slowianscy bogowie w wyobrazeniu wspolczesnego rysownika
Славянские боги в изображении современного карикатуриста. Марек Гапон / CC BY-SA 4.0

Славянский пантеон. Вот, собственно, список языческих богов, которым поклонялись на Висле

Знаменитый летописец удивительно подробно рассказал о языческих верованиях поляков. Он реконструировал состав всего "польского Олимпа". Но можно ли доверять известиям Яна Длугоша?

Языческие боги славян. Кому, по мнению Длугоша, поклонялись предки поляков.

Ян Длугош, писавший во второй половине XV в., т.е. в самом конце Средневековья, не ограничился в своих монументальных "Анналах" временами и событиями, известными ему по вскрытию. Он дошел до самого рассвета Польши. И эту тему он изложил очень подробно.

В первой книге этого труда он, в частности, затронул вопрос о языческих верованиях, бытовавших на Висле до того, как Мешко принял крещение и навязал новую веру своим подданным.

Он писал:

О поляках известно также, что с самого начала своего рода они были идолопоклонниками, верили и поклонялись множеству богов и богинь, а именно Юпитеру, Марсу, Венере, Диане и Церере, впав в заблуждение других народов и племен.

Юпитера они называли на своем языке Иессой, полагая, что от него, как от высшего из богов, им достаются все мирские блага. Марса они называли Ладой. Воображение поэтов сделало его вождем и богом войны. Ему молились о победе над врагами. Вену они называли Дзидзилелой и считали ее богиней брака. Плутона они называли Ния, считая его богом подземного мира, хранителем и защитником душ, покидающих тела.

olzk9kpturbxy8zm2vlzdhknjjhyja3mzcwntc0ntflnjexztkyzwe4nc5qcgeslqlnaxqawsovagdnavjcw94aaaewbg
Славянское колдовство в представлении художника XIX века

Раскопанный пантеон. Почему вновь возник интерес к аргументации Длугоша?

Описание удивительно по своей детализации и вызывает ожесточенные споры на протяжении столетий. В прошлом его довольно часто принимали за чистую монету, полагая, что слова Длугоша отражают картину исконно полянских верований.

Славянский пантеон, пересказанный летописцем, должен был доказать сложность родной религии и даже дать основания для сравнения ее с мощными системами мифов и верований, которыми могли похвастаться греки или скандинавы.

Однако после некоторого периода увлечения пантеоном Длугоша к нему стали относиться все более скептически. Собственно, возрождение интереса к нему произошло только в последние годы. Отечественные верующие и сторонники псевдонаучных теорий о Великой Лехии, пытающиеся на основе различных подделок доказать, что Польша имеет дополнительные сотни лет скрытой, славной истории, ссылаются на аргумент летописца как на коронный довод, подтверждающий их обоснованность.

Но что думают о пантеоне Длугоша настоящие специалисты? Каково современное состояние науки?

Полтысячелетия спустя

Прежде всего, следует категорически заявить, что Длугош не имел непосредственного представления о происхождении Польши. Он писал через полтысячи лет после принятия христианства. Он был так же далек от языческих времен, как мы ... от своей эпохи. Он мог писать о древнем пантеоне только как историк: так же, как современные ученые пишут о себе.

zahk9kpturbxy9in2fimwmxmguxyzm2yzm2zjrmmmqyyja5zda4mdu4ys5qcgeslqlnaxqawsovagdnavjcw94aaaewbg
Ян Длугош в изображении Яна Матейко Public domain

Проблема, однако, заключается в том, что в распоряжении Длугоша было очень мало источников. В большинстве своем современные ученые считают, что его аргументам, относящимся к периоду ранее конца XIV века, верить нельзя. Что касается самого начала "Анналов", то установлено, что в распоряжении Длугоша не было ни одного (подчеркиваю: ни одного) источника, который не был бы известен нам сегодня.

Он просто компилировал ранее записанные хроники, в крайнем случае приукрашивая или изменяя содержащиеся в них истории в соответствии со своими морализаторскими целями. Начало Польши он изобразил на основе трудов Галла Анонима, Винцентия Кадлубека и др. Но он никогда не видел, например, немецкой хроники Тьетмара и поэтому не имел представления о многих фактах ранней истории страны, которые известны нам сегодня.

В результате работы Длугоша ни один специалист-медиевист не использует "Анналы" для реконструкции зарождения государства Пястов. То же самое относится и к славянскому пантеону. Длугош просто опирается на другой источник. И кстати — он совершенно увлекся своей фантазией.

Свадебные песнопения

Как выясняется, в позднем Средневековье не только в Польше, но и в Рутении или Богемии определенной популярностью пользовались свадебные песнопения, в которых повторялись такие призывы, как "jessa", "nija", "leda" или "leli". Следует отметить, что эти народные песни исполнялись в начале XV века, т.е. в эпоху, когда трудно говорить о сохранении каких-либо видимых пережитков язычества.

Церковь не любила эти песни, видя в них, возможно, совершенно непонятное, но все же отражение старых народных суеверий. Проповедник Лукаш из Вельких Козьмин протестовал против их повторения на свадебных торжествах. Упоминание об этой теме появилось и в синодальном уставе 1414 года.

Поверхностные ассоциации

Длугош, очевидно, знал мнения вышеупомянутого Луки или был знаком с синодальной документацией. Озабоченность церковных властей стимулировала его воображение. И на основе этой невероятно поздней интерпретации народных обычаев историк начал составлять целый каталог языческих верований.

Он прибег к популярному в Средние века методу. Как поясняет познаньский медиевист, автор книги "Религии древних славян" Дариуш Сикорский, "для Длугоша, образованного человека, язычество было тождественно той форме религиозности, которую он знал из античной литературы". Из этого летописец сделал вывод, что древние поляки должны были верить... в то же самое, что и древние греки или римляне, только богам они давали другие, родные имена.

По сути, летописец просто проследил общую схему римской религии, а имена богов взял из свадебных призывов. Он опирался, как отмечает Дариуш Сикорский, на "поверхностные ассоциации". А о языческой религии "он, очевидно, не имел никаких знаний, потому что откуда бы они у него взялись через пять веков после крещения Мешко I".

***

Камиль Яницкий — историк, писатель и публицист, главный редактор WielkaHISTORIA. Автор таких книг, как "Дамы польской империи", "Pierwsze damy II Rzeczpospolitej", "Epoka milczenia" или "Seryjni mordercy II RP". Его последняя работа — "Панщизна. Подлинная история польского рабства" (2021 г.).

Поиск

Журнал Родноверие