img 20190804 165217 319x425
Реконструкция славянского храма на Волине

Люди, которые знают меня, знают, что у меня есть маленький гопель (хорошо: настоящая одержимость) верованиями древних славян. Я в основном интересуюсь демонологией, но стараюсь кое-что узнать и о религии. Я читаю тонны славянской фантастики (названия, пожалуйста, подбрасывайте в комментариях, потому что выходит так много, что я не поспеваю), я делаю о ней лекции, я хотел бы написать роман в этой атмосфере, я также немного интересуюсь реконструкцией раннего средневековья, но родной женщиной я не стала. Почему?

Ответ не прост и состоит из двух аспектов. Первый — это моя духовность. Когда я поняла, что Римско-Католическая Церковь не место для меня, я изначально не хотела заниматься какой-либо организованной религией. Мне нужен был отдых. Потом, в свою очередь, выяснилось, что, наверное, уже поздно пытаться присоединиться к какой-то религиозной группе. Я не нуждаюсь (или, по крайней мере, на данный момент) в какой-то религиозной систематизации, так же, как мне не нужны имена для моих богов. Мне больше всего подходит поклонение силам природы, и они не требуют имен и кодифицированных обрядов.

Второй аспект касается состояния знаний о верованиях древних славян. И это намного сложнее, чем принято считать. Начнем с того, что здесь мы можем разделить людей (исследователей, заинтересованных, последователей) на две группы. Первая – под влиянием работ Александра Гейштора и думезиловской теории-считает, что мы знаем много и фактически всю религию славян удалось реконструировать. Вторая группа-здесь у нас есть сторонники Генриха Ловмянского-утверждает, что мы на самом деле ничего не знаем. Я стою посередине: на мой взгляд, мы знаем очень много, но понятия не имеем, что из этого правда.

Однажды в мои руки попала книга Дария Сикорского "религии древних славян" и стала для меня откровением. Сикорский описывает все мои сомнения, которые до сих пор были для меня лишь каким-то предчувствием. Из этой книги мы не узнаем, во что верили славяне. Мы узнаем, почему это так сложно однозначно определить. Сикорский в упрощенном виде показывает большинство ошибок, которые могли совершить исследователи предмета. Он обсуждает важнейшие произведения, касающиеся верований славян, напоминает об их верованиях и в то же время показывает пути, по которым кружили умы величайших исследователей религии славян. Таким образом, мы можем наконец понять, почему среди экспертов-исследователей преобладают такие крайние отношения.

Я сама стою при утверждении, что на данный момент мы не можем определить, как на самом деле могла выглядеть религия славян. Слишком много неизвестных, начиная с самого определения "религии", которое мы сейчас воспринимаем в христианском языке. Была ли ее частью демонология? Магия? Погребальные ритуалы? Может быть, это были совсем другие сферы? По этой причине я также предпочитаю термин "верования славян”вместо "религии". Еще одна проблема-отсутствие письменных источников. То, что у нас есть, — это информация из вторых (или третьих рук), сильно искаженная незнанием языка, христианской интерпретацией, опорой на слухи и слухи. Да, мы можем извлечь очень много информации, например, из хроники Титмара, но мы также должны знать, что наши выводы могут быть просто неверными. У нас есть археологические источники, но их трудно интерпретировать, когда они не сопровождаются письменными источниками. Ученые до сих пор спорят, являются ли здания, найденные на Вроцлавском Тумском острове, остатками храма или, скорее, обители какого-то местного князя. Лучшим инструментом, пожалуй, является Лингвистика — благодаря созданию и выживанию старославянского языка мы можем реконструировать многие понятия, которые для славян были чуждыми или близкими. И на этом основании мы можем иметь некоторый взгляд на их духовную жизнь.

Поэтому мне было бы трудно исповедовать религию, информация о которой является неполной и непроверенной. Мне не хватает священной книги, прямых источников и рассказов. Да, есть реконструкции славянских мифов (в последнее время довольно много), но это современные тексты, основанные на всевозможных преданиях и легендах. Этнографические источники тоже являются спорным источником знаний о религии славян-могли ли в них за 1000 лет выжить отголоски древних обрядов? Некоторые говорят, что да. Другие настроены скептически. Я принадлежу к скептикам.

Но в то же время я езжу по Польше и ищу места поклонения (даже если они таковы только теоретически). Я наблюдаю за статуями и реконструкциями, лазаю по сленгу, мечтаю о праздновании ночи Купалы. Кажется, я ищу в себе родную женщину, но пока поиски занимают меня так много и приносят столько удовлетворения, что я пока не хочу добраться до места назначения.

P.S. о том, что мы знаем о религии славян и каким богам они могли поклоняться, будет отдельная запись.

Поиск

Журнал Родноверие