В 2004 году при обследовании земельного отвода в Селижаровском районе Тверской области экспедицией Института археологии были зафиксированы разрушения курганного могильника “Колобово 1”.

В ходе исследования одного из курганов в основании насыпи археологи обнаружили каменную выкладку – крупные гранитные валуны, лежавшие в два ряда, почти вплотную друг к другу. Ими была с трех сторон ограничена площадка под насыпью.

Такая же выкладка, как предполагается, была и с четвёртой, разрушенной стороны кургана, образуя таким образом окружность. Позднее подобные каменные “венки” были обнаружены и в других курганах данного могильника.

Курганный могильник "Колобово 1", курган № 1Курганный могильник “Колобово 1”, курган № 1

Древности Раннего железного века и Раннего средневековья на верхневолжских озёрах по сей день остаются слабоизученными. При этом установлено, что использование каменных выкладок по большей части не свойственно для курганной культуры, которая на этой территории является основной, – культуры псковских длинных курганов (КПДК).

По мнению большинства исследователей, сама курганная традиция является привнесенной. В Раннем железном веке на этой территории погребальные насыпи неизвестны, а этническая принадлежность её носителей остается под вопросом.

Существуют гипотезы о балтской, финской, славянской или сложной, многокомпонентной этнической принадлежности. Но, по мнению археологов (Конецкий, Лопатин, Фурасьев, Михайлова), одним из наиболее перспективных регионов, откуда могла быть заимствована и принесена с новым населением традиция сооружения погребальных насыпей, является территория с восточно-литовскими курганами.

Восточно-литовский курган №5 могильника "Стакай"Восточно-литовский курган №5 могильника “Стакай”

Действительно, между курганами этих двух культур (КПДК и культуры восточно-литовских курганов) довольно много схожих элементов: ландшафтная приуроченность, округлые и удлиненные насыпи, обряд кремации на стороне, многочисленные погребения коней, схожее конское и всадническое снаряжение, В-образные пряжки.

Стоит подчеркнуть также и их географическое соседство, что указывает на возможность прямых контактов между балтами юго-восточной Балтии и носителями культуры псковских длинных курганов.

Но есть и одно существенное различие: каменные выкладки в восточно-литовских курганах и их отсутствие в большинстве курганов КПДК.

По мнению археолога Ислановой, исследованный могильник “Колобово 1”, который является прямым аналогом восточно-литовских курганов, может говорить как в пользу упомянутой западной, “балтской” гипотезы, так и против неё. По той самой причине, что в большинстве курганов КПДК каменные выкладки не найдены.

Однако следует отметить, что восточно-литовские курганы неоднородны в своем хронологическом развитии. Примерно к началу VII века н.э. (когда курганный обряд появился и в тверском регионе) они полностью теряют каменные венки, которые преимущественно заменяются рвами. Одновременно с этим, согласно археологу Вайткявичюсу, происходят изменения и в материальной культуре насыпей (как и в насыпях КПДК), а также появляются довольно разнообразные конские погребения.

20200723 volg 4

Как отмечает археолог Михайлова, в развитии и исторических судьбах культур псковских длинных курганов и восточно-литовских курганов немало общего.

Обе культуры существуют на протяжении нескольких исторических периодов, возможно и выделение различных локальных вариантов. Их развитие – сложный, прерывистый процесс, в течение которого, однако, устойчиво сохраняется курганный обряд захоронения, а сами курганы постоянно остаются для носителей этих культур “основным визуальным образом могилы”.

Сходство между обеими культурами уже отмечалось различными авторами.

Лопатин и Фурасьев предположили, что сложение культуры псковских длинных курганов последовало после периода нестабильности в лесной зоне Восточной Европы, вызванного проникновением сюда во второй половине V в. хорошо вооруженных и организованных групп.

Традиция восточно-литовских курганов, носители которой также оказались затронуты этим движением, и послужила источником курганного обряда для формирующейся культуры псковских длинных курганов. Оттуда же в псковские длинные курганы могли попасть пояса с рифлеными В-образными пряжками.

Является ли восточно-литовский могильник “Колобово 1” предшественником КПДК в рассматриваемом регионе или обе культуры существовали синхронно – ответить однозначно на сегодняшний день нельзя.

Но если всё же оставить проблему территории-донора курганного обряда для северо-запада лесной зоны Восточной Европы, то в случае с колобовским могильником по крайней мере появляется неоспоримое доказательство прибытия населения, в результате которого с юго-запада в верховья Волги были принесены элементы обряда, идентичные восточно-литовским.

Поиск

Журнал Родноверие