7 июля Новосибирская область отмечает Иванов день, он же Иван Купала. Издревле люди прыгали через костры, кружили хороводы, собирали колдовские травы и защищали свои дома от ведьм и кикимор. В Новосибирской области сила обрядов на Купала не ослабла. Люди по-прежнему верят в целебность трав, набранных в этот день, разводят костры и гадают на будущее.

Зачем новосибирцы прыгают через купальский костёр? Чего ожидают от купания в водоёме и как защищают себя в этот день от нечисти, Горсайту рассказали знахари и эзотерики.

33

Владелица эзотерического магазина "Анадея" Анастасия Надеева всегда в этот день уезжала подальше от города.

- Отмечаю Иван Купала 21 июня, в день летнего солнцестояния. Уже пятый год едем в пригород, куда-нибудь в область, чтобы гадать, кушать, венки плести и жечь костры. В городе нет условий для костра, а за городом ещё и водоёмов больше, где можно купаться. Девчонки купаются уже ближе к июлю, когда открывается купальный сезон.

На Ивана Купала, уверена Анастасия, сила купаний и костров равняется волшебству:

- Во время летнего солнцестояния магия становится более доступной человеку, вокруг нас действительно происходят чудеса! Помню, в детском возрасте мы искали клад. Говорят, в такое время его можно найти. Ещё папоротник особый существует. Девушки у нас ромашку для предсказаний используют, желания загадывают на венки и пускают их в воду. Кто-то на свечах по воде гадает, но я этого не люблю, мы таким образом природу загрязнем.

Природа дарит на Иван Купала ещё и полезные травы, уверена Анастасия.

- Мы любим собирать травы и цветы в этот день. Тысячелистник полезен для здоровья, полынь защищает от злых духов. Также из полыни мы венки вяжем и кидаем их в костёр. Парни и девушки у нас за руку через огонь прыгают. Если их руки не расцепятся, значит они будут всегда вместе.

34

Чеслав Осмомысл, жрец и верховода Новосибирской Славянской Общины "Земля Даждьбога", соблюдает древние традиции праздника и сейчас:

- 7 июля — это день Иоанна Крестителя, именуемый ныне Иван Купала, корнями уходит в древность. Мы до сих пор чтим наших предков и собираемся на костры, зажигаем купалец над костром, хороводы водим, прыгаем через огонь и очищаемся. От всех природных стихий в эту ночь мы получаем силу. После костров купаемся, свечку ставим на кору, венки отправляем по воде. А потом у прогоревшего купальца начинается хождение по углям.

Чеслав живет в Краснообске, но празднует иногда и в мегаполисе.

- Недавно праздновали в лесу Первомайского сквера. Нас собралось около 20 человек. Выезжали заранее с утра, дрова заготавливали, в начале второй половине дня уже начинали всё остальное. Жаль, у нас нет затейника для хороводов. Раньше нас и по 50 человек собиралось на празднование.

В Краснообске, по словам Чеслава, иногда обливаются дети. Правда, в его студенческие годы обливания встречались чаще. Что поделать! На дворе век компьютерных технологий.

- Сейчас стали гораздо меньше поливать друг друга водой на улицах, у всех гаджеты, все боятся намочить их. Времена уже не те.

35

Знахарка Маслянинского района Тамара Анатольевна отметит Иван Купала уже в сорок пятый раз:

- У нас в посёлке официально никто не отмечает, молодёжь ещё как-то веселится, больше обливаться любят, да огороды затаптывать, хулиганить. У них это ночь Творила называется. Иногда все вместе собираемся у костра, но теперь реже стали. Детишек с собой многие берут. У некоторых из нас считается плохой приметой, если не придёшь на костёр. Незамужние девчата обожают в воду прыгать. Моя знакомая женщина в прошлом году искупалась в Стрелинке, потом стала выглядеть моложе. На пять лет скинула точно. Чудеса да и только.

Чудес в Маслянино хватает. Тамара Анатольевна даже магические травы собирает на Ивана Купала. Одни помогают ей принести удачу в дом, другие лечат астму, а третьи от злой силы защищают.

- Ко мне соседи часто бегают за отварами из трав. Хотелось бы папоротник найти в эту ночь, он якобы особыми свойствами наделён. Но где мы в Маслянино такой папоротник найдём? Дурман, Иван-да-Марья, крапива более доступны. Девясил от многих болезней спасает, чертополох от кошмаров избавляет, крапива от нечисти защищает. Крапива вообще очень мощное средство! Даже в самом городе не помешает нарвать пучок и положить на окна да на порог. Никакая кикимора тогда не страшна!

36

Эзотерик магазина "Мандрагора" Игорь Папиян костры не жжёт, зная, что к обрядам и традициям Купалы относиться следует с осторожностью.

- Я не развожу костры на Ивана Купалу, сейчас это не настолько распространено. В общине, может быть, где-то чтут традиции праздника. Ради развлечения этим заниматься абсурдно. Любой обряд несёт в себе большую ответственность. В основном иногда вижу, как обливаются дети на улицах. Больше десятилетия назад это было забавно. Взрослые стали закрытыми, опасаются намочить телефон или одежду. В городе так. В сёлах и деревнях активней праздновали. В деревнях менталитет попроще. Сейчас больше люди уходят в сеть и технологии.

Об обрядах на Иван Купала стали узнавать в основном из интернета, но Игорь уверен, что в интернете об этом пишут не всё.

- В прошлые века люди получали силы от природы, даже если они в это не верили. Девушки целовались через берёзовый веник, передавали свою силу и красоту. Незамужним желали заплести две косы. Мужчины к такому обряду не допускались. Славянские праздники, такие как Купала, сильные и позитивные. Все обряды были направлены на очищение нечистой силы. Важно было быть облитым, это считалось благословением. Для венков собирали полынь, можжевельник, берёзу. Травяной чай готовили на кострах. Мать-и-мачеху клали в дом от воров.

В селах верят в мифических существ больше, чем в городе. И не только на Ивана Купала. Почему?

Игорь уверен, всё дело в замкнутости окружения.

- Если человек переезжает из посёлка в город, то почитает чаще домового. В деревнях традиции ближе, а в загнанном ритме мегаполиса человек начинает верить в нечистую силу. Даже на Ивана Купала.

Поиск

Журнал Родноверие