Вышедший недавно фильм Роберта Эггерса «Варяг» (The Northman) станет, безусловно, событием для каждого, кто интересуется Скандинавией раннего Средневековья. По трейлерам и постерам может создаться впечатление очередного типичного голливудского блокбастера, однако впечатление это окажется ложным.

Вместо эпических сражений и захватывающих походов викингов зрителя, в первую очередь, ждёт история личности. Судьба человека, пережившего предательства и потери, история души, которую разъедает жажда мести, и, что особенно интересно для нас, это рассказ, в который очень тщательно вплетены многочисленные сюжеты саг и мифов.

Я не буду подробно останавливаться на сюжете. Уже факт того, что в основу сценария положены легенды из «Деяний датчан» Саксона Грамматика о датском принце Амлете – прообразе шекспировского Гамлета – сам по себе многое сообщает осведомлённому зрителю, ведь история Гамлета пересказана в мировой культуре множество раз.

В этой статье я попытаюсь перечислить те моменты, которые мне показались наиболее важными с точки зрения скандинависта.

Костюмы и предметы быта

Одежда средневековых скандинавов показана очень достойно. В отличие, например, от заключительного сезона сериала «Последнее королевство», где все персонажи одеты в нечто кожано-шерстяное в чёрно-коричнево-серой гамме и потому совершенно неотличимы друг от друга, в «Варяге» знатные люди носят яркие крашеные одежды, отделанные тесьмой, и дорогие ювелирные украшения, а рабы совершенно аутентично ходят в простых некрашеных рубахах.

Обряды

Святилища богов показаны с очень большим вниманием к деталям. Статуи богов явно сделаны по текстовым описаниям Адама Бременского и найденным в Швеции фигуркам, например, статуя Фрейра, перед которой несколько раз по ходу фильма совершаются жертвоприношения, имеет, как и описывалось в источниках, огромный фаллос. По сути, борьба между стремящимся к мирной жизни конунгом-поклонником Фрейра и воином-берсерком, последователем культа Одина, является одним из важных мотивов в фильме.

8ol59mwpffm

В фильме подробно показаны берсерки и ульфхеднары: сначала их ритуальный танец с оружием у костра, в ходе которого воины рычат, подражая хищным зверям и доводя себя до исступления, затем то, как они в авангарде войска викингов нападают на славянское поселение, бесстрашно бросаясь полуголыми на вооружённых противников. Всё снято будто в точности по текстам Снорри о воинах Одина:

«…и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда»

(Сага об Инглингах)

Заметно, что фильм старательно пытается передать особенности магического мышления средневековых скандинавов: реальность и миф соседствуют друг с другом, и грань между ними очень зыбкая.

Саги

И далее по ходу просмотра ощущение того, что снимали в точности по текстам саг, не покидает зрителя. Несомненной изюминкой фильма стала сцена поединка главного героя с драугром в могильном кургане. Амлету нужно добыть меч, похороненный вместе со своим хозяином в кургане.

Спуск героя под землю ради сокровища и битва с ожившим мертвецом – это распространённый мотив исландских саг, и в фильме этот эпизод будто в точности снят по тексту Саги о Греттире:

«Спустился Греттир в курган. Там было темно и запах не из приятных. Он старается разведать, что там такое. Ему попались конские кости. Потом он ударился о столбы седалища, и оказалось, что на седалище сидит человек. Там была сложена груда сокровищ – золото и серебро, а под ноги ему поставлен ларец, полный серебра. Греттир взял все эти сокровища и понес к веревкам, но в то время как он шел к выходу из кургана, кто-то крепко его схватил. Он бросил сокровища, и они кинулись друг на друга и стали биться ожесточенно. Все разлеталось у них на пути. Могильный житель нападал свирепо. Греттир все пытался ускользнуть. Но видит, что от того не уйдешь. Теперь оба бьются нещадно. Отходят они туда, где лежат конские кости. Здесь они долго бьются, то один упадет на колени, то другой. Все же кончилось тем, что могильный житель упал навзничь со страшным грохотом»

И отрадно, что совсем краткая, но такая важная деталь, как прикладывание головы мертвеца к его ляжкам, тоже показана в кадре:

«Греттир же выхватил меч Ёкуля и, ударив могильного жителя по шее, срубил ему голову и приложил ее к ляжкам»

Неосведомлённые зрители, возможно, удивятся такому и сочтут это глупостью, но мы-то с вами знаем, что древние исландцы верили – только после этого ритуала мертвец никогда больше не сможет ожить. Фильм, вне всяких сомнений, эпичен. Я не смогла бы ответить на вопрос, понравился ли он мне – в первую очередь потому, что фильм, как и его герои, демонстративно не пытается понравиться зрителю. Показанная история словно выше этого – она течёт на экране своим чередом, не стремясь развлечь. Фильм не боится быть странным, запутанным, местами отвратительным, но, в любом случае, это большое событие в мире кинематографа, и я благодарна его создателям за то, что теперь у нас есть столько сюжетов, образов и конкретных цитат из саг, переложенных на язык кино.

13583 1

Поиск

Журнал Родноверие