Добровольский Алексей Александрович родился в 1938 году в Москве в семье служащих: отец — Добровольский Александр Иванович, мать – урождённая Салова Наталья Васильевна.

По окончании средней школы Алексей устроился работать грузчиком в типографию газеты «Московская правда».

Алексей с молодых лет начинает интересоваться политикой, что привело его впоследствии к образованию в 1957 году подпольной националистической организации – РНСП. Деятельность данной группы («полтора десятка соратников», по воспоминаниям самого Добровольского – «Ответы Доброслава на вопросы вятского журнала "Вихорь"») человек сводилась преимущественно к антикоммунистической агитации и распространению идей русского национализма. Напечатанные на пишущей машинке листовки они расклеивали на столбах или забрасывали в почтовые ящики в разных районах Москвы. Но в условиях практически не дающей сбоев чётко отлаженной государственно-бюрократической системы СССР данная организация молодых националистов просуществовала недолго – уже 23 мая 1958 года Алексей Добровольский вместе с соратниками был арестован. Почти всех вскоре освободили, кроме организатора. Приговоренный судом к лишению свободы, Добровольский три года провёл в мордовских лагерях – в печально известном Дубравлаге.

В одном из интервью он сам рассказывает о своём первом опыте политической деятельности так: «Впервые попал на Лубянку в 1958 году по 58-й статье за создание молодёжной националистической организации. Мне тогда было 19 лет. Ничуть об этом не жалею, ибо в лагерях я получил суровую закалку»

В 1961 году, после освобождения из мест лишения свободы, Алексей Добровольский крестился (поскольку родители его были нерелигиозными людьми, до того времени Алексей не был крещённым), считая, что русский должен быть православным. С целью самообразования (живой пытливый ум и тяга к знаниям, помноженные на аналитические способности, являлись одними из главных черт Алексея Александровича) устраивается работать в букинистический магазин, в философско-исторический и естественно-научный отделы.

В 1962 году Алексей Добровольский женится, а спустя год рождается его первый сын Сергей. Продолжает активно принимать участие в подпольном политическом движении — в 1964 году входит в созданный членом НТС Борисом Евдокимовым «Союз Трудового народа», но уже спустя несколько месяцев вместе с другими членами попадает под арест. Добровольский, будучи признан психически ненормальным (симулировав психическое расстройство), направляется в спецпсихбольницу в городе Ленинграде (так называлась в период правления большевиков имперская столица России Санкт-Петербург), где знакомится с ужасными реалиями советской карательной психиатрии.

После освобождения из спецпсихбольницы 25 августа 1965 года Алексей Добровольский сразу же возобновляет подпольную политическую деятельность, связавшись с членами НТС и вступив в данную организацию. В 1966 поступает на библиографический факультет МГИКа, но закончить ВУЗ ему не удаётся в связи с очередным арестом в 1967 году. Добровольский по делу об участии в НТС был приговорён к двум годам лишения свободы.

В начале 1969 года Алексей Добровольский, освободившись из мест лишения свободы, лишается московской прописки на три года (до 1972 года) – в этот период он живёт в Угличе (Ярославская область) и Александрове (Владимирская обл.). Именно в этот период жизни он Добровольский обращается к славянскому языческому наследию, усиленно изучая и осмысливая дохристианское наследие предков.

По признанию самого Алексея Александровича, «… я … углубился в изучение истории религий. На это ушло 20 лет, но помогло мне вернуться к своим корням — к бесхитростному и в то же время глубочайшему дохристианскому мировоззрению наших великих Пращуров»

По его мнению, главным содержанием дохристианской языческой религии славян является почитание Природы и осознание себя её органической частью: «Мой Учитель — РУССКИЙ ЛЕС. Только на лоне РОДНОЙ ПРИРОДЫ пробуждается в душе родовая память Предков, и человека посещает вдохновение»

Когда в СССР началась перестройка, Алексей Добровольский примкнул к основанному Дмитрием Васильевым объединению «Память», в котором пробыл недолго – из-за возникших разногласий с руководителем организации он покидает ряды последней.

В 1986 году Алексей Александрович, уехав из Москвы, поселился в зелёном районном городке Пущино – там он разрабатывает свою систему целительства посредством вдыхания цветочных ароматов, в 1988 году изложенной им в работе «Арома-йога»: « АРОМА-ИОГА есть таинство причащения ароматами и через то восхищение и слияние души человеческой с душою Природы»; «АРОМА-ИОГА есть целительное единение с Божественной Энергией, разлитой в мир. Сердце, преисполненное любовью и состраданием, бьется в лад с Космическим Пульсом»

62

В 1989 году начинается новый этап в жизни Алексея Александровича Добровольского — он принимает активное участие в создании «Московской славянской языческой общины», которую возглавил Александр Белов («Селидор»). Тогда же путём самопосвящения он принимает языческое имя «Доброслав» и объявляет себя волхвом (так назывались в Древней Руси вещие подвижники, облажающие обширными знаниями и духовной силой).

В том же 1989 году Доброслав пишет свой программный труд «Стрелы Ярилы»: «Спасение Нации и спасение Природы есть цель единая и неделимая. Нет ничего более значимого в данную историческую минуту, чем сохранение Природы как залог самосохранения и выживания Нации»

Кроме этого он проводит многолюдные языческие праздники и выступает с лекциями.

В 1990 году Доброслав, желая быть ближе к Природе, вместе с взрослыми сыновьями Родоставом и Вятичем, ставшими его единомышленниками и также получившими славянские языческие имена, поселяется в заброшенной лесной деревушке Весенёво в Шабалинском районе Кировской области, где ведёт натуральное хозяйство: Родостав занимается пасекой, а Вятич делает на заказ традиционные предметы славянского языческого бута и религиозного культа: ковши, братины, гусли. 24 июня 1990 года проводит праздник Купалы — Летнего Солнцеворота, на который съезжается более ста гостей.

Живя в глуши дремучих вятских лесов, Доброслав много размышляет о Родной Природе, о месте человека и народа в ней (он даже формулирует священную триаду: НАРОД – РОДИНА – ПРИРОДА, ключевым здесь является корень «РОД»), о судьбах России и будущем русской нации, что выливается в серию трудов. При этом следует особо отметить, что некоторые брошюры и статьи Доброслава («Мать-земля: чудо чудное, диво дивное. Введение в геобиологию», «Язычество как волшебство», «Святославие», «Язычество: закат и рассвет», «Волхвы» и др.) запрещены в РФ, более того – сам он вновь трижды попадал на скамью подсудимых по печально знаменитой «русской» ст. 282 УК РФ – в 2002 году (приговор – два года лишения свободы условно со взысканием 1800 рублей за судебные издержки),

«Меня уже второй раз при новой власти судят. Первый раз в 2001 году получил я срок. Сейчас в Москве есть такая Пушкинская площадь. Я слышал, там какие-то все время демонстрации. Так мы первые начали – в 1965 году. Мы какие-то флаги ломали красные, били морды каким-то комсомольцам, дружинникам. Что-то мы делали – было за что наказывать. Сейчас совершенно ни за что, за мысль», — рассказывал в интервью сам Доброслав

в 2013 году (штраф семь тысяч рублей – пусть читателя не смущает небольшой размер штрафа, ибо самое неприятное в данной и во всех подобных ситуациях заключается в том, что преследование по этой статье – банальная траля, ведь судят по ней чаще всего за выражение мнения, что в здоровом обществе не должно иметь места).

64

Тем не менее, Доброслав регулярно проводил славянские языческие праздники на лоне Родной Природы, приезжал в Москву читать публичные лекции, принимал у себя в Весенёво потоки приезжавших к нему единомышленников и соратников, писал новые работы о славянском язычестве и русском национализме. Несмотря на политические преследования, обвинения в экстремизме (что стало в современной РФ способом расправы с инакомыслящими и подавлением русского национального самосознания в духе печально знаменитых методов политического давления в СССР), Доброслав до самого своего последнего вздоха продолжал верить в грядущее возрождение России.

Жизнь шабалинского волхва и русского националиста Доброслава оборвалась в ночь с 18 на 19 мая 2013 года в деревне Весенёво: «Он возвращался с прогулки вечером домой, но, к сожалению, не дошёл. Смерть наступила быстро, застав его на приусадебном участке, хорошо, что мы оказались рядом в это время», — вспоминает старший сын Доброслава — Родостав. Но, уходя в иной мир – страну Предков, Доброслав оставил после себя идею русского возрождения через восстановление и укрепления прочной связи с нашей Родной Матерью-Природой.

Осмысливая духовное наследие Доброслава, следует особо отметить важность главного вывода всех его духовных исканий: «Разгадка бытия человека — в духовном общении с Природой. Наши пращуры ощущали все части Природы особо одушевленными, населяя (отсюда Вселенная) все ее царства и каждую стихию таинственными сущностями — Духами. Всем явлениям Природы сопутствует внутренняя духовная жизнь. Суть язычества — лад с Природой. Природа одухотворена, следовательно, лад — сочувствие с природными духами. Древние одарили нас самым прекрасным, самым глубоким и самым высоконравственным представлением о Земле как о живом, сознательном, одушевленном Целом. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, она ЖИВАЯ САМОБЫТНАЯ СУЩНОСТЬ» (произведение «Наш храм – Родная Природа»)

«Одухотворенное отношение к Природе немыслимо без одухотворения самой Природы. Согласно языческому мировидению, Великий Дух-Род внутренне присущ, совечен Природе. Род — душа Природы. Природа — воплощение Рода: все живые существа родственны и всякая жизнь свещенна. Род мыслился не как внешний творец Природы, но как ее внутреннее духовное начало, а бессмертная душа человеческая — как частица этого начала» (Там же).

Являясь частью Природы, мы не можем и не имеем права игнорировать и нарушать её извечные законы. «Но, противопоставив себя Природе, он этим только лишился ее покровительства. Негодующие духи отвернулись от него, предоставив его Карме» («Арома-йога»).

Почитая Родную Природу, человек естественным образом приходит к уважению и любви своего народа, своей нации: «Душа народа воплощена в его языке. … в русском, вещем языке РОДИНА — ПРИРОДА — НАРОД являют собой вечное, неразрывное целое, ибо произрастают из одного свещенного корня — РОД. Всё самое дорогое, самое прекрасное, самое благородное заключено в этих трех словах. Поскольку подобное триединство присуще … русскому языку, оно запечатлело РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. А подвижники родного идеала есть русские националисты» («Наш храм – Родная Природа»)

Далее мысль Доброслава развивается: «Спасение Нации и спасение Природы есть цель единая и неделимая. Нет ничего более значимого в данную историческую минуту, чем сохранение Природы как залог самосохранения и выживания Нации» («Стрелы Ярилы»)

Будучи убеждённым русским националистом, Доброслав был чужд шовинизма: «Русский Национализм никому не угрожает. … Мы понимаем национализм не как проявление национального неравенства. Настоящий, здоровый национализм не враждебен другим народам. Мы приветствуем волю к самоутверждению в любом народе, но только не за русский счёт» («Великославие русского национализма», 1991)

Русский национализм воплощается в социальной справедливости: «Русский Национализм — это РУССКИЙ ПОРЯДОК и РУССКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД, способный установить социальную СПРАВЕДЛИВОСТЬ» («Наш храм – Родная Природа»)

При этом нужно указать на одно великое заблуждение Доброслава, заключающееся в его неприятии христианства и, в частности, Православия – отрекшись от Православия, он стал почитать его враждебным русскому духу и русской культуре. Ибо роль Православия в русской истории велика и неустранима. Другое дело, что и дохристианские представления славян не были «тёмными суевериями» — это та почва, на которой семена христианства выросли в могучее древо русской духовности. За века русской истории древнеславянские дохристианские представления прочно переплелись с православным вариантом христианского учения, породив нашу родную самобытную русскую культуру. И для её сохранения и приумножения мы, новые поколения русских людей, обязаны в равной мере чтить как наше славянское языческое наследие, так и Православную традицию, оберегая родную Природу и укрепляя свой дух, ведущий ну великую Родину к новому рассвету.

Светлая память русскому националисту и подвижнику Алексею Александровичу Добровольскому — волхву Доброславу!

Несколько слов о работе над данной публикацией:

  1. Для ознакомления читателя с миром представлений и идей А.А. Добровольского использованы цитаты из тех его трудов, которые в настоящее время не являются запрещёнными в РФ.
  2. При приведении цитат Доброслава использована его орфография (написание тех или иных слов с заглавной буквы, выделение некоторых слов и выражений крупным шрифтом).
  3. Жирным шрифтом выделены некоторые из цитат А.А. Добровольского по усмотрению автора данной работы.

Одно из стихотворений Доброслава:

Песнь о Славянской Славе
Воздай хвалу Великому Перуну!
Гуслярный звон и бурный звон меча
Передадут рокочущие струны,
Да не озлобят и не огорчат.
Взойдет Ярило над зубчатым лесом,
Червлёный стяг над крепостной стеной.
И будет наша доля полновесна --
Продолжить бой тяжелый, затяжной.
Когда ж устанет каждая десница
Одолевать немыслимый предел,
Тогда мы сможем снова возвратиться
Обратно в крепость сквозь напевы стрел.
Щиты небрежно за спины забросив,
Не отразив тревоги на лице...
Никто, никто пощады не попросит
Уже в смертельно стиснутом кольце.
Храни в себе, славянская натура,
Достоинство, пронзившее века.
И знай: пусть даже небо хмуро,
Ярило светит нам сквозь облака!
Воздай хвалу Великому Перуну,
Гуслярный звон и бурный звон меча.
Нет, нет не плачут, а рокочут струны --
Кто воспринял -- для тех не замолчат...

65
Доброслав (1992)

Поиск

Журнал Родноверие