Оказывается, настоящие белорусские божества не были примитивными, а наши предки — умеренными.
Историк и автор книги "По следам белорусских богов. Очерки белорусской мифологии" Дмитрий Скварчевский рассказал корреспонденту Sputnik Алесе Шаршневой о верованиях, мифах и жертвоприношениях предков белорусов.
Дмитрий предлагает иной взгляд на белорусскую мифологию и излагает его в своей книге.
"Ляля, Тётя и Зюзя — литературные фантазии"
Белорусская мифология является дискуссионной темой по ряду причин. Разные исследователи трактуют этот вопрос по-своему, поэтому, помимо научно обоснованной позиции, по словам Змитера, существует масса выдумок и стереотипов.
"Некоторые ученые рассматривают только киевскую модель — это означает, что пантеон князя Владимира используется для всех восточных славян, в том числе и на территории Беларуси. Проблема в том, что ни один персонаж из этого пантеона, кроме Перуна, не подтвержден историко-историческими данными. фольклорные традиции наших предков. А без подтверждения другими источниками использовать киевские реалии для белорусской территории невозможно",
- поясняет Дмитрий.
Тем более, что считается, что пантеон князя Владимира искусственный, ведь он объединил в себе различных персонажей из разных регионов своей страны и создал таким образом общенародный культ.
Кроме того, если посмотреть на территорию Беларуси X века, она не будет полностью славянской — кривичи сохранили балтийскую культуру. Здесь также жили западные и восточно-балтийские племена.
Активная славянизация Севера началась лишь во второй половине X века.
"Соответственно, если там жили не только славяне, зачем им чтить тех богов, которые были в Киеве",
- подчеркивает историк.
Историк Дмитрий Скварчевский
Еще одна причина споров вокруг белорусского пантеона – мода. В XV-XVI веках пробудился интерес к древней традиции, люди стали активно искать свои корни, обращаться к мифологии, подражать опыту других государств. Кстати, именно к этому времени относится легенда о происхождении шляхты Речи Посполитой от римлян.
В XIX веке, когда мифология стала развиваться как наука, к этой моде добавились новые тенденции – не только воспроизводить из различных источников, но и выдумывать мифологические персонажи.
"Именно поэтому сегодня мы имеем большое количество персонажей, таких как, например, Ляль, Тётя и Зюз. Писатели выдают их за богов предков белорусов, но на самом деле это лишь литературные фантазии",
- говорит Змитер.
Он предлагает иной взгляд на белорусскую мифологию и представляет его в новой книге.
"Мне ближе подход, при котором, сравнивая разные имена богов в славянской, балтийской, германской и других традициях, можно выделить общие образы. Таким образом восстанавливается так называемый индоевропейский пантеон — боги, которые присутствовали определенное время у всех индоевропейцев",
- поясняет исследователь.
Близнецы – к богатству, Венера – к гаданию
До наших дней сохранилось немного источников, позволяющих подтвердить наличие у предков белорусов своего пантеона. Немного, но они есть и подтверждают: этот пантеон не был первобытным.
Радзимичи в Радомле 2019
У белорусов был свой пантеон
Первое символическое существо — Отец Небесный . Это верховный бог, которого часто отождествляют с Богом Пера, Громовержцем или богом грома. Поначалу персонажи были разные, а затем Перун занял пьедестал и стал выполнять функции Отца Неба.
Его партнёршей является Мать-Земля , богиня плодородия и плодородия, которая также была богиней рождения и смерти.
"Наши предки часто сравнивали жизнь человека с сельскохозяйственными процессами. Как человек появляется, растет и исчезает, так и все сельскохозяйственные культуры",
- добавляет Змитер.
Знаковыми членами белорусского пантеона являются небесные семьи: Солнце и Луна как муж и жена, а звезды как их дети. Светильники выполняли ряд функций плодородия, Солнце защищало землю от злых духов, а также они участвовали в упорядочивании мироздания.
Радзимичи в Радомле 2019
"Небесное семейство было также хранителем семей человеческих. На белорусских свадьбах даже в ХХ веке часто слышались обращения к солнцу и луне, гостей просили благословить молодоженов и помочь им в семейной жизни",
- поясняет историк.
Принадлежит к числу символических небесных светил и планета Венера, воплотившая сразу два мифологических объекта — Зарницу и Вечерницу . Они следили за временем и сжигали гадания. Именно поэтому рассвет и поздний вечер считались лучшим временем для гадания.
Еще один знаковый образ – Зара , которая помогала солнцу, отпирала своими золотыми ключами райские врата и помогала людям во время путешествий, защищала их от различной нечисти.
Социальная организация общества была связана с божествами-близнецами, имена которых трудно восстановить, но с культом близнецов связан известный в белорусском фольклоре Спарыш . Близнецы считались культурными героями, которые занимались упорядочиванием человеческого мира, отвечали за богатство, плодородие и прибыль. Символом этого божества были лошади.
"Раньше на крыше дома ставили две скрещенные доски, каждая в форме головы лошади. Считалось, что они приносят в дом богатство и дружбу божества",
- рассказал Скварчевский.
«Во время эпидемии человека похоронили заживо»
Если бы на белорусской территории был свой пантеон, то должны были быть и обряды почитания богов. Здесь процедуры были обычными – с использованием огня, песнопений, молитв и жертвоприношений.
Что касается жертвоприношений, то наши предки обычно использовали еду, зерно, напитки, изделия ручной работы, а также приносили в жертву животных и птиц. Человеческие жертвоприношения были крайней практикой и применялись, когда ничего не помогало, обычно во время эпидемий.
По словам Дмитрия Скварчевского, в качестве жертвы они выбрали либо женщину, которую считали ведьмой, либо человека, который заболел первым. Считалось, что в нем обитает дух болезни, и если человека убить, зараза умрет вместе с ним.
Имеются документы XIX века о том, что на территории Беларуси практиковались человеческие жертвоприношения — материалы судебных заседаний.
Луна предала Солнце, а Мать-Земля предала Перо
С наиболее знаковыми белорусскими богами были связаны и определенные мифологические сюжеты. Например, миф о небесной свадьбе Солнца и Луны отражал тогдашнюю идеальную модель семейных отношений. Из этого мифа следует миф о первой измене, когда Луна предала Солнце с Зарницей Вечерницей. Этот миф также объясняет процесс изменения квадратов Луны – считается, что Солнце таким образом наказало его за предательство.
Тема любви появляется и в отношениях Перуна и Вьялеса, боровшихся друг с другом за внимание Матери-Земли. В реконструкции этого мифа тоже есть место измене, но здесь женское божество предало и даже родило нескольких сыновей.
Среди белорусских мифологических сюжетов есть один, опровергающий привычный стереотип о толерантности белорусов. Он связан с богиней Долией .
"В скандинавской и греческой мифологии человек многое получал при рождении и не мог изменить этого до конца своих дней. У белорусов тоже были такие истории. Но еще больше было у наших предков историй о том, как человек менял свою судьбу к лучшему через определенные усилия",
- уверяет Змитер.
Таким образом, на основе белорусского фольклора можно не только опровергнуть теорию о примитивности белорусского пантеона, но и поставить под сомнение уверенность в смирении и молчаливости белорусов.