В течение прошлых веков ежегодные обряды постоянно претерпевали изменения. Наибольшие изменения претерпела их функция и интерпретация. Относительно устойчивой является структура обрядов, она сильнее всего сопротивляется большим изменениям, хотя со временем она также претерпевает некоторые изменения.

В период, когда человек выполнял обрядовые действия с верой в их благотворное действие и с опасением, чтобы произволом изменить ритуал не вызвать нежелательных последствий, когда на страже верности ритуала стояло старшее поколение, никакие изменения не могли быть сознательно преднамеренно внесены. Затем свернувшиеся ритуальные формы могли продолжаться почти без изменений в течение долгих веков.

Поразительным является факт выживания некоторых обрядов в мало измененном виде. Описаниям, например, обрядового возвышения Марзанны или смерти, сохранившимся в источниках XV и XVI веков, почти точно соответствуют сведения информаторов, записанные мною в середине XX века в Силезии. В Люблинецком еще в 1939 году до Пальмового воскресенья пожилые девушки ходили по всей деревне с Марзанкой — куклой из соломы, одетой в женские платья и платок, — которую они топили в реке, чтобы таким образом избавиться от деревни смерти. Мы также находим в деревне XX века обряды, описанные в XVI веке Николаем Реем, такие как: глотание "болот" в Пальмовое воскресенье, окропление святой водой скота и "всех палачей" в Великую Субботу, обливание водой и удар зеленой веткой во второй праздник Пасхи или, наконец, опоясывание полынью и прыжки всю ночь вокруг костра в канун Святого Иоанна.

Однако и структура обрядов, как уже говорилось, претерпевает изменения, хотя и более медленные. Этнографы, описывая быт и нравы деревни во второй половине XIX века, сетовали на упадок былых нравов. И фактически за последние 100 — 150 лет не один обряд полностью утерян или остались только его мелкие элементы. Так, например, от расширенного пастырского праздника в 1827 году до 1970 года осталось мало.

Изменения заключаются не только в истощении обряда с точки зрения количества ингредиентов. Они касаются также и расположения элементов: сюжетов веры, гаданий, магических и культовых практик, запретов и предписаний. Развитые светлячки сжигания костров в XX веке в некоторых польских регионах ограничились единичными обычаями: одеваться в зеленую полынь, петь субботние песни у часовни или сжигать огонь без пения и танцев, иногда просто сжигать пучок соломы.
На основании анализа обрядов было установлено, что из различных строительных блоков данного обряда запреты на определенные действия длятся относительно долго.

Поиск

Журнал Родноверие