Раньше мылись не только в банях. На Руси для обозначения банных процедур использовали славянское слово «лазня», оно сохранилось в некоторых славянских языках (например, в белорусском).

В южнорусских диалектах лазня — это русская печка, в которую залезали «лазом» (ползком). А вот «печь» — это буквально «место, где пекут». Появление печек на Руси относят к IX-X вв. Печь для русской культуры — это важнейший символ, «вместилище сакрально чистого огня» (А. Л. Топорков). В печи готовили, пекли, жарили, ею отапливали помещение, и в ней же мылись.

Русские печи строили с широким горнилом, размер которого мог достигать 1,5 м в ширину и до 1,2 в высоту. То есть взрослый человек спокойно мог сидеть в печи.

orig
Перед банными процедурами печь нужно было подготовить, убрать золу, «сгрести жар в угол печи». Обязательно проверяли, насколько сильный жар. Для этого кидали в печь щепоть муки и смотрели, сгорит она или нет. Если мука не сгорела, значит, сильный жар спал.

В печь укладывали доски из липы (ольхи или осины), стелили влажную солому, ставили ушат с горячей водой. Вот теперь в печь можно было залезать, отсюда название «лазня», ещё говорили «мовня/ мовница», мыльня, парня. Печь закрывали заслонкой, чтобы получился банный эффект. Для мытья тела вместо мыла использовали щелок с золой, а для волос — кипяченый квас.

2222

По данным археологических раскопок на Троицком раскопе, бани в Новгороде начали строить в конце X—XI веке. Это были двухкамерные срубы-пятистенки. Но появились они, возможно, ещё раньше! Историки считают, что идея стоить бани восточными славянами могла быть перенята у скифов.

Слово «баня» восходит к греческому balaneion (ванна). От этого корня и название лечебного учреждения «бальнеолечебница». Слово «баня» впервые было зафиксировано в церковнославянском языке в XI.

2223

Син. Пс. — Синайская псалтырь, XI в.

На Руси были и печки в избах, и отдельно стоящие бани.

По мнению Д.К. Зеленина, бани были характерны для северных регионов, в южных регионах мылись в печах. К тому же срубы не везде было удобно ставить. Поэтому многие всё-таки продолжали мыться в печи вплоть до середины XIX века, а в безлесных регионах вообще до середины XX века (Г. Федотов «О русской печи»).

Печь для древнерусского человека всё-таки была более сакральным местом, чем баня, потому что находилась именно в избе (ближе к человеку) и выполняла множество важных функций: от бытовых до мистических.

Образ бабы Яги тоже мог пойти от древнерусского обряда, связанного с верой в лечебные и волшебные свойства печи. Об этом читайте статью «Баба-яга — это старуха, которая ела детей? Не совсем... А что она с ними делала?».

А вот баню обычно называли «поганым» местом, потому что в ней не было икон, после бани было запрещено ходить в церковь, сначала нужно было обмыться чистой водой (вода в бане грязная, от нечисти).

Поиск

Журнал Родноверие