В последнее время появляется все больше фактов, которые свидетельствуют как о том, что средневековое поселение в Гнездове имеет глубокие корни в древности, так и о том, что именно здесь, возможно, в 989 или 990 году происходило крещение летописных смоленских кривичей. Очень может быть, что это «предварительное» крещение, как и в Новгороде, великий киевский князь Владимир Святославич поручил своему родственнику (дяде), главному советнику, и опытному воеводе Добрыне.

Первые земледельцы

Находящийся в 10–15 километрах западнее центра современного Смоленска район Гнездова, уникальное место, которое начало осваиваться людьми еще с глубокой древности.

МА1
1 Схема размещения памятников Гнездовского археологического комплекса по Е.А. Шмидту

Археологом Евгением Альфредовичем Шмидтом было установлено, что IV–VII веках на этой территории, вероятно, последовательно сменяя друг друга, находились несколько тушемлинских поселений (деревень). В самом начале 2010-х годов в районе Гнездова, возле ручья Нивленки, частным лицом было найдено три целых бронзовых браслета. Один из них удалось сфотографировать.

МА2
2 Бронзовый браслет VI–VII вв., найденный в Гнездове возле ручья Нивленки

Он почти круглый с горбинкой, или небольшим переломом в стороне противоположной от концов. Браслет около 7 сантиметров в диаметре, в сечении близок к квадрату стоящему на ребре. Раздвинутые на 1,5 сантиметра друг от друга концы слегка утолщены. Аналогии данному браслету имеются среди материалов Тушемлинской культуры VI – VII веков. Нынешний хозяин сфотографированного браслета (также частное лицо) сообщил, что хотел приобрести все три браслета, которые по сообщению продавца были найдены в одном месте, но ему был продан только один. Он также добавил, из других, не проданных ему браслетов, один был больше проданного, а другой меньше.

Как же могли оказаться в Гнездове три бронзовых браслета тушемлинского периода? Евгений Альфредович Шмидт пишет: «Так, видимо, самое позднее в IV веке н. э. появляется неукрепленное поселение земледельцев на пологом склоне правого коренного берега Днепра в районе впадения р. Свинки, т. е. у современной деревни Гнездово». Доказательством этого служат найденные им в южной части Центрального селища (за железной дорогой), на обоих берегах р. Свинки фрагменты ранней тушемлинской керамики IV — V веков. Также в результате раскопок кургана № 106 в южной части Лесной курганной группы (за железной дорогой) Евгением Альфредовичем среди вещей датирующихся Х в. был найден тушемлинский железный серп и несколько фрагментов лепной тушемлинской керамики. «Зачистка и разборка верхней тонкой прослойки материка под курганной насыпью показала, что на этом участке песчаной гряды до насыпания курганов, скорее всего, в середине – третьей четверти I тыс. н. э. было поселение, от которого сохранился слабовыраженный культурный слой».

МА3
3. Находки IV–VII вв. н. э. из культурного слоя Центрального поселения и из верхнего горизонта материка под курганной насыпью № 106 Лесной группы Гнездова. Рисунок Е.А. Шмидта

В 2002 году под кострищем кургана из Западной Днепровской группы (Дн-52), насыпанным не ранее середины Х века, были обнаружены следы пашни производившейся «крест-накрест» однозубым пахотным орудием (ралом).

МА4
4. Гнездовский археологический комплекс IX–XI вв. Днепровская группа, курган Дн–52. Следы древней пашни. По Н.В. Ениосовой, В.В. Мурашевой и Т.А. Пушкиной

Предположение, что пашня была заброшена незадолго до возведения кургана, выглядит недостаточно убедительно. Тем более что совсем рядом, всего в 170 метрах северо-западнее Днепровской курганной группы в 2010 году был найден клад, в котором была101 восточная монета. По дате младшей монеты, вероятная датировка сокрытия клада: вторая четверть Х – середина Х века. По мнению исследователей, клад был закопан рядом с древней дорогой. После находки этого клада становится очевидным, что около середины Х века земля в районе Днепровской группы не могла быть возделываемой. Иначе местность в то время представляла бы здесь открытое поле, на котором никто не стал бы прятать свое сокровище. Более убедительным кажется предположение Евгения Альфредовича Шмидта о том, что следы пашни остались от времени существования в Гнездове тушемлинского поселения. Тем более что и остатки культурного слоя тушемлинского времени «середины – третьей четверти I тыс. н. э.» были обнаружены Евгением Альфредовичем также под насыпью кургана № 106 в южной части Лесной группы, о чем упоминалось выше. Шмидт также уточняет, что «легкие песчаные, супесчаные и суглинистые почвы на прилегающих участках берегов (в районе Гнездова) были удобны для ранних форм земледелия».

Таким образом, к настоящему времени накоплены определенные материалы, которые свидетельствуют в пользу того, что на правом коренном берегу Днепра в VI–VII веках в районе Гнездовского археологического комплекса IX–XI веков, на протяжении, возможно, около 5 километров вдоль реки существовали, две – три деревни и поля тушемлинского земледельческого населения. В связи с этим можно предположить, что найденные в начале 2010-х годов в одном месте, возле ручья Нивленки три четырехгранных бронзовых браслета с расширяющимися концами были кладом, связанным с проживавшими здесь в VI–VII веках тушемлинцами. Тем более что в 12 километрах западнее Смоленска, на левом притоке Днепра, речке Русановке, примерно в 2 километрах южнее Днепра на высоком мысу, практически напротив Гнездовского археологического комплекса IX–XI веков, находилось городище-убежище Демидовка, вероятнее всего, связанное с тушемлинскими древностями из района Гнездова. В 1957–1967 годах оно было полностью раскопано Евгением Альфредовичем Шмидтом. В результате многолетних раскопок удалось выяснить, что в последний раз это городище «использовалось после середины I тысячелетия н. э. как городище-убежище, которое погибло в результате пожара». Причем, Евгений Альфредович установил, что «в своих городищах-убежищах они (тушемлинцы) скрывались не только от местных противников, но и от многочисленных грабительских дружин с юга». Возможно, от кочевников аваров. Это подтверждается тем, что «в Демидовке (городище-убежище) оказались аварского типа стрелы, то есть наконечники. И некоторые другие вещи, явно южного, а не местного производства». «Короче говоря, все это говорило о том, что местные люди того времени (тушемлинцы) имени какие-то сношения с югом и там знали, что здесь живет не очень бедная публика. И поэтому приходили сюда ее грабить зимой по льду, скорее всего». В результате грабительских набегов тушемлинские поселения были разорены, и к VIII веку эта культура в Верхнем Поднепровье перестает существовать.

Открытие языческих капищ

В 2017 году на юго-востоке Центрального селища, несколько севернее железной дороги, рядом с западной частью Лесной курганной группы археологом Василием Новиковым «был исследован совершенно уникальный для Гнездова ритуально-погребальный комплекс. Он представлял собой круглую площадку с двумя кольцевыми ровиками и погребением по обряду трупосожжения. Около погребения был воткнут меч типа Е. Сам комплекс предварительно относится к раннему этапу существования Гнездова – концу IX–началу X века». Егор Антонов и Юлли Улетова уточняют, что внутренний ровик был разомкнут с южной стороны, при образовавшемся входе и был целиком воткнут в землю каролингский меч.

МА5
5. Меч IX века типа Е, найденный в 2017 г. на Центральном селище в погребально-ритуальном комплексе. Фото В. Новикова. Хранится в Москве, в ГИМе

Интересно также и то, что «аналогичные комплексы на территории Древней Руси неизвестны». Наконец-то, после более чем столетних бесплодных поисков в Гнездове было найдено первое языческое капище! Удивительно только то, что очевидный обряд «особого» обращения с оружием делает вероятным связать возведение этого сооружения в IX веке с деятельностью скандинавов. О том, что это языческое святилище было сооружено в ранний период существования поселения в Гнездове, свидетельствует то, что оно было возведено рядом (западнее) вероятного древнейшего ядра, вне всяких сомнений, самой ранней, Лесной курганной группы. Можно добавить, что ленинградский ученый Иван Иванович Ляпушкин еще в конце 1960-х годов связывал находящиеся здесь курганы с древними славянами роменцами.

В контексте вышеизложенного очень интересно открытие, сделанное мною в 2005 году в Гнездове. Тогда, на левом коренном берегу Днепра, напротив Днепровской курганной группы я нашел неизвестное ранее языческое святилище. Тогда же я сделал фото этого объекта, нарисовал его приблизительную схему и показал моему учителю Евгению Альфредовичу Шмидту. И хотя Евгений Альфредович обнадежил меня, сказав, что это искусственное сооружение, вероятно, и есть языческое святилище, все же я был в этом до конца не уверен, и поэтому ничего не стал публиковать. Мои сомнения подогревало то, что за длительное время изучения Гнездовского археологического комплекса никто даже из самых знаменитых археологов так и не обнаружил здесь языческого капища. И вот, в прошлом, 2019 году я узнал, что такой объект в Гнездове наконец-то найден. Затем, я узнал его конструктивные особенности и понял, что найденный Василием Новиковым ритуально-погребальный комплекс очень схож с найденным мною в 2005 году искусственным объектом.

МА6А
МА6Б
6. а, б – языческое святилище, найденное В.В. Марковым в 2005 г. на левом берегу Днепра, напротив Днепровской группы

Найденный мною языческий ритуальный комплекс в древности имел два кольцевых ровика и два валика. К настоящему времени внешний ровик слабо прослеживается только с запада и востока, а с севера и юга он целиком запахан. Длина комплекса с запада на восток около 18 метров, а с севера на юг всего около 8. Такая значительная разница получилась из-за того, что с севера и юга внешний ровик не сохранился и того, что с южной стороны валики и внутренний ровик сильно уменьшаются в размерах. А на юго-западе и вовсе исчезают, так как здесь был вход внутрь святилища. Поэтому, с южной стороны ритуальный языческий комплекс как бы «сплющен». В отличие от ритуально-погребального комплекса найденного в 2017 году, в центре которого находится ровная площадка, в центре найденного в 2005 году объекта имеется огромная воронка, диаметром более 5 метров и глубиной 1 метр. Объяснить ее происхождение можно, если предположить, что в древности в центре святилища вертикально стояло огромное бревно, от основания которого и осталась воронка. Очевидно, что это мог быть огромный идол, диаметр основания которого, может быть был не менее 1 метра, а в высоту он мог достигать более 5 метров. Предварительно, ритуальный языческий комплекс, найденный в 2005 году можно датировать Х веком, так как, вероятно, он был связан с Днепровской курганной группой, которая функционировала в Х веке. Очень вероятно, что в конце Х века, после крещения великим князем Владимиром Святославичем в 988 году Киева, языческий идол Гнездова так же, как и киевские идолы выкопали и выбросили в Днепр, отчего в центре комплекса до сих пор и осталась огромная пятиметровая воронка.

Формирующийся город (протогород)

Посмотрим теперь, соответствует ли Центральное поселение в Гнездове критериям древнерусского города:

Центральное поселение в Гнездове, безусловно, являлось административным центром. Об этом свидетельствуют оборонительные укрепления Центрального городища, как факт того, что здесь проживала дружинная знать. Это подтверждают многочисленные археологические находки на самом городище и захоронения в дружинных и больших курганах (которых еще во второй половине XIX века было 5) в Центральной группе, датирующейся Х веком. Особую известность получило богатое захоронение важного военачальника, вероятно, воеводы (наместника) древнего Смоленска, в большом кургане № 20, раскопанное в 1885 году известным московским археологом Владимиром Ильичем Сизовым. После раскопок в народе этот курган получил название «Большого Сизова».

МА8А
МА8Б
8. а – Центральная группа, курган № 20 («Большой Сизов»), раскопан В.И. Сизовым в 1885 г. б — Центральная группа, большой курган № 16, раскопан С.И. Сергеевым в 1900 г.

О том, что Центральное поселение в древности было крупным торговым центром, свидетельствует огромное количество кладов, датирующихся в целом Х веком, больше, чем в любом другом крупном поселении периода формирования Древнерусского государства. По последним данным в Гнездове их найдено уже 15. Клады состоят из восточных серебряных монет и различных серебряных украшений в основном славянского и скандинавского происхождения.

МА9
9. Клад 2001 г., найден на востоке Центрального селища в Гнездове. Фото С. Авдусиной и А.М. Красниковой. Хранится в Москве, в ГИМе

Например, в 1993 году на Центральном селище был найден уникальный клад, который состоял серебряных славянских височных колец, более 30 серебряных восточных монет превращенных в подвески, 230 серебряных, стеклянных и каменных бус и других ценных вещей. Но, самое главное, в этом кладе вместе с драгоценными вещами были спрятаны и торговые гирьки, что свидетельствует о том, что владельцем этих сокровищ, возможно, был купец.

МА10
10. Вещи из клада 1993 г., найденного на Центральном селище в Гнездове. Фото С. Авдусиной и А.М. Красниковой. Хранится в Москве, в ГИМе

Еще один самый знаменитый клад был найден на Центральном городище в 1867 году. Он насчитывал 103 предмета из серебра. В том числе 6 серебряных шейных гривен, множество различного вида серебряных подвесок и фибул, серебряных лунниц и 47 серебряных бус.

МА11
11. Серебряные шейные гривны и обломок каролингского меча из клада 1867 г., найденного при строительстве железной дороги на Центральном городище. Фото взято из открытых источников. Хранится в Петербурге, в Эрмитаже

Вероятнее всего, этот богатейший клад был связан с проживавшей в Х веке на городище и правившей здесь знатью. Кстати, интересно, что именно клад 1867 года привлек внимание археологов в району Гнездова, и после его находки в 1874 году здесь начались раскопки, продолжающиеся до сих пор. Можно еще отметить, что в 2000-х годах в Гнездове южнее Центрального городища и восточнее озера Бездонка был найден древний торговый порт, который сейчас датируется IX–X веками.

В результате археологических раскопок на Центральном поселении было открыто множество ремесленных мастерских различного назначения. Их нашли и на Центральном городище, и на Центральном селище, и даже в пойме Днепра, южнее озера Бездонка, рядом с древним торговым портом.

Наконец, в 2017 году на юго-востоке Центрального селища был открыт ритуально-погребальный комплекс IX века, а в 2005 на левом берегу Днепра, напротив Днепровской группы был найден ритуальный комплекс (капище), вероятно, Х века, о чем упоминалось выше. Это может свидетельствовать о том, что в языческое время Гнездово кроме административного и торгово-ремесленного было и важнейшим религиозным центром Верхнего Поднепровья и Подвинья (смоленских кривичей). А его стремительный упадок и почти полное прекращение функционирования, вероятно, было связано с окончательным крещением Смоленской земли в 1013 году.

Подведем некоторые итоги: имеются неопровержимые факты свидетельствующие, что в период формирования Древнерусского государства в IX–X веках огромное поселение в Гнездове было административным, развитым торгово-ремесленным и языческим религиозным центром. Внутри формирующегося города находилось укрепленное Центральное городище – формирующийся детинец, вокруг него Центральное селище – формирующийся посад, а за посадом, охватив его полукольцом, к началу XI века сформировалось огромное языческое кладбище, насчитывавшее несколько тысяч курганов.

А что же в Смоленске, было ли там в древности что-либо подобное? Отнюдь, не смотря на упорные 70-ти летние поиски в центре современного Смоленска, в районе Соборной горы раннего городского поселения IX–X веков, так до сих пор не удалось найти ни оборонительных сооружений этого периода, ни активной торгово-ремесленной деятельности, ни остатков языческого кладбища, ни каких либо свидетельств нахождения здесь в древности языческого религиозного центра. Самые ранние достоверные городские культурные слои ничем особенным не отличающиеся от подобных слоев в других средневековых христианских древнерусских городах на территории центра современного города датируются серединой XI века.

Таким образом, Гнездовский археологический комплекс имеет полное право считаться тем самым легендарным племенным центром кривичей, о которых летописец написал, что они «седять на верх Волги, и на верх Днепра и на верх Двины, их же град есть Смоленск».

Поиск

Журнал Родноверие