В 1384 году Стефан Пермский предпринял ряд решительных мер по искоренению язычества на Вычегде, Выми и Сысоле:

«Разъярился владыка Стефан на кумирницы пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушил обухом, испепелил без остатку»,

говорится в летописи.

К принявшим православие коми Стефан обратился со словами:

«Тот, кто воистину верен, и быть желает всю оставшуюся жизнь самым мудрым, и хочет более всех высказать любовь ко мне, должен тот разыскать и выведать, где кумир таится в доме ли своем, или у соседа ближнего, или еще где-либо. Пусть найдет его, принесет и прилюдно... кумира того руками своими сокрушит»

Призыв владыки был воспринят с энтузиазмом.

Некоторые пермяне «хотели кумиров своих утаить, но не сумели, ибо, собираясь друг у друга, стремились они избежать обличения даже со стороны друзей, но ведь доносчики бывают и средь самых близких, сведущих о тайнах своих и соседских, – заметил автор «Жития Стефана Пермского». – За вину сию были напоследок истреблены дома их и окончательно очищены от кумиров»

Стефан самолично «ходил с учениками своими без лености, и по погостам расспрашивал, и в домах разыскивал, и в лесах находил до тех пор, пока все кумирницы... не уничтожил и до основания не искоренил»

Действия Стефана вызвали недовольство немалой части местного населения.

Выразителем ее интересов стал все тот же Пам-сотник, в уста которого Епифаний вложил такие обращенные к Стефану слова: «Кто дал тебе власть сие творить? Кто послал тебя в землю нашу, чтоб надругался ты над нашими богами, и храмы их разрушил, ...и службу нашу и честь в грязь втоптал, и веру нашу искоренить хотел?»

Жителям Коми края Пам говорил: «Не слушайте Стефана, пришельца... из Москвы! Что хорошего быть может нам от Москвы? Не оттуда ли к нам тяготы идут, дани тяжкие, и насилия, и судьи, и соглядатаи, и караульщики?»

А московским властителям «поступают ныне меха от охоты нашей. И... князья, и бояре, и вельможи мехами обогащаются, в меха одеваются и ходят, красуясь... Не от нашей ли охоты меха в Орду посылаются?.. И в Царьград, и к немцам, и в Литву, и в прочие города и страны...»

Но попытки Пама организовать сопротивление Стефану Пермскому провалились: за спиной епископа были уже не только великокняжеские охранники, но и построенные на Вычегде укрепленные городки Чернигов, Выбор, Яренск, Усть-Вымь, а главное многочисленные приверженцы из новокрещенных пермян, не желавших признавать былое первенство местной родовой знати и жрецов языческих культов.

Пам «посрамлен бысть и изгнан из Пермские земли из роду племени»

Вынуждены были покинуть родные места и многие другие жители вычегодских селений, лишившиеся богов и даже крыши над головой:

«А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои»

И.Л. Жеребцов, А.Ф. Сметанин Коми край: Очерки о десяти веках истории

Поиск

Журнал Родноверие