В последние годы на польском рынке появляется все больше ролевых игр благодаря коллекциям сообщества. Некоторые из них после выхода исчезают из предложения издателей, и их издательская линия не продолжается, другие же со временем обрастают целыми коллекциями дополнений и расширений, надолго оставаясь с фанатами, поддерживающими развитие системы.

К последней категории, безусловно, относится игра "Славяне", которая с момента своего выхода в 2018 году дожила до появления не только переработанного издания базовой игры системы, но и нескольких расширений, к которым последовательно добавляются новые.

Последнее — сборник из шести приключенческих сценариев под названием Klechdy. Интересно, что эта антология в основном создана фанатами системы, что несет в себе как возможности для положительных моментов, так и риски недостатков. Поэтому я с изрядной долей осторожности взялся за чтение этого материала, не будучи уверенным в том, что найду внутри руководства.

Однако качество издания меня не разочаровало — формат учебника, графическое оформление и расположение содержания такие же, как и в более ранних славянских книгах. Также плюсом является то, что приложение доступно как в мягком, так и в твердом переплете. Интересная идея, которую стоит оценить, заключается в том, что на титульной странице указаны не только имена авторов отдельных приключений, но и информация об их каналах на YouTube — без ссылок (по крайней мере, в печатной версии книги), но найти их по названиям не должно составить труда.

Объем дополнения составляет 160 страниц, что при шести сценариях дает достаточно места для каждого, чтобы хватило на приключение, занимающее около двух сессий. Однако в сборнике есть как длинные, более проработанные истории, так и короткие рассказы.

Одним из таких коротких приключений является открывающая сборник "Свачба" Мацея Шевчика. Хотя ему предшествует двухстраничный рассказ (аналогичный текст также закрывает сборник), я бы не стал рассматривать его как полноценный компонент пособия, а скорее как некий дополнительный материал, аналог галереи альтернативных обложек в альбомах комиксов.

Сваха, в соответствии с названием, переносит героев на славянскую свадьбу — их пригласил бывший соратник на свое бракосочетание, которое должно состояться в особое время года — Купальскую ночь. И хотя сам бог веселья благословляет молодоженов, вскоре становится ясно, что среди участников предстоящей церемонии творится что-то недоброе, а любопытных героев (а есть ли еще такие?) ждут тайны, которые лучше не раскрывать. Стоит отметить, что этот сценарий дает хорошую отправную точку для развития возникающих в нем тем и продолжения их в дальнейших приключениях.

Стоит приветствовать, что сборник начинается именно с такого приключения — не особенно проработанного, но хорошо вписывающегося в обстановку. Хотя оно может хорошо работать как one-shot, я думаю, что было бы лучше вплести его в большую кампанию — не только из-за возможности продолжить его нити, но и потому, что это позволит персонажам игроков быть лучше связанными с женихом и, вместо того чтобы делать его де-факто анонимным BN, позволит заранее ввести информацию о его родной деревне, его ожидающей возлюбленной и планируемой свадьбе. Кроме того, сбор денег на будущую жизнь для двоих или даже сама свадьба и необходимый выкуп будущей невесты у ее родителей могли бы стать для их бывшего компаньона очень веской причиной наняться на опасное, но прибыльное занятие, на котором он познакомился с героями.

Чуть более сложным является второе приключение в сборнике — "Из дождя в канаву" Адриана Салека. Его сюжетная основа также богаче, хотя не все ее элементы могут быть достигнуты персонажами. Хотя во вступлении автор заявляет, что это третья часть разрабатываемой им кампании, она вполне может послужить основой для самостоятельного рассказа или фрагмента самостоятельно разработанной кампании.

В ней герои оказываются — во время одноименного ливня — в святилище, посвященном Святовиду. Что привело их туда — отдельный вопрос, но они находят гораздо больше, чем могли ожидать. Несмотря на скопление различных нитей, автору удается представить их в понятном виде и плавно вписать в историю, рассказанную на сеансе. Здесь есть место и политике, и предательству, и гневу богов, и нечеловеческим монстрам, и расследованиям, и боям, и многому другому. Можно даже сказать, что здесь найдется занятие для каждого, даже если отдельные игроки не всегда будут видеть причину, по которой их персонажи должны быть вовлечены во все нити. Это единственное серьезное замечание, которое можно предъявить к сценарию.

С другой стороны, с точки зрения подачи материала это, безусловно, лучшая часть сборника. Мы получаем не только четко прописанный основной и побочные сюжеты (что будет большим подспорьем, если МГ захочет убрать какой-либо из них), способы включения в интригу персонажей, принадлежащих к разным профессиям, но и планы локаций, присутствующих в приключении, и способы связать сценарий с историями персонажей или какой-то более широкой кампанией. Надеемся, что если будут выпущены еще какие-нибудь сборники сценариев для славян, то среди них окажется и другой текст Адриана Салека.

Однако не "От дождя... оказался моим фаворитом среди отдельных сценариев "Клечды" — эта честь досталась приключению "Золотой Рог", за которое отвечает Миколай Пипжовский. Оно также является самым длинным во всей антологии — более шестидесяти страниц. По сути, это не одно, а два взаимосвязанных приключения, на прохождение которых уйдет как минимум несколько сессий. В первом протагонисты оказываются в поселении, проклятом богами и забытом людьми. Постепенно они познакомятся с его обитателями и проблемами, которые их мучают, завоюют доверие БН и узнают истинную лояльность хотя бы некоторых из них, а когда будут готовы — помогут им (надеемся!) разобраться с причиной бед, обрушившихся на них. Это своего рода мини-песочница, но с ограничением по времени, чтобы не допустить разрыва сюжета из-за несущественных мелочей.

Во второй части герои покинут поселение, чтобы окончательно закрыть эту главу своей истории и предотвратить попадание могущественного артефакта в руки врагов славян. Здесь структура сюжета становится более линейной, и все движется к захватывающему финалу. Здесь нет недостатка в захватывающих сражениях, неожиданных поворотах, темных тайнах и древней магии. Дополнительным плюсом в моих глазах является использование уникальных для системы механических элементов и их прочное встраивание в сюжет приключения. Правила сплочения и заключения договоров, возможно, не относятся к тем, которые чаще всего встречаются на сессиях, а здесь автор очень элегантно вплел их в сюжет, дав им возможность сильно зазвучать.

Единственное, за что я могу упрекнуть это приключение, так это за совершенно ненужный и, на мой взгляд, вынужденный юмор. Без комедийных вставок "Золотой Рог" ничего бы не потерял, а история, представленная в приключении, сохранила бы из-за этого более целостную и последовательную атмосферу. К счастью, убрать их из сценария не составит особого труда.

Благодаря высокому уровню этого приключения следующая часть сборника, "Торговцы" Марка Хробота, выглядит гораздо слабее. Это явно менее проработанная история, и на ее прохождение уйдет одна, максимум две сессии. Это классическое расследование — поиск пропавшего купца по заказу его семьи, обеспокоенной длительным отсутствием родственника, который давно должен был вернуться из торговой экспедиции. Мы уже видели подобную схему в других приключениях и системах, но она может блестяще сработать и в "Славянах". Интрига не сложна и не замысловата, но должна обеспечить игрокам успешную сессию, а их персонажам — весьма разнообразные испытания.

Несмотря на очевидные достоинства, сценарий, к сожалению, не лишен и недостатков — что мне явно не нравится в нем, так это таблица (или, скорее, список) случайных встреч, поджидающих смельчаков на дорогах. Она никак не связана с сюжетом приключения и, возможно, могла бы стать источником побочных сюжетов, но в том виде, в каком она представлена, это не более чем загромождение игрового листа и времени сессии, вероятно, для того, чтобы создать искусственное впечатление, что мир вокруг персонажей жив, подавая им случайные сражения с де-факто случайными противниками. Однако это незначительный недостаток, и исправить его, изменив или даже убрав случайные встречи из приключения, не составит труда.

Если оценка "Торговцев" может быть несправедливой и проистекать из сопоставления этого приключения со столицей Золотой Рог, то негативное впечатление, оставленное во мне следующим сценарием, уже не может быть сведено к подобному сравнению. Чудовище с Острова Туманов" Лукаша Двурского переносит героев на Рог Померании, где, теоретически, их ждут приключения и возможность обрести богатство и славу, но на практике игроки найдут это приключение полным элементов, которых трудно желать. Странные события, которые, кажется, не имеют под собой никакого обоснования, NPC, которые ведут себя скорее как декорации, чем как живые люди, сюжет, который разрезан пополам, и объяснения, которые ни игроки, ни их персонажи не смогут узнать, и иллюзорные обещания развития сюжета в грядущем продолжении сценария — ни одна из этих проблем сама по себе не может исключить Beast..... в качестве основы для сессии (даже если, как представлено в руководстве, его проведение может потребовать большого участия Гейм-мастера), но их скопление делает приключение утомительным для чтения, а в практике сессии оно должно было бы выглядеть еще хуже. Не улучшает ситуацию и языковая неловкость автора, заставляющая его использовать странные конструкции вроде "убежище для нервных путников" или "вся его голова покрыта белой шалью". Вероятно, они должны были сделать сценарий более привлекательным и свидетельствовать о мастерстве его автора, но, к сожалению, их эффект противоположен задуманному.

Неприятное впечатление, оставленное сценарием Лукаша Двурского, по крайней мере отчасти помогает стереть последний текст сборника, "Белый олень" славянского автора Войцеха Вонса. Это одновременно и самый интересный сценарий в книге, и самый необычный. В нем герои оказываются в волшебной стране за гранью реальности. Ее населяют разумные, говорящие животные, но это далеко не сказочная идиллия. Главные герои окажутся в центре конфликта, который хоть и не будет таким кровавым, как войны между славянами и германцами, но станет основополагающим для этого необычного края.

Персонажи смогут во многом повлиять на то, как сложится судьба этой земли и ее жителей, а игроки узнают, что предрассудки и дискриминация — это не просто человеческие пороки. Примечательна открытая структура приключения (хотя полноценной песочницей его назвать сложно), а также то, что, несмотря на всю необычность, оно прочно опирается на системные реалии.

В то же время стоит помнить, что включение его в большую историю — единственный разумный способ провести его — подчеркнет необычность реальностей, в которых он происходит, и их отличие от стандартного системного сеттинга; в одиночку же он может быть воспринят как странный и не соответствующий основной идее игры.

Я считаю закрытие сборника именно этим сценарием очень удачной идеей — ведь он показывает, что, несмотря на четкое определение системных реалий, в "Славянах" есть место даже для очень масштабных модификаций, не требующих переноса игрового процесса в период, отличный от стандартного Эр.

Несмотря на разноплановый уровень произведений, собранных в антологии "Клечда", не только интересная кульминация делает ее рекомендацией, которую можно с чистой совестью дать каждому, кто запускает Мифологическую ролевую игру от издательства "Генгал". Поддержка издателем системы спустя много лет после сбора сообщества и премьеры игры — не такое уж частое явление в польских условиях, а здесь мы имеем дополнительный бонус — открытость для фанатов игры и облагораживание их работы путем включения ее в официальное дополнение.

Несмотря на замечания, которые я сделал по поводу некоторых частей руководства, я держу пальцы скрещенными, чтобы к нему присоединились другие сборники приключений, не обязательно продолжающие сюжетную линию всех сценариев, включенных в Klechda; однако нельзя отрицать, что официальные приключения — это тот системный материал, которого никогда не бывает слишком много.

Поиск

Журнал Родноверие