О мерянских шумящих подвесках: мерянские шумящие украшения 12 века из археологической экспозиции Национального музея истории Украины. Наш любимый муромско-мерянско-весский тип, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, вдруг распространившиеся в IX-XI вв от эрзянских и марийских земель до Белого озера. Какую семантическую нагрузку они несли, или, проще говоря, что значили?

У Леониллы Анатольевны Голубевой в своде "Зооморфные украшения финно-угров" (САИ, вып. Е1-59). Москва: “Наука”, 1979) что-то там со ссылками на Рыбакова про бронзовый век, про Андреевский курган, (который, вообще-то принадлежит кочевникам, переселившимся в финские земли), и про солярные и аграрные культы и связь с плодородием. Все это верно (в целом), но как-то очень общо.

DaYj LO42Pk
Л.А. Голубева. Зооморфные украшения финно-угров. Табл.15. Коньки-подвески полые с шумящими привесками. 1 — Мужищево; 2 — Сторожево; 3 — Крестцы; 4 — Костромские курганы; 5 — Владимирские курганы; 6 — Ага-Базар; 7 — Палашкино; 8 — Кощелиха; 9 — Дренево; 10 — Сторожево; 11 — Кокшеньга; 12 — Московская обл.; 13 — б. Глазовский уезд; 14 — Васильевское Калиниской обл.; 15 — Рузский р-н (?) Московской обл; 1-15 — бронза

Потом у нее же про то, что в IX в. у коньковых подвесок появляются привески-утиные лапки, и это символизирует связь с водной птицей-уткой и с водой. И что с развитием земледелия культ коня у поволжских финнов усилился.

Специально отметим насчет лапок — так же часто у коньковых подвесок встречаются и обычные трапециевидные привески и бубенчики. Так что важен был все же шум, а не только и не столько связь с стихией воды.

Нам кажется важным в связи с этим то, что в вепском языке сохранилось название радуги Jumalanheboine. То есть, буквально, "божья лошадка", "лошадь бога Юмала", (Юму). Бог этот ведал небом, погодой и погодными явлениями, и имя его общефинское — Йымы (горно-марийский), Юмо (луг.марийский), Jumala (финский), Jumal (эстонский),  Йомаль, Йомал, Омöль (коми.У коми Йомаль выступает как антагонист небесного бога),  Юбмел (саамский). Так что, весьма вероятно, у мери, расположенных между марийцами и весью, он тоже так же назывался.

UMGsG9t4rsQ
Л.А. Голубева. Зооморфные украшения финно-угров. Табл.6. Плоские прорезные подвески-петухи и фантастические птички. 1 — Федоровская; 2 — Васильевское (Костромская обл.), курган 5, вторая группа; 3,7,12,13 — Кривец; 4 — Низовская; 5 — Горки; 6 — Ягодина, курган 81; 8 — Сухарева пустошь, курган 1; 9 — Болгар; 11 — Сарогожское; 10 — Костромские курганы; 14 — Семухино, курган 7; 15 — Поповка, курган 5; 1-15 бронза Л.А. Голубева. Зооморфные украшения финно-угров. Археология СССР. Свод археологических источников. Е1-59. 1979

Если посмотреть на дошедших до нас лошадок — видно, что все они украшены продольными орнаментальными полосами, да и форма их — плавно изогнутая с обеих сторон вниз — позволяет сопоставить их с изображениями радуги.

Другие свойства того же бога, отмеченные И.Ю. Винокуровой: g'umalangüru — гром (букв. «божий грохот»), g'umalansä — гроза (букв. «божья погода»), у шимозерских вепсов: «G'umou g'ureidab i lamin iškeb» — букв. «Бог (гром) гремит и высекает молнию». С функциями Юмала-громовника можно связать шумящие — "грохочущие" — привески, которыми можно было "гурандать" и "каландать" (вепс.) — греметь и побрякивать.

И символизируют они молнии.

Поиск

Журнал Родноверие