Жертва, антология славянских ужасов

До того как Мешко I преклонил колено перед Христом, женившись на некой чешской женщине, славянские земли населяло множество божеств и демонов. Свентовид, Велес, Мокошь и Русалка, боги-утопленники или домовые, жили вместе с нашими прабабушками. Что с ними стало, когда к полянам стали приезжать епископы?

Неужели святая вода изгнала их из наших озер и лесов, оставив только единого истинного Бога? Конечно, их не могли вытеснить из нашей коллективной памяти и воображения писатели и писательницы, чьи рассказы вы найдете в этой книге.


"Жертва", антология славянских ужасов, рекламные материалы

Рецензия на антологию Жертва

Żertwa — это жертва, которую древние славяне приносили богам. В качестве даров приносили как животных, так и людей. В этой книге польские писатели — женщины и мужчины — приносят в жертву древним богам свои истории, вдохновленные верованиями наших предков.

Волшебные травы и потерянная гирлянда

Обширный том Жертва начинается с предисловия, написанного Михалом Цетнаровским, редактором ежемесячного журнала Nowa Fantastyka. Эта книга — результат проекта "Славянский ужас", детища Мацея Шимчака. Он уже в пятый раз собирает произведения ведущих польских авторов ужасов.

Вступительный рассказ антологии мягко вводит читателя в сельский мир лесов и лугов. Вместе с главным героем мы вырываемся из душной логики большого города, чтобы с помощью трав и волшебных рифм вернуться к первозданной природе, полной сверхъестественных сил.

После такой разминки мы можем смело отправляться в чащу странного и загадочного, которая пронизывает наш мир.

Разнообразие

Я не хочу описывать каждую историю, которую я прочитала в "Хищнике". Как это бывает в антологиях, каждый автор/автор — это свой стиль и уровень литературы. Некоторые истории были настоящими ужасами, вызывающими дрожь. Другие казались лишь отголоском страха, оставленного изображенными упырями. Одни были с закрытыми сюжетами, другие — с едва намеченными.

Дева из окна

Мне очень понравилась повесть Агнешки Квятковской "Паненка из окна" о призрачном городе, где люди попадают в лес и не могут найти дорогу обратно. Жители проклятого места делали все возможное, чтобы сохранить в тайне существование монстра, который их мучает. Однако пронырливый журналист-расследователь решает провести расследование.

На свидетеле

Меня пробрал озноб, когда я читал "Na zażar" Якуба Белавского — историю о детях, задыхающихся по ночам без всякой причины. Их отец обратился за помощью к сельскому учителю. Он хотел, чтобы учитель выяснил что-нибудь о странной болезни, прежде чем забирать других детей. Бледный страх наваливается на молодого профессора, который ищет лекарство и находит лишь пугающие суеверия.

Мир меняется

Не могу забыть и образ утопающих девушек, манящих Войцеха, в романе Мачека Казмерчака "Мир меняется". Несмотря на то что в целом рассказ больше похож на прерванный фрагмент, а не на оркестрованное целое, сцена, залитая зеленоватым светом, с тонущим на дне мужчиной, одержимым раздутыми водяными демонами, с которыми он пытался совокупиться, врезалась в мою память.

Мода на язычество

В наши дни можно выбирать названия, отсылающие к славянской тематике или черпающие из нее горстями. Шептуны, колдуны и всевозможные упыри переживают ренессанс. Не знаю, связано ли это с социальными переменами или за этим всеобщим интересом кроются более глубокие мотивы, но пантеон наших родных упырей просто завораживает. Я рада, что он вдохновляет многих авторов-женщин.

Эта антология славянских ужасов представляет собой нечто вроде литературного указателя жанра. Вы можете попробовать щепотку произведений конкретного автора или авторов, чтобы почувствовать вкус к большему. Должна признаться, что романы ужасов никогда не ассоциировались у меня с польской литературой. Да, в польской литературе полно детективов, но романы ужасов? О них не так много слышно. Поэтому я рекомендую Жертва как приглашение к знакомству с польскими авторами ужасов.


"Żertwa", антология славянских ужасов, рекламные материалы

Список авторов и рассказов

Анна Мария Выбранец, Красная кровать, белые цыплята

Бартломей Фитас, Проведение больных душ

Михал Стонавский, Лалуния

Давид Каин, Памятник

Якуб Белавский, На зажаре

Томаш Кшивик, Опентусы

Дагмара Адвентовская, Дама, прекрасная как луна

Агнешка Квятковская, Госпожа из окна

Радослав Ярошиньский, Пилигрим

Казимеж Кырч-младший и Мацей Шимчак, Истинное призвание

Мацей Казмирчак, Мир меняется

Петр Боровец, Только три ночи

Войцех Гуня, Вниз по реке

Марек Зыхла, "Победитель" (Zawżdy zwyciężny)

Артур Гржелак, Пробираясь сквозь карликовую сосну

Мариуш Войтечек, Если бы я только мог летать

Поиск

Журнал Родноверие