В 50 километрах от Ветки и всего в километре от границы с российской Брянщиной расположилась деревня Казацкие Болсуны. Когда-то огромная: еще в середине прошлого века здесь проживали полторы тысячи человек.

Сегодня в ней — 150 жителей. В основном старики. Они — главные хранители древнего аутентичного обряда «Ваджэнне і пахаванне стралы», занесенного в Список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси.

В Казацких Болсунах из инфраструктуры лишь магазин, крохотная церквушка, расположившаяся в здании бывшей почты, да клуб народных традиций. Возле него сегодня многолюдно. Совсем скоро, неизвестно в какой по счету сотый раз, местные жители будут отводить беду от деревни и просить урожая — в этом главный смысл древнего обряда.

Никогда еще христианство и язычество не были так близко. Гостей встречают традиционным «Христос воскресе» (ведь на дворе — 40-й день после Пасхи, Вознесение Господне) и тут же интересуются, не забыл ли кто взять с собой что-нибудь металлическое. Заколка, брошка, пуговица — сгодится любая безделушка. Вещичку в конце обряда потребуется закопать за деревней в поле и при этом загадать желание.

Ульяна Николаевна сколько помнит себя, столько ходила «хаваць стралу».

— Раз 70, не меньш. Потому что мне сейчас 78, — поспешает к единомышленницам пенсионерка. Те уже образовали в центре деревни круг.

«Пахаванне стралы» — древний обережно-аграрный весенний обряд Восточного Полесья, который «замыкал» весну и «отмыкал» лето. Проводился в конце весны при осмотрах озимых (на Пасху, Юрьев день, Вознесение). Регион наибольшего распространения — Посожье. Основные ритуальные действия: сбор участников, вождение хороводов, шествия рядами (танок), игры, катание по полю, «похороны стрелы» .

Участники обряда долго водят хороводы, поют весенние песни… Вдруг кто-то спохватывается. Со стороны соседней России идет туча.

— Успеть бы дойти до конца деревни, — волнуются женщины.

— Не будет дождя! — успокаивает молодежь старшее поколение. — Не было еще такого, чтобы на Пахаванне стралы дождь шел!

Тем не менее, все дружным шагом и с песней спешат к кресту в конец деревни. Шествие догоняет летний ливень.

За деревней — очередной этап. Деток сажают в центр прямо на землю и вокруг них снова образуют хоровод под названием «Крывы танок».

На траву, на колосья, на участников щедро льет с небес. Фотографы зачехляют технику и прячутся под деревья. Но местным все нипочем. Лишь детишек укрыли куртками, чтобы те не промокли да не замерзли.

Кульминация обряда и самая забавная его часть — «катанне ў жыце».

— Кого мы тут только не катали — и послов, и чиновников. В прошлом году из Ветки приезжали начальники — ох и досталось им! — рассказывают местные. Считается, что от соприкосновения с землей появятся здоровье и силы.

Напоследок — самое сокровенное. Пахаванне стралы. Необходимо уйти подальше в поле, нарвать ржаных колосков, закопать их поглубже с заранее приготовленной металлической вещью и загадать желание. Главное условие — верить.

— Не знаю, как у кого, а у меня всегда сбывалось. Хотела, чтобы дочка поступила — и она поступила. Потом внучика загадывала, и это теперь есть. Так что я очень верю, — признается Валентина.

За такие «языческие» шалости в соседней деревне строгий батюшка даже как-то грозился участниц обряда не пускать на причастие. Но те и не думают отступаться от традиций.

— Не мы это начинали, не нам это и заканчивать. Напротив — надо сохранять! Не будет этого, не будет нас, — стоят на своем местные. 

Поиск

Журнал Родноверие