С некоторых пор меня заинтересовали истоки неоязыческих движений. Особо интересны уже покойные основатели первых обществ, которые со временем становятся культовыми фигурами, такие как художник Константин Васильев или философ Виктор Безверхий. Интересно, что их мировоззрение и общественное поведение кардинально отличались от таковых у современных "неоязов" (по впечатлениям оставшимся у меня с 1990-х годов могу сказать, что выглядели они весьма серьёзными товарищами, в отличие от современных "реконструкторов").

В 2009 году на Купалу в Питере отмечалась значительная дата — 26 лет возрождению Родной Веры в России. В Купальский июньский день 1980 года Безверхий Виктор Николаевич (Дед Остромысл) и Юрьевский Олег Евгеньевич на Малой Охте впервые пустили огненное колесо в воды Невы. Все 1980-е годы — это годы поиска и творчества, кристаллизации идей, формирования круга единомышленников, естественным развитием которого стал "Союз венедов" созданный Остромыслом в 1990 году на базе более ранней структуры — "Общества Волхвов" (образовалось в 1986 году)

“Дед” Виктор Безверхий родился в 1930 г. Приехал в Ленинград из Курской области в конце 40-х гг. Окончил Высшее военно-морское училище. Служил во флоте. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии в Ленинградском государственном университете на тему “Антропологичексие взгляды Иммануила Канта”. Преподавал в ЛГУ и военных училищах, читал студентам лекции по древнерусской письменности. Написал 11 книг, в т.ч. “Букварь” и “Антропология”, в которых ниспровергал дутый авторитет Эйнштейна. Ввел понятие “ведизм” — модифицированный, современный вариант язычества. В 1986 г. создал тайное “Общество волхвов”, в которое в основном вошли курсанты — ученики Безверхого. В декабре 1988 г. получил предупреждение от КГБ СССР о недопустимости распространения неофашизма и организации боевых групп по типу штурмовых отрядов.... Это в то время когда все мы "под стол ногами ходили", а кое кого еще на свете не было ))) .

19 июня 1990 года, сторонники народной веры под руководством Виктора Николаевича Безверхого собрались на Первое Вече и положили начало историко-культурному просветительскому обществу "Союз венедов", поставив перед собой задачу сохранения народного мировоззрения, изучения и разработки концепций самобытного развития нашего Отечества, идейного и этнического оздоровления Русского народа, а также более тесного сплочения славянских и арийских народов.

С 1990 года "Союз венедов" начал издавать газету "Родные просторы, а с 1991 г. — журнал "Волхв". Уже к 1992 году "Союз венедов" из одной общины разросся в союз общин с центром в Петербурге. Возрождена традиция праздников Солнечного цикла с развитой обрядовой частью. В течение 15 лет работает лекторий "Световит". Налажены устойчивые дружественные связи с Родноверами Украины, Беларуси, Польши, появились сторонники в Германии, во Франции, Италии, Англии, США.

Мировоззренческой основой "Союза венедов", безусловно, стала вера предков, Русская исконная традиция; теоретической основой современных взглядов на человека и общество — серия из 11 книг под общим названием "Книги волхвов", написанных и составленных Безверхим В.Н.: "Антропология", "Социология", "Философия", "История религии", "Астрология" и др.

Странно, но нигде не нашёл прижизненного снимка В.Безверхого, только портрет на могиле.

Виктор Безверхий (псевдоним Остромысл; 1930 — 2000) — один из первых идеологов русского неоязычества, основавший в 1986 общество волхвов, которое в 1990 было преобразовано в Союз Венедов[источник не указан 354 дня]. Окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. В 1992 предстал перед судом за издание книги Mein Kampf по подозрению в разжигании межнациональной розни, однако дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления[1].

Учение В. Н. Безверхого было изложено им в серии статей в журнале Союза венедов «Родные просторы» за 1993 г.[2] В его центре «ведическое мировоззрение», то есть «система взглядов на мир, представление о природе, которую человек непрерывно познает, и об обществе как о справедливом устройстве отношений людей в процессе их жизнедеятельности». Принципы «ведической концепции» сформулированы так:

  1. Почитать и сохранять Природу, жить в соответствии с ее требованиями, познавать законы ее саморазвития, приумножать научное ведание. Решительно отвергать всякую религию, всякую веру в сверхприродное.
  2. Сохранять генофонд.
  3. Бороться за социальную справедливость в человеческом обществе полноценных тружеников и необходимых материальных и духовных благ, за справедливое руководство всеми народами мира (на основе накопленного исторического опыта).
  4. Решительно отвергать лживые концепции о праве на господство одних народов над другими (христианство, маркс-ленинизм, национализм)

Безверхий мечтал о возрождении Золотого Века человечества, который ассоциировался у него с таинственным, загадочным образом дохристианской Руси, где важную роль играл культ предков, культ собственного рода.

Поиск

Журнал Родноверие