В Белёвском районе сохранилась интересная легенда относительно Никитской дороги, подчёркивающая её древность, и относится она ко временам балтов. Эта легенда была знакома коренным жителям сёл Семёновское и Пронино, а также деревень Дмитриевка и Челюстино.

Хотя она и подверглась сильному славянскому влиянию, но в ней всё же отчётливо прослеживаются балтские древности. В этой легенде отражены события, связанные с куполообразными холмами, господствующими над окружающей местностью.

Один из них — водораздельный холм, известный среди местных жителей под названием Курга́нка. Находится он на правобережье реки Веженки, в 500 м западнее деревни Про́нино-Пирожко́во, между балками Поля́нка и Коко́рин (высота 228.9). Это широкий мыс северо-западной экспозиции. На его восточной окраине берёт начало овраг Моги́льник — левый приток балки Полянки; устье его находится в 300 метрах западнее д. Пирожково. Второй подобный холм находится между с. Семёновское и балкой Гостинка (высота 210.3). Название оврага Могильник может быть не связано с могилами-курганами и происходить от местного географического термина могила в значении «холм», «вершина», «бугор», «водораздел». С таким же значением выступает и топоним Курганка.

«В легенде говорится о том, что в этом кургане похоронены два брата-великана, по другой версии два богатыря, Пы́ря и Пупы́ря, которые защищали эту землю от врагов. Жили они на разных холмах по обе стороны Никитской дороги и между балками Гостинкой и Кокориной. Когда по этой древней дороге проходили враги, то Пыря и Пупыря начинали перебрасываться огромными камнями над головами врагов, пугая их таким образом, и враги в страхе отступали. Так они защищали свою землю»,

— говорит Евгений Барбашов, белёвский краевед

Следы деятельности этих богатырей местные жители называют и сегодня. По легенде это огромные воронки, оставшиеся от падения камней великанов, находящиеся на полях между балками Полянкой и Гостинкой. Сохранились и 2 Кудеярова камня в лесу, наиболее далеко заброшенные Пырей и Пупырей. Находятся они в 52 и 29 кварталах Володьковского лесничества.

«В Полесье широко распространено представление о великанах, как о первопредках современных людей. Это представление связано с балтским этносом. Попробуем разобраться в этой легенде, насколько она может отражать древнейшее почитание людьми реальных природных объектов. Этнографам известны многочисленные литовские, латышские и белорусские предания о богатырях, перебрасывавшихся камнями и в ряде случаев превратившихся в камни или каменные горы»,

- продолжает Евгений Барбашов

На водораздельных полях между Полянкой и Гостинкой находится много суффозионных понижений, принимаемых местными жителями за вмятины от падения камней великанов Пыри и Пупыри.

«Интересно и происхождение названий «могилы» самих братьев — «Курганка», «могильник», да и их имён тоже. Местность, где обитали изначальные герои различных индоевропейских народов, людям представлялась кладбищем, могилой. Но в отличие от современных кладбищ древние не столько поглощали жизни, сколько их порождали, притом в высшем, сверхъестественном качестве, являя миру богатырей»,

рассказывает Евгений Барбашов

С природными возвышенностями связано и имя наших великанов. Имя великана Пупыря происходит от слова «пуп» — всякая выпуклость. Для сравнения — «землю вспучило», «пуп земли» и т.п. Производным от пупа является пупырь — «шишка», «выпуклость». Имя другого великана-богатыря Пыря происходит от глагола пырять — «топорщить, вздымать». Пыряние — «действие по значению глагола», отсюда пырять — «бросать», сравним у В.И. Даля — пырять камнями в окна. Пырь — однократное действие — «толчок, удар, бросок».

«Существуют и похожие славянские предания о двух богатырях, живущих по разным берегам Днепра и которые бились между собой, метая друг в друга камни с одного берега на другой, один из них был убит. Это предание существенно отличается от более древней балтской версии, где богатыри защищали землю, но не дрались между собой и не убивали друг друга. Славянский вариант, который отражает борьбу земли и неба, Велеса и Перуна, в которой победителем выступает Перун»,

— говорит Евгений Барбашов

К примеру, в Холмском уезде Псковской губернии около деревни Изарь есть холм под названием «Сопка богатыря», мимо которой не пройдёт ни один крестьянин без того, чтобы, перекрестясь, не бросить на возвышенность пучок травы или сена, а проезжий остановит лошадь и положит траву или сено. Народ верит, если кто пройдёт мимо могилы богатыря и не положит на неё обычной жертвы, то богатырь огромного роста, особенно ночью, является и заслоняет дорогу, никого не пропуская.

На территории Калужской области бытовала легенда о великанах и духах, перебрасывающихся камнями, которую записал ещё в конце XIX века известный исследователь истории и культуры Калужского края В.М. Кашкаров:

«Так, возле деревни Чертовой Мещовского уезда указывают гору, на которой по преданию, в очень стародавние времена жил разбойник Голяга, или Голяда. Обладал этот разбойник силою непомерною, на тридцать вёрст он бросал свой топор. Возле селений того же уезда Свинуховой и Сабельниковой указывали мне две горы – Улитову и Мордасову. По преданию, на этих горах также жили два разбойника, два брата Голяги, и на тридцать вёрст перекидывали они друг другу топор»

Аналогичная легенда существует и в Орловской области. Летом 1927 года группа орловских краеведов предприняла поход по Оке с целью археологического обследования её берегов. В 12 км ниже г. Орла, у д. Гонючево было найдено овальной формы городище на высоком и крутом берегу р. Оки. В 5 км ниже по Оке в устье р. Цветынки краеведами было найдено ещё одно городище круглой формы, и тоже на высоком и крутом берегу р. Оки. Крестьянин д. Тайное Андрей Федотович Плахов, 73 лет, сообщил краеведам легенду, относящуюся к этим двум городищам: «На этих городищах, в незапамятные времена, жили богатыри и, когда им понадобится, они кричали, и друг дружке перекидывали чугунные топоры».

Вот так, изучая местные географические названия, и сопоставляя их с легендами и преданиями, можно узнать много нового и интересного из истории родного края и своего народа.

Поиск

Журнал Родноверие