В некоторых вариантах былины встрече со Святогором предшествует сон Ильи в шатре с огромной кроватью. Пробуждает Илью «великий шум» — это приближается к шатру его спящий хозяин Святогор. Очевидно сходство этого эпизода с фрагментом из Младшей Эдды, где бог грома Тор останавливается на ночлег в домике, оказавшемся рукавицей великана Скрюмира.

Тор пробуждается от грохота, вызываемого приближающимся великаном, который вскоре также засыпает. Далее Тор наносит спящему великану три удара своим молотом, а Скрюмир принимает удары за падение листьев, желудей и веток с дерева. Илья Муромец обычно встречает Святогора в тот момент, когда он движется по направлению к Святым горам и при этом спит в седле. Илья, подъехав, трижды наносит великану удар, но Святогор не замечает этого или же принимает удары булавы или копья за падающие шишки, капли дождя, укусы мух и т.п.

Обычно считается, что невосприимчивость Святогора и Скрюмира к богатырским ударам служит указанием на их необычайную мощь. Но в других случаях Тор побеждает своим молотом целые полчища великанов, Илья же легко вырывает или разбивает кряжистые дубы. И первый, и второй явно не ожидают подобной «сдержанной» реакции от великана.

Предложенная трактовка образа Святогора позволяет предположить иной смысл этой сцены, который и объясняет природу появления сходных эпизодов в совершенно разных сюжетных контекстах. Сцена с нанесением богатырских ударов, принимаемых за комариные укусы, должна была некогда намекать слушателю на «потусторонность» Святогора и Скрюмира. В обоих случаях мы, следовательно, имеем дело с преодолением пограничья между миром людей (миром живых) и миром мертвых, он же – мир великанов. Но если «Эдда» прямо передает миф, то в былине мы сталкиваемся лишь с отдельными его отголосками.

Поиск

Журнал Родноверие