О якутском движении «Ус Тумсуу» в России узнали в марте 2019 года, после крупных антимигранстких митингов. Участники объединения предстали одновременно как якутские националисты и как возродители древней религии народа саха. По просьбе «Заповедника» журналист Екатерина Карпухина встретилась с лидерами «Ус Тумсуу», чтобы узнать, как устроено движение и какие цели оно перед собой ставит.

Офис «Ус Тумсуу» находится в центре Якутска. Небольшая комната пять на пять метров увешана флагами движения, больше ничего на стенах нет. Рядом с окном два обычных письменных стола, исполняющих роль обеденных. На одном из них — чаша с якутскими оладьями, непременный атрибут традиционной культуры народа саха. «Угощайтесь, это мы для вас приготовили. Оладьи очень вкусные», — приглашает один из лидеров движения Петр. Мужчина выглядит вполне обычно, никаких национальных атрибутов в одежде нет. Говорит доброжелательно, с легким якутским акцентом, но по речи слышно, что ему проще излагать мысли на родном якутском.

На встречу в обеденное время вместе с ним пришли еще пять соратников: «Время такое, потому что каждый из нас в обычной жизни работает: кто на стройке, кто в школе, кто госслужащий. А в свободное время мы здесь, хотя больше — вне этих стен. Мы ведь людям помогаем». Петр смотрит на своих молодых коллег. Те, как бы в знак согласия, на несколько секунд отрывают взгляды от мобильных телефонов и переглядываются. Обычные парни: в джинсах, толстовках и кроссовках, ничего примечательного.

02 1

Один из лидеров движения «Ус Тумсуу» Иннокентий Макаров. Якутск, 24 марта 2019 г.

Алексей Васильев для ТД

Игры Дыгына — якутские спортивные состязания, многоборье по прыжкам, бегу, переноске камня, якутской борьбе, стрельбе из лука и др. Традиционно проводятся во время Ысыаха — якутского праздника лета. 
В комнату заходит седой мужчина средних лет с бородой и собранным в хвост волосами. Это Иннокентий, один из лидеров движения. Он спортсмен, трехкратный чемпион якутских спортивных состязаний Игры Дыгына. Он чуть больше соответствует стереотипным представлениям о том, как выглядят якуты. Буквально с порога он начинает: «Мы народ очень гостеприимный. А кто говорит обратное? Вот вы с какой целью пришли интервью брать? Опять плохое писать будете», — скорее с досадой, чем с претензией.

В республике об «Ус Тумсуу» заговорили в январе 2019 года, после рейдов во время новогодних каникул по ночным клубам Якутска. Тогда члены движения вместе с полицией обходили несколько небольших баров и кафе. Объектом их внимания были сильно выпившие люди, женщины и жители среднеазиатских стран. По словам свидетелей, участники рейда подходили преимущественно к девушкам, читали им «нравоучительные лекции» и снимали это на мобильные телефоны. На некоторых сохранившихся видео видно, что все посетители с неохотой идут на контакт, закрывают лица руками. Но никаких серьезных конфликтов во время таких «бесед» не было.
Республиканские СМИ писали, что «Ус Тумсуу» выбрали для рейда места, куда в основном ходят приезжие из Средней Азии. По версии общественников, это неправда: участники рейда устроили кампанию, исключительно чтобы поговорить о вреде алкоголя, без привязки к национальности или полу. Позже было опубликовано официальное обращение организации, написанное членом «Ус Тумсуу» Юрием Жегусовым: «На самом деле это не первый и не единственный рейд. Общественная организация "Ус Тумсуу" тесно сотрудничает с правоохранительными органами и местными властями для достижения уставных целей и задач. <...> Целью нашего последнего рейда по ночным клубам было проведение разъяснительной работы среди молодежи о вреде алкоголя. Мы не читали мораль, не ругали их, а спокойно объясняли, к чему могут привести гулянки в этих достаточно опасных местах».

Спустя пару месяцев, в середине марта, «Ус Тумсуу» привлекли внимание и федеральных журналистов. 17 марта появились сообщения об изнасиловании местной женщины уроженцем Киргизии — жители Якутска вышли на стихийный несанкционированный митинг. Вечером на площади Ленина собралось больше двухсот человек. В толпе люди говорили, что мигранты «насилуют местных женщин, забирают рабочие места и ведут себя, как дома, а не в гостях». 

На следующий день, 18 марта, чтобы избежать погромов, власти региона решили собрать протестующих на официальный митинг в местном спорткомплексе «Триумф». Туда, по разным данным, пришли от шести до семи тысяч человек. По местным группам в мессенджере WhatsApp рассылали сообщения о том, что из разных улусов (районов) Якутии для участия в митинге направлены делегации сотен людей. Беседа в «Триумфе» велась только на якутском языке. С протестующими лично поговорили глава региона Айсен Николаев и мэр Якутска Сардана Авскентьева. Власти пообещали якутянам усилить борьбу с нелегальной миграцией.

02 5

На митинг в спорткомплексе «Триумф» собрались несколько тысяч якутян. Якутск, 18 марта 2019 г.

Денис Адамов

Среди недовольных жителей особенно выделялись члены движения «Ус Тумсуу». Местный политолог и журналист Виталий Обедин считает, что это общественное движение сыграло важную роль в митинге: «"Ус Тумсуу" уже давно пытается взять на себя функцию эдакой народной дружины, объясняющей правила поведения в якутском обществе». 

Следующие несколько недель в Якутии сохранялась напряженная ситуация: мигранты боялись выходить на работу из-за информации о нападениях на киргизов, о погромах в овощных лавках. Несколько десятков водителей автобусов не вышли на работу, закрылось большинство точек продажи фруктов. Через несколько дней овощные лавки в городе снова открылись, автобусы вернулись на маршруты. 

Журналисты из Москвы, приехавшие писать об антимигранстких выступлениях, встретились с членами движения. Но местным не понравилось, как впоследствии описали протестующих якутян. 

«Мы не религиозные фанатики, — объясняет Иннокентий. — Многие из тех, кто состоит в нашей организации, вообще никакого отношения к религии не имеют. Мы занимаемся популяризацией традиционной культуры. В нашей организации могут быть якуты, которые православные. К нам вообще разные люди приходят, мы всем открыты. Среди нас есть русские и представители других национальностей. А так к нам часто приезжают, звонят из-за границы. Мы для них экзотика. В прошлом году к нам из Норвегии и даже из Кэмбриджа приезжали доктора наук. Их анализ показал, что во время глобализации возродится старая вера, которая исчезала». 

Иннокентий имеет ввиду религию Аар Айыы — дословно с якутского это можно перевести как «верховные божества», но якуты считают, что перевод смысла не передает. 

Считается, что эта религия существует с самого зарождения народа саха. Особенности вероисповедания подробно описал исследователь В. А. Кондаков в своей книге «Религия Аар Айыы». В Аар Айыы мир состоит из трех частей: верхний мир, в котором обитают верховные божества, срединный мир, где живут люди, и подземный мир — обиталище злых духов. 

Одно из отличий древней якутской веры — в том, что в срединном мире все предметы тоже одухотворены. Якуты с уважением относятся к духу огня Аал уот иччитэ Хатан-Тэмиэрийэ, духу земли Аан Алахчын, духу охоты Баай Байанаю, духу хозяина воды Кюёх Боллох Тойон. Помимо этих есть еще духи домашнего очага, родных земель и многого другого. 

Шаманы — избранные люди, которые могут общаться с духами и перемещаться в верхний и нижний миры. Поэтому они могут лечить людей, просить божества о мирной жизни и даже заглядывать в будущее. Молитва якутов называется алгыс — это коллективный обряд благословения и очищения, а камлание — это общение шаманов с духами. 

В XVII веке, с приходом русских, среди якутов распространилось православие. Массовое поклонение Аар Айыы сошло на нет, к ХХ веку эту веру исповедовали уже единицы. 

Сегодня Аар Айыы в Якутии  на пике возрождения. В 2014 году Министерство юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) зарегистрировало централизованную религиозную организацию «Религия Аар Айыы РС (Я)». Теперь члены этой организации действуют на законных основаниях, все подкреплено соответствующими нормативными актами. А интерес общества и науки к этому религиозному течению только возрастает, особенно за рубежом. 

В 2018 году в Якутск действительно приезжал профессор Кэмбриджского университета Пирс Витебский. Он участвовал в экспедиции в Булунский район. Ученый много лет занимается этнографией региона и последние шесть лет сотрудничает с местным университетом СВФУ им. М. К. Аммосова. Здесь совместно с профессорами из Англии реализуется проект «Народы Северо-Востока Российской Федерации: выбор новой адаптивной стратегии в условиях глобализации. Социально-антропологический подход (взгляд якутских и британских исследователей)». Пока исследователи не изучали современные религиозные объединения в Якутии, но и не отрицают их влияния на повседневную жизнь. 

«Аар Айыы помогает нам понимать и уважать природу, — объясняет Петр. — Мы дружим с представителями этого религиозного течения. Приглашаем к нам читать лекции, говорим о том, как жить в современном мире с его бушующими законами, изменяющимися ситуациями. Каждое воскресенье в доме Арчы (Центр духовной культуры в Якутске. — .) в 12 часов дня организуем встречи, где мы проводим алгыс, говорим о проблемах, помогаем друг другу. Нужно жить по всем канонам религии Аар Айыы. Ценности — они постоянны, они не изменяются со времен зарождения человечества. Это простые истины».

Несмотря на то, что «Ус Тумсуу» не религиозная организация и, по словам ее членов, не имеет никакого отношения к Аар Айыы, с этой верой связано название движения: «Наше название "Ус" в переводе с якутского означает три, — рассказывает Петр. — В якутской мифологии это божественное число. Например, душа человека состоит из трех измерений: верхний мир, срединный мир, нижний мир. Это число является объединяющим. Можно сказать, что это синтез прошлого, настоящего и будущего. А "Тумсуу" в переводе с якутского означает объединение».

02 4

Алгысчыт (заклинатель добрых сил) проводит обряд окропления кумысом среди членов движения «Ус Тумсуу» в доме Арчы. Якутск, 24 марта 2019 г.

Алексей Васильев для ТД 

«Есть религия тенгрианство, которая была до всех религий, это прародитель всех верований. Чингисхан с этой верой покорил практически весь мир. Аар Айыы — это ее северное ответвление. И между тем, сегодня наука говорит о том, что языческие веры — это веры придурковатых людей или что духам поклоняются только отсталые люди. Это глубокое заблуждение. Традиционная культура без язычества невозможна. Раньше все народы были язычниками. Если по-простому сказать, это правильное понимание жизни. Это не религия, а правильная жизнь по канонам природы — всей вселенной, всего человечества. Ведь если так посмотреть, то все религии едины в своем понимании: не убивай, не укради, не прелюбодействуй. Это основные понятия жизни человека. Их просто нужно соблюдать». 

По мнению Давида, современное общество живет западными ценностями, главная среди которых — деньги. «Почему в последнее время идет огненная стихия? Почему Нотр-Дам сгорел? Почему религия не защитила? Почему Забайкалье горит? Почему везде одни землетрясения? Почему Ближний Восток постоянно страдает? Почему их не защищает их вера? Потому что они не живут в гармонии с природой. Аар Айыы — это самая сильная вера. Они (другие религии) ничего не могут противопоставить огню, земной стихии, тому, во что верит Аар Айыы, — это не просто шутки ради. На самом деле это космос, это сильная энергия. Поэтому к нам и идут». 

По словам лидеров движения, сегодня в рядах «Ус Тумсуу» насчитывается около 60 тысяч якутян. Хотя выяснить, как осуществляется подсчет участников, не удалось. Неясна и внутренняя организация «Ус Тумсуу». Известно лишь, что существует свыше 10 филиалов по Якутии: в Мегино-Кангаласском, Таттинском, Чурапчинском, Нюрбинском, Намском, Амгинском и других улусах. 

Движение «Ус Тумсуу» появилось примерно пять лет назад, у его истоков стояло около десяти человек. Официально движение зарегистрировали только в 2018 году под названием Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи республики Саха «Три». Достоверно установить, что послужило причиной его создания, как долго шел процесс становления, сейчас сложно. Но для легальной работы движения официальная регистрация была необходима. 

Средний возраст членов «Ус Тумсуу» — 28 лет. В организацию входят только мужчины. Хотя у движения есть женское крыло, в котором состоят более 1000 человек, лидеры не особо распространяются о деятельности своих сестер, аргументируя это тем, что просто не знают о ней: «Женское крыло мы создали где-то с января текущего года, — поясняет Петр. — Мы их отпустили в свободное плавание, они сами. Без нас. Но мы контролируем их», — добавляет он с улыбкой. 

В СМИ информации об акциях женского крыла нет, в отличие от мужского. «Ус Тумсуу» постоянно проводят рейды, субботники, встречи с призывниками. Не так давно они провели конкурс мужских позитивных патриотических песен, конкурс «Лейся, песня» и конкурс «Осуохай» (национальный круговой якутский танец. — .) среди школьников. О других видах деятельности организации в СМИ не говорится, так же как о «вербовке» новых членов. По словам лидеров движения, вступить в «Ус Тумсуу» очень просто: необходимо только участвовать в акциях (например, в субботниках), приходить на воскресные встречи в дом Арчы и соблюдать правила движения: вести здоровый образ жизни и способствовать популяризации якутской культуры. Причем каждый решает сам, является он частью движения или нет: «Вот нас спрашивают: как вы объединяете людей? Мы распространяем позитив. Участвуем во всех субботниках. Ходим в диспансеры, беседуем с нуждающимися. Зимой мы замерзающих людей спасли. Дело было в Табаге, старик со старушкой, как в сказке. У них дров не было. На улице минус 50 градусов. Никто не помогает, только мы. Мы отвезли дрова, купили продукты, подошли — бабушка очень благодарная. Они православные, русские, наши», — Иннокентий делает акцент на слове «наши», оговаривая при этом, что помогают они всем. 

После мартовских событий в обществе сложилось мнение, что «Ус Тумсуу» — националистическое движение, члены которого говорят только по-якутски и носят национальную одежду. За время беседы лидеры движения не раз подчеркивали, что рады всем, вне зависимости от пола, национальности и возраста. А фокус на сохранении культуры — это веяние времени и проснувшееся самосознание саха.

02 3

Артистка Саха академического театра им. П.А. Ойунского в национальной якутской одежде. Якутск, 25 ноября 2017 г.

Алексей Васильев

В Якутии действительно в последние годы появился тренд на национальную культуру. Открывается множество магазинов, в которых продают якутскую национальную посуду, товары местных производителей, якутские ножи, украшения, музыкальные инструменты, сувениры. Не так давно появился якутский бренд TANAS (в переводе с якутского — одежда), специализирующийся на спортивной одежде, сшитой из дорогой ткани с использованием местных орнаментов и государственных символов региона. Цены на толстовки бренда начинаются от 4000 рублей при средней зарплате по региону 30 тысяч, но такая одежда очень популярна у якутских спортсменов и молодежи. К главному национальному празднику Ысыах якутянки шьют на заказ или покупают себе якутский наряд холодай (трапециевидное платье), надевают национальные серебряные украшения бастынга (украшение на голову) и илин-кэлин (ожерелье). В последнее время мастерицы стали изготавливать их из бисера. 

Согласно исследованию А. А. Харлампьевой «Национальный характер антропонимов в современной Якутии», в последнее время родители все чаще называют детей якутскими именами. Причем, пишет исследовательница, не только такими распространенными, как Нюргун, Кэскил, Айан, Сардана, Туяра, Саргылана, но и новыми: Айыы Куо, Саина, Алгыс. Якутские имена сейчас наиболее популярны в центральных и заречных улусах. Харлампьева связывает это с тем, что там люди чаще уделяют внимание родному языку, национальной культуре, традициям своего народа. 

Также все чаще уже взрослые якуты, носящие славянские имена, меняют их на якутские — они считают, что таким образом поддержат родную культуру. 

В «Ус Тумсуу» положительно относятся к таким решениям, но подчеркивают, что сами никому якутскую культуру не навязывают: «У нас действительно есть люди, которые меняли имена. Они приходят к нам, мы очень хорошо с ними дружим. Но также мы не давим на людей, что нужно поменять имя, что так будет правильно и лучше. Да и у нас самих нет планов менять имена. Например, я — Петр. Вот Афанасий, Влад, Александр». 

Еще один важный принцип «Ус Тумсуу», которого они строго придерживаются: никакого алкоголя. Хотя среди членов организации есть бывшие наркоманы и алкоголики, молодые якуты, освободившиеся из мест заключения, безработные. Здесь им помогают встать на ноги. В этом и заключается миссия движения, считает Петр: «Мы на встречах разговариваем с людьми, слушаем их проблемы и помогаем. А главное — спрашиваем, кто что доброго сделал на этой неделе, кто, в свою очередь, кому помог. Наши встречи проходят каждое воскресенье в 12 часов дня в доме Арчы. Нас много собирается, бывает больше 100 человек». 

Проверить это сложно, но участники движения уверяют, что с каждым днем их становится все больше. В якутском обществе складывается стереотип, что всё это связано с социальными проблемами: от безысходности молодые люди становятся частью больших организаций, чтобы ощутить единство и поддержку. 

Согласно данным республиканского управления федеральной службы государственной статистики, за 10 лет ситуация на рынке труда Якутии улучшилась, а общая численность безработных снизилась на 13,2 тысячи человек и составила, по данным на сентябрь 2018 года, чуть больше 32 тысяч человек. С учетом того, что в регионе проживают 964 тысячи человек. Но большая часть безработных — это молодежь: 73,8%. Якутия возглавляет список регионов с самым высоким процентом молодых людей, которые, получив дипломы, не смогли найти работу. 

«Сейчас очень много негатива, — говорит Иннокентий, — у всех стресс, ипотека, кредит, поиск работы. Поэтому люди нуждаются в совете. Людям не хватает общения, простого человеческого общения. А про нас так говорят: у них свой язык есть, они с народом просто говорят и правильно, нужные вещи пытаются донести, поэтому к ним люди тянутся».

02 2

Артисты Саха академического театра им. П. А. Ойунского перед спектаклем, посвященным эпосу народа саха — олонхо. Якутск, 25 ноября 2017 г.

Алексей Васильев 

Один из главных праздников для всех якутян — 27 апреля, День образования республики. На всех площадях Якутска проходят концерты с участием артистов и политиков. На улицы якутяне выходят с флагами и другими символами региона, везде звучат гимны России и Якутии. В этом году наряду с государственными в толпе празднующих мелькали флаги движения «Ус Тумсуу». Их трудно с чем-то спутать: белый флаг с тремя красными точками, помещенными в огненное кольцо, видно издалека. 

 Якутам всегда было свойственно создавать разные объединения. С советских времен в регионе существуют землячества: Олекминское, Нюрбинское, Таттинское и др. Фактически это объединение по территориальному признаку — по улусам, которых в республике 34. До сих пор в Якутске и других городах России участники землячеств поддерживают друг друга, вместе проводят национальные праздники, устраивают встречи с земляками. 

Существуют отдельные студенческие объединения, которые тоже создаются для сплочения молодежи из одного улуса и психологической поддержки ребят, приехавших из деревень в город. Например, студенты из Нюрьбинского улуса входят в «Куох Ньурба», из сунтарского района — в «Тумсуу» и другие. 

В последние годы стали появляться официальные организации с целью «воспитания истинных патриотов Родины среди подрастающего поколения молодежи и изучения языков и культуры народов РФ». Здесь уже не имеет значения, из какого улуса или города участники. Одной из наиболее крупных таких организаций является «Ураанхай», существующая с 2014 года. Активисты «Ураанхай» регулярно проходят спортивную подготовку. Большинство молодых людей занимаются боевыми искусствами. Сегодня даже существует одноименный спортивный клуб. 

«Ус Тумсуу» — далеко не первая организация, которая ставит целью объединить народ саха, только теперь центральную роль в объединении предположительно будут играть национальная культура и религия. 
«Вы слышали предсказания Ванги об огненной вере? — Добавляет в конце нашей встречи Петр. — Она говорила, что возродится новая религия, но на самом деле забытая старая, она будет исходить от севера — это белая вера. Ванга, может быть, это сказала про нашу огненную Аар Айыы».

Поиск

Журнал Родноверие