6354334ed17ed
Стоп-кадр из фильма

Рецензия на фильм «Сердце Пармы» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Антон Мегердичев.

В ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко.

Премьера: 6 октября 2022 года.

Начиная с «Утомленных Солнцем» российское кино встало на путь конвейеров и вся индустрия так называемого «госкино» начала работать по следующему принципу: мы 7 лет снимали «великий фильм о великой войне», накопили кучу реквизита, набили руку на боевых сценах, отточили идеологический посыл — не пропадать же добру. Ну и что, что фильм провалился. Деньги выделены, значит теперь российский зритель до конца жизни будет кушать фильмы о Второй мировой по штуке раз в полгода.

Стрельнула «Легенда № 17», значит держите «Движение вверх», «Тренер», «Поддубный», «Чемпионы» и пару фильмов про наших фигуристов на десерт.

На «Викинг» угрохали больше миллиарда, сняли Козловского под мухоморами, Киев превратили в хлев с забором, русских воинов — в дерьмодемонов, но конвейер-то запущен и кинотеатры должны быть заполнены псевдоисторическими эпосами про средневековую Русь: «Легенда о Коловрате», «Скиф» и вот теперь «Сердце Пармы».

Последнюю категорию объединяет общая идея превозмогания русского народа, внезапный интернационал там, где его не могло быть, генеральная линия «наша всегда была православной и никакой другой» и конечно же западные интервенты, которые столетиями посягали на Русь-матушку.

Все это снимают одни и те же люди, за деньги из одного источника и по одним лекалам. Режиссер «Сердца Пармы» — Антон Мегердичев. Он же снял «Движение вверх», а над ним всю жизнь стояла легендарная михалковская студия «Тритэ», снимавшая все самые одиозные фильмы последних 20 лет.

Искать зачатки авторства или нестандартных подходов в таких фильмах — дело неблагодарное, обсуждать их неинтересно, но «Сердце Пармы», похоже, имеет успех у аудитории телевизора, поэтому и нашему изданию грех не примазаться к обсуждению «самой популярной ленты российского проката».

Действительно, если в квартире из развлечений только телевизор с госканалами, то можно легко поверить в то, что все фильмы, кроме «Сердца Пармы» запретили, настолько зрителя ТВ долбят в мозг рекламой данного кино.

Фильм снят по одноименному роману Алексея Иванова. Книжка была популярна лет 15 назад и не совсем понятно, почему за неё взялись именно сейчас, но, возможно, это и к лучшему: для второй половины десятых хватило бы одного «Волкодава», а без серьезного бюджета экранизировать Иванова и вовсе не имело смысла.

Книга и фильм повествуют о Руси времен правления Ивана III. Действие разворачивается не на русских землях, а в далеких землях будущей Перми. Здесь произрастает парма — особые елово-пихтовые леса, которые побудили Иванова посвятить им название романа.

В пермском княжестве Чердынь правит князь Михан (в реальности он звал себя Михаил Ермолаевич, но, видимо, создателям книги и фильма не хватало инаковости соседей). Надо отметить, правитель не пользуется уважением дворян из-за своей нелюбви к войне. Князя-пацифиста едва удается убедить, что в средневековье надо иметь армию и, как только пермские земли объединяются, с Запада приходит Москва, чтобы наказать зарвавшихся пермяков.

Видимо, большинство претензий к персонажам и общему сюжету стоит отсылать именно к книге, но и Мегердичев внес свою лепту: две трети хронометража повествование развивается невероятно медленно. Фанаты романа жалуются, что режиссер обрезал значительную часть первоисточника, а повествование для кино надергал отдельных кусков и не особенно потрудился связать их воедино.

При этом на экране порой разворачивается действительно масштабные действия. Авторов нельзя упрекнуть в пустой трате бюджета: пейзажи, декорации, битвы — на все деньги. Батальные сцены — это, пожалуй, единственное, за что можно похвалить «Сердце Пармы», если бы отдельные моменты не были нагло слизаны подчистую с западных образцов.

Например, финальная битва — чисто битва бастардов из «Игры престолов», а врыв вождя племени вагулов на коне с огромными рогами в ворота славян украден кадр в кадр из третьей части «Хоббита» Питера Джексона, только выглядит подешевле.

Зато, где создатели действительно проявили фантазию, так это в искажении исторических образов в угоду кинематографичности. Вообще, еще наверное со времен «Волкодава» наши киноделы так и не могут определиться, снимать фентези или исторические драмы, поэтому каждый раз лепят одно на другое. «Сердце Пармы» не стал исключением.

Потомкам коренных народов пермских земель можно смело подавать в суд на Мегердичева за клевету на национальный образ. Видно, что создатели фильма из кожи лезли, чтобы показать варваров еще более варваристыми: они постоянно рычат, одеты в что-то среднее между лохмотьями и броней орков из «Властелина колец», на голове носят рогатые шлемы, да не с одной парой, а с двумя и, о ужас, скачут на лошадях.

За последнее реальные вагулы из 15 века точно подняли бы создателей на копья. Родственники манси никогда не знали верховой езды и считали пришлых людей на лошадях демонами. На самом деле, эти низкорослые и тощие люди вели относительно-спокойный образ жизни, охотились, собирали и спокойно себе проживали в родоплеменном строе до прихода русских отрядов.

Никакой этники, характерной для коренных пермяков в фильме не будет. Авторы приписали пермякам мифологию со среднего урала, образ жизни славян и современные ценности. Во вселенной фильма москвичам противостоит некий славяно-пермский симбиоз, чего на самом деле, конечно не было. Мультикультурализм — это, конечно, хорошо, но не в случае, когда в кино московиты идут резать таких же славян, как и они сами.

Браки по любви с коренными народами тех мест — и вовсе нонсенс. Русские люди имели связи с местными женщинами только из-за недостатка представительниц противоположного пола в военном походе.

Да и с экранизацией русских людей у Мегердичева случилась беда. Наши воины одеты кто в кольчугу XII века, кто в шлем времен смуты, кто в стрелецкий кафтан из 16 века. СТРЕЛЬЦЫ мало того, что появляются на 100 лет позже, так еще и берут в руки копья и щиты. Хоть бы пищальку какую дали, но нет, стрелецкая пехота во вселенной фильма разжалована в пехоту обычную.

Ну и, конечно же, все персонажи пришли в пермские леса прямиком из барбершопа. «Викинга» все ругали за слишком грязных русичей, а мы поругаем «Сердце Пармы» за самых чистых москвичей.

У режиссера тоже не получилось показать, что обе стороны — это одна страна. Весь фильм строится на противоречии всех фракций, а в конце нам просто говорят «и жили они все вместе долго, да счастливо».

С чего бы это вдруг?

Москва в «Сердце Пармы» выступает колонизатором, а Пермь и вместе с ней десятки других городов Урала, Западной и Восточной Сибири — жертвами амбиций соседа. Кино не объединяет, а лишь подчеркивает непохожесть малых народностей. Пармцы недолюбливают татар, потому что они другие, татары давно враждуют с москвичами, а московиты сплошь жадные, алчные и вообще не люди.

При этом, на протяжении всей ленты зрителю очень ненавязчиво подсовывают идею какое «неправильное» язычество и какое «правильное» православие, но только на словах. В «Сердце Пармы» как раз именно большинство православных ведет себя неподобающе своей вере, зато язычники — вполне последовательны в своей жестокости.

В свое время Алексея Иванова упрекали в навязывании имперского мышления, но писатель отмолчался и про это все забыли, а вот фильм Мегердичева снова поднял этот вопрос на щит и гордо понес перед собой. «Сердце Пармы» весьма своеобразно учит взаимодействию с соседями — тот прав, кто сильнее и к финальным титрам зритель остается один на один с неуютными мыслями о геополитике и стойким нежеланием оказаться среди тех, кто слабее.

16+

Поиск

Журнал Родноверие