Глубокий обзор языческих, то есть традиционных народных и природных верований, представляет более чем серьезную задачу для религиоведения.

Разнообразие мнений, течений, стремительно меняющаяся ситуация в этой области делают такое исследование весьма затруднительным. Дело осложняется тем, что в нашей стране (как и в любой другой, впрочем) вопросы вероисповедания людей напрямую связаны с политическими, экономичеcкими, а порой и криминальными интересами "серьезных" организаций. Слово "серьезный" взято здесь в кавычки, потому что всегда, на протяжении всей истории человечества духовная жизнь людей становится поводом для борьбы за власть и влияние.

Один из ответов, которые мы можем этому противопоставить — организация общинной жизни в условиях общей открытости, естественного общения, бескорыстного служения каждого Родной Земле и своему народу в меру сил и способностей.

Возможно, те препятствия, которые создаются государственными органами и церквями против усилий возродить природные верования нашего народа, имеют и некоторые полезные свойства: пока нам легко отличать по-настоящему духовно близких людей и избегать чуждых явлений.

Тем не менее потребность в более широком объединении единомышленников для возрождения коренных природных верований тоже существует, и с этой целью в начале 2002 г. сформировалось неформальное общественное движение "Круг Языческой Традиции".

К сожалению, оно способствовало не только объединению язычников, но и возникновению разногласий в организационных и идеологических вопросах И прежде всего с людьми, для которых восстановление народных традиций связано с противостоянием интересам других народов — как с обязательным, необходимым проявлением патриотизма.

Такое разделение было необходимо. Ведь при полном отсутствии границ здоровые национальные и патриотические чувство легко переходят в фобии, немотированные проявления агрессии, и т.д., что легко и охотно используется врагами язычества. А что враги и противники есть, знают все, вот только борьбу с ними преимущественно следует вести на правовом поле, в области этических понятий, научной дискуссии. Всякие другие действия порой становятся провокацией, идут на пользу тем, против кого они якобы направлены.

Например, известный большинству язычников исследователь иудаизма и "неоязычества" Шнирельман ухитряется одновременно быть идеологом сионизма, аналитиком РПЦ и сотрудником государственного научного учреждения, занимаясь по своим должностным обязанностям предотвращением межэтнических конфликтов.

В результате появляется тенденциозное исследование, проводятся международные конференции по современному язычеству в России, без участия представителей такового. Делаются "глубоко научные" выводы:

- язычники в России не следуют никакой духовной традиции, они занимаются исключительно чтением антинаучной фантастики;
- среди языческих организаций преобладают вредные тоталитарные секты;
- все язычники — антисемиты;
- следует активно помогать РПЦ в "разоблачении" язычества, чтобы предотвратить явления антисемитизма.

В этой обстановке появление серьезного объединения множества общин в Москве и регионах, такого, как новообразовавшийся Круг, объявление им требования действовать с уважением к традициям всех народов, не допускать проявлений экстремизма, не объявлять своим врагом никого, кто сам не развязывает вражду — серьезно взволновало национал-шовинистов любого происхождения. Мы всерьез претендуем на то, чтобы помешать им играть в их любимую RPGшку и получать на это совсем нешуточное финансирование.

А уж серьезному исследованию, кому и зачем эти "игры" действительно нужны, вообще не место на ресурсе, посвященном духовной жизни.

Как же обстоит дело с языческой духовной традицией в России, в реальности?

Действительно, трудно в полной мере восстановить то, что было связано с традицией именно русского народа, который в течение почти тысячи лет отождествлялся с христианским вероисповеданием. Но даже объективных научных данных хватает, чтобы восстановить некоторые важные черты традиционных культов, восполнив все остальное живым контактом с духовным миром в процессе самих обрядов (только неверующие могут говорить о религии как о чисто внешней форме).

Но богатейший материал дает нам и живая, сохранная традиция тысяч язычников, проживающих в различных регионах России и бывшего СССР. Вопреки публикуемым недобросовестным исследованиям, эта традиция никогда не прерывалась, и она продолжает существовать в традиционных сельских и новых городских общинах.

Посвященные живут среди нас, и мы сами всегда имеем возможность открыть в себе сей глубокий поток.

Кратчайший путь к этому — серьезно задуматься о жизни мира и природы, обратиться к семейному преданию и истории своей страны. Глубокие, честные, искренние мысли об этом приводят человека к пониманию своего пути.

Россия никогда не была до конца крещена.

Не случилось этого за 900 лет православного владычества, тем более не случится и сегодня. Каждый из нас вправе искать истину, полагаясь на собственную совесть и разумение.

Поиск

Журнал Родноверие