Летом съездили в деревню Машкино в Торжокском районе, где базируются приверженцы культа Анастасии, считающегося православной церковью сектой.

Основатель культа бывший новосибирский предприниматель, писатель Владимир Мегре. Анастасия – вымышленная героиня его книг, живущая в сибирской тайге и обладающая сверхъестественными способностями: в частности, она понимает язык животных и общается с ними, может подняться над землей и т.д. С этой женщиной писатель якобы вступил в связь, и она родила от него ребенка.

Концепция «Анастасийства» исходит из теософско-рериховских препосылок, что все религии равны и содержат частицу истины. Во главе каждого учения стоят «просветленные», и писатель в одном ряду перечисляет Велеса, Кришну, Раму, Шиву и Иисуса Христа, Аллаха и Будду. Героиня Мегре уподобляется Богу, а сам писатель становится единоличным пророком Анастасии.

В книгах серии «Звенящие кедры России» писатель высказывает национальную идею: каждой семье в России нужно выделить в безвозмездное пользование 1 га земли для проживания и обработки, этой площади хватит для ее пропитания. На этом участке посадить кедр, под которым мужчина и женщина могут зачать ребенка. Жизнь в общении с природой, вдали от задымленных городов, экологически чистая продукция – такой идеал народной жизни рисует Владимир Мегре.

В Машкине нас встретил давний знакомый Юрий Стариков, активист этого движения. В начале 2000-х годов он с группой единомышленников устраивал в Твери концерты «солнечных бардов» — так в то время именовали себя анастасиевцы. Молодые люли пели о светлом – о любви к природе, к женщине и миру. Юрий ходит с кожаным ремешком на лбу, всем обликом напоминая древнерусского мастерового. Семья Стариковых базировалась тогда в деревне Матино Кашинского района, также туда приехали две семьи русских немцев из Германии, не нашедшие себе применения на чужбине, так как там трудно с работой для интеллигентов, и одна москвичка. В деревне Юрий доил козу и выращивал картошку оригинальным способом: она кладется прямо на некопаную землю, а сверху укрывается соломой, под которой создается особый микроклимат, способствующий росту этого овоща. Оставив в той деревне подросших детей, Юрий переехал в другую, — это сознательная стратегия распространения идей сообщества.

78907 300 79131 300
79901 300 83565 300

Машкинцы не едят мяса – говорят, что они дружат с животными. В деревне живут 17 взрослых, исповедующих идеи движения анастасиевцев. Экскурсию по деревне проводила педагог Ирина – в Москве она работала преподавателем химии.

На веранде общинного дома нас, как гостей, накормили оладьями с яблоками – благо, урожай в этом году выдался отменный. Также нам продемонстрировали дары природы, которые можно употреблять в пищу – в частности, семена подорожника, которые в изобилии облепляют стрелки этого растения. Тайком от обитателей деревни мы чуть ли не под столом съели по чебуреку, так как за три часа, которые добирались до Машкина, изрядно проголодались, и скажем честно, пока не готовы исповедовать полный отказ от мяса. Взрослые ждали детей, которые ушли в лес на весь день играть — искать условный клад по разным таинственным приметам.

По стенам веранды, на которой мы пили чай, были развешаны мандалы – особые языческие знаки, круги, сплетенные из шерстяных ниток. К вечеру нас ожидало торжество – у местного подростка было день рождения, и машкинцы водили хоровод вокруг именинника.

79439 300 79825 300
80185 300 83740 300

Машкинцы декларируют идею пермакультуры — земледелия по австрийскому фермеру Зеппу Хольцеру.

Фермер ездит с семинарами по всему миру, пропагандируя отказ от применения химических удобрений, совместное выращивание разных сельскохозяйственных культур и устройство особых гряд «уступами», чтобы максимально обеспечить освещением каждое растение. Ирина показала нам так называемый «питомник», в котором растут саженцы разных экзотических для нашего региона растений, например, сибирский кедр и т.д. (честно говоря, увидеть все это можно было с большим трудом, так как все страшно заросло сорняками, — машкинцы не занимаются прополкой и вспашкой, чтобы не нарушать природный почвенный слой). На личных подворьях у обитателей деревни, хотя это было время уже почти повсеместного созревания огурцов на обычных дачах, большого урожая этой культуры не наблюдалось, хотя гряды были устроены также по методу Хольцера: сначала выкапывается яма, в нее бросают гнилые бревна и доски, которые, по замыслу земледельцев, должны отдать в верхние слои почвы тепло, выделяющееся при разложении древесины.

80622 300 80745 300
81127 300 84013 300

Сейчас в Машкино организуются летние смены для гостей, приезжающих отдохнуть с детьми, для этих целей мужчины выстроили несколько маленьких домиков, больше похожих на избушки на курьих ножках, в каждом могут спать по четыре человека. Именно только спать: кроме двухъярусных кроватей, в домике ничего нет. Стоимость такого отдыха, если учесть отсутствие комфорта и удобств, довольно высока: 17 тыс. за 10 дней. Летом организуется и спортивная смена для подростков, взрослые учат их преодолевать полосу препятствий и т.д.

В деревне живут несколько бывших колхозников (колхоз еще существует, правда, лишь на бумаге), а также фермеры, занимающиеся животноводством, — наиболее выгодным видом сельскохозяйственного производства в Машкине, для растениеводства здесь слишком бедные суглинистые почвы.

У жителей экопоселения есть богатый спонсор, поселившийся в деревне задолго до машкинцев. Вдали от деревни, у леса, мы увидели следы начала работ по устройству больших каскадных прудов: из песчаного грунта торчала большущая металлическая труба, а невдалеке, как знак больших планов, стоял беспризорный экскаватор.

Машкинцы, если не считать хлопот по домашнему хозяйству, не работают. При нас они собирались на празднование дня рождения одного десятилетнего мальчика: выяснилось, что кто-то недавно приехал из Мурманска, кто-то – из Самары, а кто-то – из Питера. На что живут? Видимо, пока на свои сбережения, возможно, что-то подкидывает спонсор. Некоторые занимаются декоративно-прикладным искусством, изготавливая сувениры – керамику и «посохи дождя», в общественном месте стоит гончарный круг. Для посохов дождя берутся, по-моему, стволы борщевика, которые высушиваются, а внутрь устанавливают перегородки и засыпают крупу. Крупинки, перекатываясь, если посох переворачивать, и создают шум, похожий на усыпляющий стук дождя.

В деревне нас водили на конюшню (коней держат другие жители деревни, не принадлежащие сообществу).

81360 300 81419 300
81719 300 84683 300

У машкинцев красивые древнерусские имена: посмотреть свой дом, нас, к примеру, пригласила молодая женщина Светлояра, самого главного среди машкинцев зовут Белояр. Машкинцы — приверженцы язычества, хотя открыто это не декларируют, и к православной церкви относятся лояльно.

82109 300 84264 300
82342 300 82683 300

Хотя журналистка одной из местных газет написала довольно восторженную статью о Машкине, у меня сложилось двойственное впечатление от его посещения. Идеи, декларируемые этим сообществом, вроде хорошие: единение с природой, проповедь «не убий» даже по отношению к животным, сосуществование в любви и мире, однако собственных стабильных источников доходов у этих людей практически нет, — не могут же обеспечить жизнь целого сообщества торговля сувенирами и две летние смены гостей, несерьезно как-то это все. Насчет земледелия по хольцеровски – сначала надо было бы спросить старожилов деревни, а вырастет ли на таких бедных суглинистых почвах, как в Машкине, что-нибудь, кроме лопухов, прежде чем разбивать гряды по Хольцеру. Знаю, что наш знакомый Юра долгое время сдавал квартиру в Москве, чтобы прожить в своей деревне.

Отдельная статья – дети (их в Машкине уже около 30). Ребят весной и осенью учит тьютор Ирина. Правда, строгих учебных планов в местной школе, под которую отдана одна из комнат общинного дома, нет, просто Ирина ведет с детьми беседы в свободной форме. Руководство местной школы, расположенной в соседней деревне, довольно тем, что к школе приписано еще 30 человек – ведь финансирование образовательных учреждений сейчас у нас подушевое. Прошлой весной, в конце учебного года, у машкинских детей даже не принимали экзамены – перевели в следующий класс автоматом. Возникает тревога за этих детей, которые, не исключено, когда вырастут, не захотят жить по вере своих родителей и уйдут в «мир», — а время-то для социализации и нормального образования уже упущено.

Однако машкинцы не унывают: водят хороводы на праздниках, поют заклички, отдавая друг другу энергетику добрых сил, в общем, нащупывают тот идеальный образ жизни, о котором втайне мечтают многие жители мегаполисов

82780 300 83009 300

Поиск

Журнал Родноверие