Православные в понедельник чтут память пророка Илии. В народе считают, что в Ильин день не следует много работать и купаться в водоемах. По словам многих священников, это заблуждение.

"Грозный святой"

Мало кто из православных с ходу вспомнит настоящее имя известного пророка. А звали его Элияху, что на древнееврейском означает "Яхве" или "мой Бог". Имя как нельзя лучше характеризует святого — в Писании, пожалуй, не было более ревностного служителя веры. За это его побаивались даже правители.

Об Илие известно из Ветхого Завета. Яркий эпизод — когда божий посланник обличает израильского царя Ахава в идолопоклонстве. Жена правителя — финикиянка Иезавель — установила в стране культ языческих богов Ваала и Астарты. Пророк предупредил монарха: если он и его народ будут и дальше предаваться греху, то страну постигнет небесная кара.

"В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову",

— возвестил Илия. Так и случилось: засуха стояла три года.

А однажды он и вовсе собственноручно убил языческих жрецов — настолько был предан единому Богу. Но это скорее исключения, пророк больше известен добрыми делами: то не даст умереть с голоду вдове, то пощадит врагов.

Простые верующие воспринимают Илию как "грозного святого". С принятием христианства славяне перенесли на него черты могущественного бога Перуна, и образ прочно засел в народном сознании. Например, Илии приписывают власть над природной стихией. Началась гроза — это божий пророк едет по небосводу на повозке.

"В народе по-своему переиначили знаменитый эпизод из библейской Книги Царств — Илия не умер, его взяли на небо на огненной колеснице. Отсюда — множество народных присказок",

— поясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

179423138 0 0 2388 2976 640x0 80 0 0 edfc90075c47f323d227a23237e39297.jpg
Выставка "Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков"

Куда больше будоражит верующих другое: согласно церковному преданию, пророк Илия станет одним из "двух свидетелей" Апокалипсиса — наряду с Енохом. Перед Страшным судом он вернется на землю в телесном облике.

История праздника

Впрочем, православные убеждены, что знаменитый библейский пророк все равно помогает людям. По словам историков, почитание Илии на Руси усилилось после событий Смутного времени: 17 мая 1606-го с колокольни Ивана Великого в Москве зазвучал набат — призывали к восстанию против Лжедмитрия I. Кто зачинщик — достоверно не известно, но народная молва приписала изгнание самозванца заступничеству святого.

К слову, спустя несколько десятилетий именно в Москве зародилась традиция крестных ходов в Ильин день. Торжественная процессия во главе с патриархом шла от Лобного места на Красной площади до древнейшего в городе храма в честь пророка.

Традиция жива и по сей день. Причем не только в столице. Аналогичные шествия устраивают практически во всех регионах. Духовенство на праздник служит в красных облачениях — это цвет мучеников и пророков. Дома верующие поют тропарь и кондак святому Илии.

1155960650 0 0 3103 2048 640x0 80 0 0 8825c8faeb99bc3b39c8dea24d6f7bc2.jpg
Праздник День ВДВ на улице Ильинке

Есть и народное почитание. В предшествующие Ильину дню четверг и пятницу прекращали полевые работы. Люди верили, что пророк повелевает громом и молниями, и очень боялись хоть как-то обидеть его — иначе нашлет грозу или, того хуже, град. Чтобы задобрить святого, крестьяне произносили заговоры. Хотя Церковь порицала такие обряды.

Критиковали священники и другой обычай — "братчины". Вся деревня на Ильин день собиралась на коллективную трапезу. Участвовали преимущественно мужчины, они же готовили угощение для праздничного стола. Заканчивалось застолье, как правило, массовыми гуляньями, хороводами, песнями и плясками.

Обычаи древние и современные

Традиция массовых гуляний 2 августа сохранилась до сих пор. Правда, повод уже другой — профессиональный праздник Воздушно-десантных войск. Совпадение с Ильиным днем, конечно же, случайное, но Русская православная церковь теперь именует пророка Илию покровителем "крылатой пехоты".

Поэтому священники призывают всех причастных совершать в этот день только добрые дела, а не напиваться до упаду.

"Очевидно, что не остановиться на третьей рюмке — это грех винопития. И неважно, какой у тебя повод, — все равно это мерзость пред Богом. Залить глаза, упасть лицом куда-то — не наш формат, нормальные десантники так не поступают. Я знаю многих офицеров и генералов, которые, кроме молока, ничего не пьют даже в праздники, занимаются спортом",

— говорит духовник ВДВ протоиерей Михаил Васильев.

В то же время существует поверье, что в Ильин день ни в коем случае нельзя работать. Священники уточняют: речь идет разве что о тяжелом физическом труде. Повседневная, рутинная деятельность вполне допустима.

1743669012 0 0 1010 1465 640x0 80 0 0 c985c0f90dacaf789351e5d1efb37874.jpg
Храм Илии Пророка Обыденного в Москве

Еще одна примета: после Ильина дня нельзя купаться в водоемах. Эту фразу можно сегодня услышать даже от воцерковленных людей. А лет сто-двести назад еще бы добавили: "Иначе русалка или водяной утащит!"

Однако духовенство поясняет: это народный миф, не имеющий ничего общего с Церковью.

"Плод фантазии. Но у этого суеверия, как и многих других, есть вполне рациональные основы. Дело в том, что в северных широтах в августе по ночам довольно холодно и вода быстро остывает. Поэтому в нее лучше не залезать, иначе могут быть судороги. Раньше людей об этом предупреждали священники — по сути, только они и разбирались в естествознании. То есть запрет обоснованный. Но, конечно, не для всех — в Сочи или Киеве совсем другие реалии",

— объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Главное, по его словам, — не запреты, а умеренность. Причем не только в празднование одной из самых популярных в России церковных дат.

Поиск

Журнал Родноверие