В отношении любого обряда, в том числе связанного с кологодными праздниками, самое главное-понимать, в чем его суть и механизм действия.

Тогда многие с виду сами собой разумеющиеся аспекты в реальном мире обрастают многими необходимыми условиями, только при выполнении которых возможно достичь требуемой цели. А в ряде случаев-еще и избежать вполне себе серьезной угрозы.

Вот сейчас Купала. Все участники массовых мероприятий, съезжающиеся из разных краев к месту проведения обряда часто знают о его сути…что?

Нужно в хороводе постоять, может, венки сплести, через костер прыгнуть и обязательно искупаться.

Когда? Да все равно, Купала же.

Вода в это время обладает чудесной силой, дарующей очищение, здоровье и так далее

Помните, как в пословице : «Не зная броду, не суйся в воду»? Даже без привязки к броду, ключевые слова здесь: «Не знаешь-не суйся».

Да, купальская вода становится чародейской. Но, как и все в чародействе, не вдруг, не сама по себе.

Сперва необходимо задобрить ее Владыку, попросить дозволения сойти в Его чертоги и все отжившее там оставить.

Этому посвящена часть общего купальского обряда, которую мы в «Алатыре Духа» называем кормлением Ящера.

Жертвоприношение Владыке Вод, как бы вы Его не называли.

Элемент этот присутствует не всегда, есть общины и сообщества, которые данный элемент не считают важным.

Оставим это на совести тамошних организаторов и не станем никого судить, однако приведем свое мнение, что такой подход мы считаем крайне неосмотрительным и даже опасным для тех участников праздника, кто доверяет вершащим обряд и позже полезет без зазрения совести купаться «за очищением и здоровьем», рискуя при этом потерять остатки того, что уже имеют.

Поскольку в водах ожидает Некто древний, неизмеримо могущественный и голодный.

Купальская свистопляска стихий, открывшая двери в Ино, будоражит не только духов мертвых, леших, полевых и водяных Хозяев, русалок и прочие силы, но достигает самых глубин Безвременья, где отдыхает Он, один из древнейших Божеств, хтонический Змей, чаще, чем Кто бы то ни было из Богов проявляющий Себя в том числе и на материальном, Явном уровне.

Недовольный, голодный, Он поднимается к людям, что беззаботно хороводят под фолк-напевы, ожидая жертвы, как это происходило века и десятки веков назад.

Духи Вод в славянской традиции существенно отличаются от других стихийных духов повышенной кровожадностью.

Примеров этому в этнографии нет числа, вплоть до принесения в жертву водяным Хозяевам петухов и даже лошадей.

Равно так же прослеживается в традиции представление народа о том, что над духами-Хозяевами каждого рода есть свой главный Хозяин, у которого те в услужении.

Очень вероятно, что в таком случае речь идет о Божествах.

В случае с Владыкой Вод весьма возможно, что в старину Ему порой приносили и человеческие жертвы.

Когда давали требы?

Без сомнения, тогда, когда ждали и призывали от Бога помощь.

А какой массовый праздник наиболее связан с Водой?

Опять же без сомнения-Купала.

Задарить Владыку, чтобы не навредил, а наоборот, помог купающимся и гадающим венками на воде-действие вполне логичное, и нам известны общины и содружества, которые также придерживаются этой точки зрения.

Что представляет из себя кормление Ящера?

Производится данное действо после начала обрядовых действий на капище (или месте, выполняющем его роль) и после принесения главной праздничной требы Богам (обычно это каравай).

После того, как стало ясно, принята треба, или нет, часть сведущих людей из числа жрецов и обрядодеев отделяется от общей массы людей и следует к берегу реки.

Остальным в действе участвовать не желательно, поскольку важность его велика и никакой суеты и запинок не допускает.

С собой берут теплую требу (курица или петух), инструмент для усечения и нечто деревянное, на чем усечение производиться будет.
Мы чаще берем дощечку.

Подойдя к сходу к воде, жрецы славят Ящера и просят Его пробудиться.

Затем двое из жрецов разоблачаются, заходят в воду самое малое по колено, лучше по пояс, вместе с требой и остальным.

Один из жрецов речет призыв Ящера и просит Его принять требу, а взамен дозволить людям окунуться в Его темные чертоги, чтобы облечься благом и здоровьем, а все отжившее в воде колдовской оставить.

Прорекши, нимало не медля, усекают чело требы, при этом один из жрецов выполняет это, а другой помогает, придерживая дощечку.

Тушку с челом, опять же не мешкая ни мига, отправляем в воды.

В такой момент нередко бывают весьма своеобразные «спецэффекты», о которых умолчим, ибо не верящий не поверит, а сведущий сам то видел.

Важно отметить, что сам заход в воду и принесение требы является процессом опасным даже для самих жрецов, поскольку до кормления Ящер немилостив и голоден.

Необходима твердая решительность, бестрепетность и слаженность действий.

Да-в этот момент произойти может всякое. Вплоть до наихудшего.

Но коль назвался жрецом-не забывай, что ты должен брать на себя ответственность и понимать, на что и ради чего ты идешь.

Принеся требу, жрецы возвращаются на берег, и по приметам судят, благосклонно ли принята треба.

Вот после этого вода и становится в прямом смысле слова купальской, волшебной.

В случае крайней нужды, при отсутствии возможности найти теплую требу или стойким предрассудкам по поводу ее принесения, в требу Ящеру можно принести выпеченную из теста фигурку женщины-невесты ( в память о древних жертвоприношениях). Это много хуже, чем теплая треба, но хотя бы что-то.

Искренне не советуем не приносить Ящеру на Купалу ВООБЩЕ ничего, если думаете лезть в воду.

В таком случае может случиться нечто противоположное тому, на что вы рассчитываете.

Вода смоет с вас вместо болезней и отжившего здоровье и успех, а то и месяцы и даже годы жизни, а в отдельных случаях…

Впрочем, каждый вправе не верить в это и проверить на собственном опыте)

Счастливой всем Купалы!

Поиск

Журнал Родноверие