Хранители латышской жизни начали борьбу за включение коммунистов в список традиционных конфессий, имеющих законное право заключать браки. Хотя во времена Первого свободного государства диевтуров таким правом не наделяли, рубеж веков изменил понимание законодателями неоязычества.

Ожидается, что соответствующие поправки в Гражданский кодекс будут приняты к осени, и молодые пары, желающие провести свадьбу или венчание в соответствии с традициями предков, больше не смогут обращаться в ЗАГС ни до, ни после.

Вкратце

Несколько пар обратились в Управление омбудсмена с просьбой прекратить дискриминацию верующих и разрешить им официально зарегистрировать свой брак.
Комиссия по правовым вопросам парламента поддержала право верующих на брак, подготовив ко второму чтению поправки к Гражданскому кодексу.

Глава комиссии по правовым вопросам Андрейс Юдинс ("Новое единство") прогнозирует, что Сейм примет поправки к Гражданскому кодексу к осени.

До сих пор в обществе не прозвучало возражений против права коммунистов на брак, хотя представители лютеран призывают законодателей тщательно обдумать этот шаг.

По данным Министерства юстиции, в Латвии насчитывается более 500 мест отправления культа.

Звезда фильма "Метель душ" Отто Брантевичс и его невеста Тина Карина Аншанс входят в число пар, которые активно борются за право крестных отцов на брак.

Брантевиц рассказывает, что изначально пара планировала обвенчаться в церкви, но потом все изменилось:

"Мы заинтересовались этим причастием, латвийским неоязычеством, и поняли, что правильнее было бы венчаться по их традициям. Для нас это важно, потому что это традиции наших предков. И мы хотим жить в соответствии с ними". "Конституция Латвийской Республики устанавливает свободу вероисповедания, она также устанавливает защиту латышской жизни, она включает все это, и мне кажется несправедливым, что, например, христиане — я ничего не имею против христиан, но несправедливо, что одна религиозная группа может жениться, выходить замуж в соответствии со своими традициями, а другая — нет"

Несколько пар обратились в Управление омбудсмена с просьбой положить конец дискриминации.

Руководитель отдела коммуникации и международного сотрудничества Рута Силиня подчеркнула, что Управление омбудсмена не видит юридических препятствий, почему бы государству не предоставить право на брак и людям, исповедующим религию:

"Следует отметить, что это привилегия — ни один правовой акт, в том числе международный, не обязывает государство предоставлять религиям такое исключительное право, но мы видим, что дверь открыта и некоторые религии уже получили это право, так что, по сути, политики вправе судить, предоставлять или нет такое исключительное право"

Комитет парламента по юридическим вопросам проголосовал за право верующих вступать в брак

Латвийское неоязыческое религиозное движение, основанное в 1925 году Эрнестом Брастиньшем, последователи которого называют себя Крестными отцами, изначально не получило от Сейма права на брак. Прошло почти столетие, и отношение к тем, кто придерживается латышского образа жизни, изменилось. Ранее статья 51 Гражданского кодекса предусматривала, что супруги, принадлежащие к лютеранской, католической, православной, старообрядческой, методистской, баптистской, адвентистской или иудейской конфессиям, могут заключить брак в организационных рамках своей веры.

"Учитывая, что религиозные организации — это довольно деликатный вопрос, многие посчитали, что лучше ничего не менять во всех этих практиках, но, я думаю, что очень сильный импульс был дан с утверждением преамбулы Конституции, в которой четко сказано, что латышская культура сформировалась в результате слияния христианской традиции и латышского образа жизни. Поэтому, на мой взгляд, со стороны государства мы должны одинаково хорошо признавать обе религии, и тогда каждый человек сам, в соответствии с Конституцией, решает, к какой религии он себя относит. Мы не ставим условие со стороны государства, что кто-то должен принадлежать к определенной религии, но я думаю, что тот факт, что мы признаем мировоззрение наших предков, я считаю, что это правильное направление для продвижения"

Правда, Национальный альянс надеялся, что вопрос о праве на брак будет решен еще в предыдущем Сейме. Однако депутаты не спешили, и 13-й Сейм закончился без внесения поправок в статью 51 Гражданского кодекса.

Но 14-й Сейм движется вперед, и на прошлой неделе Комиссия по законодательству одобрила предложение о праве верующих на брак в рамках подготовки ко 2-му чтению поправок к Гражданскому кодексу. Андрейс Юдинс ("Новое единство"), глава Комитета по правовым вопросам, согласен с парами, обратившимися в Управление омбудсмена:

"Я лично считаю, что нет ни равенства, ни справедливости, когда у одних религий и конфессий есть такая возможность, а у других нет. Понятно, что, когда речь идет о местах отправления культа, они организуют церемонии, но вопрос в том, почему то, что они делают, не может быть признано, в то время как другим это разрешено. Именно поэтому сегодня почти все члены проголосовали "за", а затем мы перейдем ко второму чтению и будем работать над тем, чтобы принять поправки как можно скорее"

Голосование парламентской комиссии рассматривается далитами как глубоко символичное

На заседании комиссии Сейма по правовым вопросам, где обсуждалось предложение о праве крестных отцов регистрировать браки, также присутствовали высокопоставленные представители Латвийского братства крестных отцов, одетые в национальные костюмы.

Председатель правления Содружества Угис Настевичс надевает костюм XI века Лудзенского района только по особым случаям:

"Это тоже исторический день. И если люди приходят в Сейм в почетных одеждах, то мне, как латышу, кажется уместным прийти в народном костюме". Андрей Брокс, великий лидер Содружества Богов, пришел в Сейм в абренском костюме, в котором сам венчался. Ему также пришлось идти в ЗАГС, хотя сама свадьба проходила по богтурской традиции. Андрей Брокс рассматривает голосование парламентской комиссии как признание своего происхождения: "Это возвращение, и в том смысле, что мы можем заглянуть в историю, увидеть свои истоки, и сегодняшние археологические, лингвистические и даже генетические исследования подтверждают эти древние связи с индоевропейской культурой, а также это вопрос нашей уверенности в себе. В какой степени мы знаем себя? Какую ценность мы привносим в мир, кем мы являемся для остального мира?"

Андрис Жуковскис, руководитель общины благочестия "Svētė", отмечает, что подавляющее большинство латышей в опросах признают себя сторонниками религии природы, принадлежат к вере предков, что указывает на направление благочестия, поэтому решение комиссии Сейма основано на историческом понимании:

"Будет справедливо, если традиция, которую латыши культивировали на протяжении веков или даже тысячелетий, будет признана в Латвии с юридической силой"

Около 100 пар в год заключают браки в духе латышских традиций

Департамент записей актов гражданского состояния Министерства юстиции не располагает информацией о том, сколько пар заключили брак в духе богобоязненной традиции до или после того, как их брак был официально зарегистрирован в ЗАГСе. Депутат Янис Домбрава предполагает, что речь может идти о более чем 100 парах в год, которым больше не нужно будет регистрировать свой брак в двух местах. Для древних латышей брак был самой большой честью. Главный ритуал — выравнивание, цель которого — объединить пару для совместного проживания. Ритуал, сопровождаемый торжественной речью, проводился в энергетически сильных местах и поручался великому руководителю — опытному пажу или уважаемому члену семьи мужа. В общине Swete, зарегистрированной пять лет назад, состоялось всего пять свадеб.

Андрис Жуковскис, староста прихода общины Свете, называет причиной этого стоимость брака и тот факт, что парам все равно приходится идти в ЗАГС до или после него:

"Поймите ситуацию, которая существовала до сих пор: молодая пара, которая венчается в святилище на земле, перед прошлыми поколениями, под этим солнцем — перед своими нынешними родственниками, друзьями и под своим солнцем, получает благословение Бога, Мары и Лаймы, а на следующий день им нужно идти в ЗАГС. Там они играют вальс Мендельсона или слушают стихотворение, которое читает секретарь, и объявление о том, что теперь вы будете считаться мужем и женой. Это даже в какой-то степени оскорбительно. Это также оттолкнуло многих людей от посещения церемонии в храме"

Пресс-секретарь Управления омбудсмена Рута Силиня отмечает, что, предоставив верующим право венчаться, религиозная община должна будет также нести бюрократические последствия этого решения:

"Религиозная община должна будет вступить в контакт с государством и сообщить, что пара хочет обвенчаться, с одной стороны, пара освобождается от того, что они считают бюрократическим действием, но церковь или братство, религиозная организация имеет бюрократические обязательства по дальнейшему информированию государства"

Бюрократическая сторона брака не беспокоит преданных. Им важно показать свой вес в духовном пространстве Латвии.

В офис омбудсмена также поступила жалоба на то, почему Латвийское телевидение транслирует религиозные церемонии и службы определенных конфессий, но не транслирует шествия верующих.

По данным Министерства юстиции, в 2020 году в Латвии насчитывалось 542 крестных отца.

Браки заключаются в трех святилищах, и, по словам Андриса Жуковскиса, они заключаются на всю жизнь:

"В связи с этим сам процесс выравнивания, или заключения договора перед Богом, нынешними родственниками и предками, происходит с помощью договорного камня, на который молодая пара ставит ноги, кладет на него руки, а затем произносит свои клятвы. Почему используется именно камень? Это самый твердый материал, известный нашим предкам в мире Мара. Пусть у договора будет твердость камня, чтобы он был скреплен навечно"

В общественной сфере нет активных противников права преданных на брак

В общественной сфере ни одна организация не выступила против права верующих регистрировать свои браки, в том числе и религиозные общины, которые могут регистрировать браки с самого начала существования латвийского государства.

"Католическая церковь в Латвии уважает право каждого человека и религиозной организации формировать свою религиозную жизнь и регулировать свои отношения с государством, а Римско-католическая церковь в Латвии со своей стороны поддерживает право каждого человека на свободу религии и совести"

Лютеране также не возражают против брака прихожан, хотя вспомогательный епископ Рижской архиепархии Ринальдс Грантс призывает Сейм задуматься о последствиях такого решения:

"Решение законодателей о передаче функции брака Латвийской церкви прихожан, на мой взгляд, нарушит логику такой преемственности.

До сих пор право венчания делегировалось государством на основании Гражданского кодекса дооккупации, в котором были перечислены церкви, имеющие право венчать.

Мы призываем депутатов тщательно продумать основания для исключения, а также принять во внимание, что это может иметь последствия. На подобное право могут претендовать и другие религиозные организации, и, во-вторых, в обосновании этого предложения не следует рассматривать религию Бога как латвийскую национальную религию, поскольку она таковой, разумеется, не является"

Право регистрировать браки может быть предоставлено верующим уже в этом году

На данный момент в Сейме не ожидается больших политических баталий по поводу поправок к Гражданскому кодексу.

"Удастся ли принять поправки к середине лета, зависит от количества предложений и возможности их рассмотреть, поскольку это один из нескольких вопросов, над которыми работает Комиссия по законодательству. В начале июня будет объявлен срок подачи предложений, и мы сможем рассмотреть их в середине июня. Сможем ли мы сделать это к середине лета, я сейчас не могу обещать. Если не успеем к середине лета, то в сентябре". Актер и солдат Ото Брантевичс говорит, что готов ждать столько, сколько потребуется, чтобы пожениться так, как он хочет: "Может быть, Тина со мной не согласится, но я думаю, что 10 лет — это максимум, который мы можем ждать. Если же нет, то мы, скорее всего, выберем вариант свадьбы, но все ритуалы будут в традициях предков"

Поиск

Журнал Родноверие