Речь идет о отрывке из агиографии Отто Бамбергского. Как мы помним, проповедь, произнесенная епископом, была прервана языческим священником. Тот, направляя угрозы в адрес миссионера, указал на то, как христианин должен нести мусор. Здесь появляются два аспекта, связанных с обработкой телесной оболочки Отто, а именно расчленение и обезглавливание.

Кажется, что в контексте рассматриваемой проблематики стоит рассмотреть еще один инцидент, зафиксированный раннесредневековыми источниками. Речь идет о походе Померанцев на земли пястовской области. Не вдаваясь в подробности предпринятых этими первыми действиями военного характера, внимание привлекает некая деталь, связанная с извлечением и осквернением останков родителей Болеслава Кривого. После того, как они вытащили труп, им отрезали головы, выбили зубы, а остальные кости разбросали по окрестностям. Причины этих действий можно найти в боевом подъеме. В таком понимании посмертное уничтожение семьи врага было особенно желательно. С другой стороны, мы можем иметь дело с действиями, санкционированными религиозными потребностями.

Приведенные события, безусловно, направляют наше внимание на другие события, зафиксированные в повествовательных источниках, касающихся ближайшего (как культурно, так и географически) района Померании, которым в то время была Полабская Славянская область. Речь идет о описываемых Титмаром битвах за неуказанный regnum ablatum, письме святого Бруно к Генриху II, мученической смерти святого Иоанна, рассказе Адама Бременского о казни чешских монахов, убийстве Готшалка или, наконец, отрывке из так называемого Манифеста Адалгота. Во всех этих сообщениях появляются подробности обезглавливания, расчленения и посвящения головы языческому богу.

Мы также знаем, что подобную судьбу христиане хотели уготовить Ругианам. Епископ Отто Бамбергский, после борьбы штеттинцев с жителями Рюгена, принял решение о евангелизационной экспедиции на остров. Это известие быстро дошло до живущих там славян, которые через посланных послов пригрозили, что в случае этой попытки апостол будет обезглавлен, а его тело брошено диким животным на съедение. Такая же участь постигла и его возможных эмиссаров.

Камиль Кайковски " квинтэссенция бытия и трофей богов. Человеческая голова в символике и верованиях Померанцев в раннем средневековье."

"Восстали против нас самые жестокие язычники и стали могущественными — люди без пощады, хвастающиеся даже своей бесчеловечностью. Церковь Христову осквернили поклонением идолам, разрушили алтари и делают нам все то, от чего восстает дух человеческий. Они часто совершают набеги на наши земли, грабят, убивают, безжалостно уничтожают и угнетают нас изощренными пытками; у одних отрубают головы и предлагают их демонам, у других вырывают живьем кишки, связывают порезанные руки и ноги и высмеивают нашего Христа: «где их Бог?». Иными словами, они позволяют продлить жизнь, что хуже смерти, потому что, живя, они должны смотреть на то, как тех мучают, медленно отсекая новые члены тела, и как они, наконец, лишаются внутренностей. Многие из них снимают кожу заживо и, переодевшись в снятую с головы кожу, попадают в христианские страны и, якобы, как христиане, безнаказанно вывозят добычу. Когда они празднуют свой праздник, колдуны их во время пиршества произносят слова: "Наш Припегала требует голов, мы должны принести ему эти жертвы...». Поэтому, когда они обезглавливают христиан перед своими алтарями, они принимают заклинания, полные человеческой крови, и воют ужасным голосом: «мы празднуем День Радости! Победил Христос, победил непобедимый Припегала!»"

В 1108 году он был разослан нескольким епископам и германским князьям, нескольким представителям низшего духовенства, а также всем верующим, епископам, аббатам, монахам, эремитам, приходским священникам, каноникам, клирикам, князьям, рыцарям, служителям и всем вассалам благородного и низшего происхождения"...) Письмо-призыв к войне с полабскими славянами, поскольку последних имели в виду инициаторы цитируемого документа — он умело использовал крестовые настроения, которые на рубеже Xi-XII веков, особенно после победы первого крестового похода на Святую Землю, усилились среди рыцарства и простого народа многих стран Европы.

Комментарий

Приведенный выше текст был опубликован, чтобы показать роль головы, как жертвы божествам у славян.

Иллюстрация-жертвоприношение пленных Вотану, Тевтобургский лес, 9 г. н. э. изображение Милека Якубца.

Обращаю внимание на различия в "литургии". Германцы вешали подношения в лесу, а славяне обезглавливали и приносили в жертву.

Поиск

Журнал Родноверие