогда, после знакомства с книгой, задать самим себе некоторые нелицеприятные, но необходимые вопросы об академической добропорядочности и объективности своих предшественников.

И здесь как раз можно сказать несколько слов о стиле, которым написана книга. Обладая весьма хорошим научным и публицистическим слогом, Велеслав Черкасов спокойно и уверенно излагает своё мнение по ключевым религиозным и сопредельным вопросам, цитирует коллег-волхвов, аргументировано дискутируя как с дилетантами из родноверческой среды, так и с отдельными академическими учеными, проявившими необоснованный гиперскептицизм, потому что и те, и те исподволь оказывают деструктивное влияние на верующих и общество. Во многих случаях автор умышленно оставляет читателю право самому выбрать одну из принятых в науке точек зрения, оставляя его наедине с высказываниями учёных. Нередко совершается своеобразный откат к более старым, но, вместе с тем, более основательным мнениям, позже незаслуженно забытым. Здесь проявляются значительный полемический и вероучительский опыт, эрудиция Велеслава Черкасова, его дар общения с людьми и изложения сложных вопросов. Собственное мнение Велеслава по ним высказано в данном его труде, который, подытоживая определённый этап развития родноверия, станет весомой репликой в ряде научных и мировоззренческих дискуссий в совершенно разных кругах.

Константин Юрьевич Рахно — доктор исторических наук, старший исследователь, ведущий научный сотрудник Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошном (Украина).

Поиск

Журнал Родноверие