Мы уже давно повелись на причуды Восточного календаря. В России взрослым дядям и тетям пришлась ко двору некая игра с символами различных существ, даже если их смысловое содержание никак не вписывается в нашу национальную культуру и традиции. Но в этой предновогодней забаве есть одно исключение. Точнее – совпадение. На Год Дракона у нас имеется свое собственное, древне-доморощенное чудовище – Змей Горыныч.

Змей Горыныч – один из самых ярких и известных персонажей славянского былинного эпоса. Коварный и страшный антигерой, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфная личина, а внешность реликтового динозавра. Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то действительно жившие на планете динозавры. Драконы в мифах – это змееподобные монстры с несколькими головами. Например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи Дахака, у которого из трех ликов один был человеческим. Практически все они летали, а некоторые еще и плавали. Все эти ящеры, в том числе и славянский Змей Горыныч, символизировали испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг.

В одной из летописей 11 века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе о рыболовстве и связанными с ним языческими обрядами рассказывается о ящере-крокодиле, который выходит из реки и пожирает оставленную ему местным населением жертву. Археологи при раскопках в Новгородской и Псковской областях находили многочисленные изображения ящеров на оконных наличниках и ручках ковшей. Все они представлены не сказочными, а вполне реальными образами крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами.

Неизвестный летописец 16 века, путешествовавший по России, записал, что

«…в лето 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь. Они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились Богу»

Писатель-этнограф 19 века и собиратель народных песен Павел Якушин во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита:

«…Был зверь-змияка, он жил на том самом месте, вот где теперь этот самый скит святой стоит… Каженную ночь зверь-змияка ходил спать в Ильмень-озеро»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках на Руси неких ящеров-крокодилов. Поэтому не исключено, что происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу. И уж куда более реальную «характеристику» этого «вселенского зла».

В поздних преданиях Змей Горыныч в человеческом облике служит Ивану-царевичу. Никита Кожемяка бьется со змеем, но силы оказались неравными, и он предлагает чудовищу заключить мир и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, змей выплывает на середину с богатырем на спине и тот его убивает. Но в большинстве сказок речь не о победной человеческой смекалке, а о подлом коварстве змея, которого пощадил его противник. В сказке «Волшебная рубашка» Змей Горыныч становится слугой Ивана-царевича, после того как тот его победил. Но за оказанную ему доброту Змей соблазняет жену царевича, чтобы с ее помощью его убить. Аналогичная ситуация описана в сказке «Птичье молоко». Змей после поражения становится придворным царевича, потом любовником царицы и замышляет убить героя, чтобы захватить власть в его царстве. Ну как тут не вспомнить народную мудрость «Сказка ложь да в ней намек»… Кстати, вполне актуальный и сегодня.

Поиск

Журнал Родноверие