Чем дальше в глубь веков, тем больше мифов и загадок окутывает наше прошлое. Кто жил тысячу лет назад на берегах Сожа? Смогли бы мы понять их язык, «вписаться» в образ жизни и обычаи? Попытаемся проверить это с помощью некоторых данных современной исторической науки, археологии и лингвистики.

Средневековые переселенцы

Первыми славянами, известными по письменным источникам, на наших землях был племенной союз радимичей. «Повесть временных лет» говорит об этом следующее: «Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне». «Ляхи» (лехиты) — это поляки. Надо понимать, что летописи в то время тоже играли роль государственной пропаганды, и данная «Повесть…» была призвана утвердить главенствующее значение Киевской Руси, государства Руси и днепровских полян над другими восточнославянскими племенами. Поэтому текст от печорского монаха Нестора можно понимать и так: пришли де радимичи с Запада, и за право проживания на «исконно русских» землях переводят отчисления в киевскую ИМНС. А поди не заплати на «социальные нужды» княжеского стола, сразу пришлют варяжскую дружину особого назначения. Времена суровые были, да.

Надо сказать, что киевские поляне сами могли быть родственниками западных полян-поляков, а о происхождении руси до сих пор ломаются копья, словно на древнем ристалище, но только виртуальном. По разным версиям, древние русы — это и варяги-норманны, и родственное аланам ираноязычное племя, и едва ли не потомки древних иллирийцев. Но сейчас не об этом.

Что касается польских корней радимичей, то уже в XVI-XVII веках хронисты Речи Посполитой по вполне понятным соображениям популяризировали эту версию. Но вот один из первых наших этнографов Ефим Карский убедительно показал самостоятельное развитие тех особенностей белорусского языка, которые приписывали влиянию польского. Слова летописца — радимичи от «рода ляхов» — могут просто означать, что в юго-восточную Беларусь они явились с земель западных славян.

Патриарх советской славянской археологии Валентин Седов предположил, что до Сожа радимичи жили в верховьях Днестра. Все просто: многие притоки Днестра имеют схожие названия с посожскими гидронимами, а наименования речек и речушек, как известно, являются самыми устойчивыми древними именами.

В верховьях Днестра в VII-Х веках, согласно некоторым данным, жили хорваты. «Ну где та Хорватия, а где — мы?» — скажет иной читатель. Но дело в том, что при всех трудностях перемещения и коммуникации люди того времени порой были весьма мобильны. Правда, не от хорошей жизни.

radimichi5
Реконстрyкция воинов-радимичей

Бешенный натиск как способ хозяйствования

Если бы мы мысленно перенеслись в раннее Средневековье, то увидели бы очень динамичное перемещение больших масс людей. Однако стимулом к дальним путешествиям были не любознательность, туризм или поиск работы. Засуха или увлажнение климата, голод или давление более сильных соседей, и не редко собственное желание поживиться на чужой земле толкали целые народы в походы за тысячу километров. ООН еще не было, миротворцев никто не пришлет. Ну разве только что Рим осерчает, если его союзников тронуть. Но и Византийской империи уже самой приходилось тяжко, многочисленные «варварские» народы и державные коллеги с Востока буквально рвали ее на части. В общем, никакой стабильности. Идеологическое оправдание войны было тогда преимущественно религиозно-племенным. Если я победил тебя, значит, мои боги сильнее и так решено свыше. Или — наоборот. Подчиняйся и не ропщи — или ложись под меч.

Что касается ранних славян, то первоначально соседи ходили через их территории, как через проходной двор. Скифы и сарматы любили пощипать мирных земледельцев из лесов и лесостепей. Потом нагрянули готы и установили свое господство. Гунны разгромили готов, потом появились болгары и прочие утигуры.

Славяне все это пережили и, окрепнув и улучшив демографические показатели, с конца V века стали нападать на Восточно-Римскую империю. Люто повоевав, они принялись столь интенсивно расселяться, что дошли аж до Греции и Малой Азии. В середине VII века с Востока прискакали новые грозные кочевники — авары-«обры». Авары стали одними из первых в Европе использовать стремя, что значительно усилило ударную мощь всадника. Изобретение степняков совершило революцию в военном деле, с этого времени в Европе начинается эпоха тяжелой кавалерии рыцарского типа. Славянам, воевавшим тогда преимущественно в пешем строю-«стенке», сдержать удар аварской конной лавины было не легко.

Аварский каганат истребил племя антов, покорил и жестоко «примучил» многих славян. По свидетельству летописцев, авары вместо лошадей запрягали в повозки славянских женщин. Возле Хотомеля на Горыни найден пластинчатый панцирь аварского типа.

Каганат брал славян в свои походы на Византию. По свидетельству летописца, беспощадные авары ставили славянских воинов впереди своих боевых порядков, используя в качестве своеобразного «штрафбата». Однако нет худа без добра, так наши предки набирались военного опыта, чтобы вскоре, как мы увидим, успешно применить его против захватчиков.

radimichi10

Хорваты тогда жили на территории современной Чехии, Польши и Украины. Их земли простирались между Карпатами, верховьями Вислы и Днестра и назывались «Белой Хорватией». По одной из версий, белый цвет символизировал Запад, по другой — византийцы называли «белыми» все некрещеные народы. Так что и Беларусь вполне могла получить свое название или по цвету стороны света, или по долгой приверженности к языческим традициям.

Но вернемся к белым хорватам. Свирепые кочевники тоже доставляли им немало проблем. И в 1-й половине VII века часть из них уходит на Балканы, где по приглашению ромейского императора Ираклия воинственные хорваты принимают участие в борьбе с ненавистными аварами, громят их и отвоевывают для себя Далмацию, а также принимают христианство и перестают быть «белыми». Смешавшись с местным иллирийским населением, эти мигранты и образуют впоследствии современный хорватский народ. Хорваты-язычники остаются на месте, в нашем регионе.

В первой половине VII века появляется первая славянская держава Само и тут же наносит военные поражения как аварам, так и франкам. Правда, вскоре государство Само и само распалось. Но в IX веке к западу от «Белохорватии» формируется Великоморавская держава, первое устойчивое славянское государство. Роль Моравии в истории славянства действительно велика. Аваров больше нет, их разбили франки Карла Великого. Правда, теперь уже германцы пытаются поработить западных славян. Моравские князья объединяют под своей властью земли нынешней Чехии, Словакии, Венгрии, часть Польши и Украины. Поселения Великой Моравии стали центром славянской культуры и ремесел. Здесь просветители Кирилл и Мефодий впервые стали использовать славянскую письменность и язык для церковных служб. Моравия превращается в центр торговли и многих ремесел. В частности, археологи находят тут необычайно много украшений из золота, серебра и бронзы, а техника моравского литья полностью не разгадана до сих пор. Предполагают также, что в Великоморавской державе были созданы первые славянские летописи, которые не дошли до нас, но были использованы при написании той же «Повести временных лет».

Великая Моравия включила в себя и часть княжений белых хорватов.

Радимичи и ошибка хазарского кагана

Хорваты в Приднестровье сохраняли свою независимость. Но после ухода части боеспособных мужчин на Балканы, где у хорватов было 6 тысяч конницы и 100 тысяч пехоты, военные силы оставшихся в нашем регионе значительно ослабели. Византийский император Константин Багрянородный пишет: «Знай, что Великая Хорватия, называемая «Белой», остается некрещеной до сего дня, как и соседние с нею сербы. Она выставляет еще меньше конницы, как и пешего войска, сравнительно с крещеной Хорватией, так что является более доступной для грабежей и франков, и турок, и пачинакитов». «Турки» — это венгры, «пачинакиты» — печенеги.

Но славяне по-прежнему активно осваивают земли в нашем регионе. По данным исследователя А.B. Григорьева, славянская колонизация на левобережье Днепра, в том числе и на землях радимичей, резко усилилась уже в начале IX века. Ученый предполагает, что столь массовое расселение не могло быть обеспечено за счет естественного прироста местных славян, а было вызвано «второй волной» миграции западных славян.

radimichi7
Крещение славян

Волне новой славянской миграции способствовала политическая обстановка. Дело в том, что левый берег Днепра и окрестные земли в то время контролировал Хазарский каганат. В отличие от авар, хазары демонстрировали к подчиненным народам редкую по тем временам терпимость: держали тут свои гарнизоны да собирали вполне посильную дань. Однако в начале IX столетия бек Хазарии Обадия принял в качестве государственной религии иудаизм. В каганате началась гражданская война, чем не преминули воспользоваться славяне, принявшиеся занимать новые земли.

Но затем из беспокойных южных степей надвигается новая угроза. Печенеги сдвинули венгров в междуречье Днепра и Днестра («Ателькузу»), мадьяры потеснили славян. Потом кровожадные «пачинакиты», пока венгерские воины были в походе, вырезали всех их жен и детей. Охваченные отчаянием мадьяры двинулись на поиски новых земель и женщин. К счастью, наш лесистый регион не показался им привлекательным. Венгры проходят мимо Киева и через Карпаты черным вихрем врываются на Дунайскую равнину, где, как мы помним, процветает Великая Моравия. В 907 году мадьярская армия разгромила объединенные силы мораван, франков и баварцев в битве под Прессбургом (Братиславой). Часть моравских воинов, уцелевших под копытами и саблями бешенной венгерской конницы, бежали в восточные славянские земли.

radimichi8
Правитель мадьяр Арпад

В это время на соседних с нами землях верхнего Поднепровья появляются дружинные захоронения, аналогичные Великой Моравии. Археологи находят в них мечи, секиры, шлемы, богатые ювелирные украшения моравского типа. В моду у славян вновь входят лучевые височные кольца. Об этом легендарном украшении наших предков мы скажем чуть позже.

radimichi9

А что же Белая Хорватия? С юга на нее продолжают наезжать печенеги и другие кочевники. Ржут степные кони, занимаются пожарища, свистят стрелы и клинки. С запада «Великую Хорватию» теснят чехи и поляки, с востока — гремит мечами поляно-русский Киев. В конце X — начале XI веков Белая Хорватия прекращает свое существование, а ее земли делят соседи. А куда делись сами хорваты? Одни остались на месте и были ассимилированы, другие — могли податься на поиски новых земель.

Под влиянием этих или более ранних смут и нашествий часть белых хорватов могла переселиться в юго-восточную Беларусь. Вслед за Валентином Седовым эту версию поддерживает и современный исследователь Максим Жих. Правда, первоначально он считал, что некая группа славян из Польши переместилась сначала в верхнее Поднестровье и, прожив там около столетия, двинулась на Сож. Однако в одной из последних своих работ Максим Жих говорит о возможной миграции именно приднестровских хорват в земли радимичей. Кстати говоря, «ляшская» летописная версия формально этому тоже не противоречит, ведь Белая Хорватия захватывала и часть Польши.

Союз семи племен

До славянских переселенцев на Соже, предположительно, жили балтские племена. Или уже славяно-балтские? О балтском влиянии говорят некоторые данные археологии: у радимичей были популярны шейные гривны, другие славяне их носили редко. Змеевидные браслеты, костяные уточки, бронзовые спирали из радимичских курганов аналогичны находкам из восточной Прибалтики. Само имя радимичи некоторые исследователи выводят из литовского Radzimas — «нахождение». Однако вряд ли сожские балты были ближайшими родичами современных литовцев и латышей. Скорее, они могли быть родственниками западнобалтского племени ятвягов, населявших в то время Полесье.

Но есть и другие версии. Например, что радимичи происходят от аланов-ясов: осетинское слово «Рад» означает «порядок», «линию». Можно предположить, что в основу лег и славянский «род» — радимичи-родичи и «Рада». Да и летописного вождя Радима полностью со счетов сбрасывать не стоит. А украшения, типичные для балтских племен, могли попасть к радимичским красавицам в результате торговли и обмена дарами. Вот привез какой-нибудь щеголь из Литвы подарок для дочери старейшины, а ее подружки, с завистью глядя на сверкающую «бранзулетку», потребовали от своих «Вакул» достать такую же.

Но главным отличием, благодаря которому радимичанку ни за что не спутаешь с соседней северянкой иди дреговичанкой, были ее височные подвески. Уже в первой половине IX века славянские красавицы начинают сверкать первыми лучевыми височными кольцами, привезенными либо скопированными с византийского нижнего Дуная, и трехрогими «лунницами» — из Моравии. Трудно сказать, ворчали ли тогдашние старики-радимичи и северяне на очередное «низкопоклонство» перед западным импортом, но постепенно каждое племя начинает украшать женщин на свой манер. Чтобы чужие мужчины не перепутали? В условиях языческих традиций, когда многие племена еще продолжали практиковать обычай похищения невест, это не лишено смысла. Как бы там ни было, но в конце X века семилучевые височные кольца стали отличительным этническим признаком радимичей. Некоторые исследователи наше семилучевое височное кольцо интерпретируют как символ союза семи племен и проводят параллель между сожскими радимичами и известным по византийским хроникам славянским «Союзом семи родов», успешно воевавшим на Балканах.

radimichichi2
Радимичанка

Но вот еще одна загадка. Та же «Повесть временных лет» радимичей к славянам причисляет как-то осторожно. Нестор-летописец вообще занимает тут противоречивую позицию. У него есть как бы основная группа славян, преимущественно западных — моравы, чехи, ляхи, «государственно образующие» киевские поляне, и более широкий список народов: «Се бо токмо словенске язык в Руси: поляне, деревляне, бужане, новогородцы, полочане, дьрьговичи, северо, бужане, зане сидят по Бугу, после же волыняне». А вот радимичей там нет. Их славянство не отрицается, но и признается как-то косвенно — пришедшие от ляхов.

Возможно, даже в XII веке, когда писалась «Повесть…», радимичи еще чистыми славянами не считались, хоть и платили дань Киеву. Кстати, в родословную к нам забраться имели возможность не только многократно упоминаемые балты, но и те остатки антов, что могли укрыться на Соже и Ипути после аварского геноцида. Или реликты каких-либо ираноязычных племен. По крайней мере, иранские гидронимы в Посожье встречаются, например, Хоропуть. Вполне вероятно, что окончательно ославянить разные кланы с берегов Сожа помогли как раз белые хорваты. В любом случае, радимичи представляли собой явно разноплеменное объединение. По данным археологии, внутри конфедерации радимичей насчитывалось минимум восемь племен (вспомним и «Союз семи племен»). Этническим отличием тогда мог служить похоронный обряд, и у радимичей он был разный. Например, часть умерших хоронили головой на восток — как было принято у балтов, других — на запад, что характерно для тех же славян.

radimichi1
Радимичанка

А что еще нам говорит языкознание? По мнению многих ученых, язык Древней Руси того времени как раз был близок к сербско-хорватскому. Его архаичные формы вряд ли смогли бы понять не только мы, но и жители современного Белграда и Загреба. Радимичи первоначально могли быть двуязычны или говорить на смеси, «койне», славянского и балтского языков.

Многое могла бы подсказать антропология, но до XI века радимичи сжигали своих умерших. В последнее время активно проводятся сравнительные генетические исследования современных народов, но, увы, даже изучение гаплогрупп и ДНК сегодня явно не свободно от политики и идеологии. Разные исследования дают порой совершенно противоположные и политически аганжированные результаты. Но и в различных версиях по маркирующим гаплогруппам белорусы близки прежде всего к украинцам, словакам, полякам и русским. Одним из наиболее взвешенных кажется исследование Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, согласно которому по Y-хромосоме большинство белорусов близки к восточным и западным славянам, но достаточно далеки от балтов. Если это так, то значит, славянское население преобладало здесь уже с древнейших времен.

И в этом нет ничего удивительного. Славяне как таковые впервые сформировались в нашем регионе, расселившись от Припяти и Днепра до Вислы и Одры, а затем на огромной территории всей Восточной Европы.

Поиск

Журнал Родноверие