..Что казаки с шашками, которым положено быть христианами, делали на языческом празднике — даже не спрашивайте. Сам теряюсь в догадках. Но выкатился на поле такой бодренький дедок с двумя шашками-горловками (правда, укороченными и облегченными, грамм по 500 — практически "мышеколками") и давай показывать, как при помощи фланкировки лихо врагов рубать. Как делать им, злодеям, "ветряную мельницу" и прочие веерные защиты.

Часть 1

У него было все "по классике", как у казаков положено. Провороты шашки в руке при удержании тремя пальцами, а не всей кистью (наставления по шашке для царской армии? Не, не слышал). Удержание шашки за место соединения рукояти и пяты клинка, а не за рукоять.

И прочее, прочее, прочее...

В этот момент я на что-то отвлекся. И вдруг краем глаза замечаю, как на меня этот "колобок" с шашкой катится — демонстрирует казак, значит, бой "против всех", в окружении.

Это я уже потом осознал. А в тот момент я рефлекторно левым предплечьем его руку с шашкой отбил (руку, не клинок) и наметил двумя пальцами правой удар в горло, в сонную. Говорю:

- Уважаемый, вы покойник. Вы про дистанцию забыли-с...

В итоге кончилось тем, что я выпросил у лихого деда одну из его шашек и показал молодежи (казачатам лет по 18) самое простое — нормальные хваты для удара и укола, и нормальный мулинет, отличающийся от фланкировки, напоминаю, тем, что клинок на цель всегда лезвием падает. А не как попало. И прочел кратенькую лекцию — почему именно такой "молотковый", а не современный "фланкировочный" хват должен быть. Просто потому, что клинок при попадании в цель или при парировании всегда сопротивление встречает, понимаете ли...

И услышал сзади гневное:

- Ты зачем их убивать учишь? Я их фланкировке учу, это типа танец такой!

Как тут не вспомнить маэстро Матиньи?

"Это не какая-нибудь там гимнастика по утрам! И не идиотские па придворного танца! Ты репетируешь смерть. Запомни это."

38

Но тем не менее — мы с тем дедом-казаком и теми казачатами потом очень неплохо поговорили на любимую казачью тему "что лучше, шашка или катана" и в целом расстались довольные диспутом. Потому что люди, у которых на поясе висит оружие, всегда разговаривают друг с другом максимально вежливо. Традиция такая )))

В следующий раз свои мечи привезу. Они у меня европейские, правда... Но какая разница? На Перуновом дне волынщик играл! В килте шотландском!

Видимо, Мак-Лауды прислали. По обмену опытом...))

Чествование Перуна

Около 16 часов началось основное действо праздника — чествование самого Перуна. Народ повалил в капище. Первыми новоиспеченные "мужчины", причем им туда полагалось прорваться с боем.

39

Радикального побоища, конечно, не было, но остановить парней "служители врат" пытались всерьез — в основном при помощи элементов борьбы. Кстати! Ничего про легендарную "славяно-горицкую" борьбу я на Перуновом дне ни от кого не слышал. Ни один человек не заикнулся про "великое искусство древних славян". Как так?)))

Далее — собственно, ритуал воззвания к Перуну, принесение ему даров (в основном хлебов, кто-то магазинный бекон нарезанный положил), освящение амулетов и оружия. Насчет боевого оружия предупредили строго: "Только с документами, иначе даже и не заикайтесь!"

В общем и целом... Вполне достойно. Да, нет гарантий, что у древних славян подобные обряды действительно проходили именно так. К сожалению, информации о них действительно просто крайне мало. Но чисто по логике ритуалистики (у ролевиков есть такое понятие) церемония оформлена корректно. Обращение к богу — воззвание — возжигание огня (кстати, при помощи искры, высеченной боевым топором) — принесение треб — освящение личных предметов. Композиция сама по себе выстроена абсолютно правильно.

40

Тризна по павшим воинам

Вечером субботы, когда стемнело, начался другой ритуал — тризна по павшим воинам, по всем сразу и вообще, сколько бы их ни погибло в битвах. На нее не взяли детей, их отвели подальше и разожгли для них детский костер на холме, где подрастающее поколение и тусило под присмотром нескольких взрослых.

В честь павших воинов устроили ритуализированный кулачный бой "стенка на стенку", но без ударов в голову. Запалили погребальный костер, куда каждый положил любой дар, что у него был. Около костра казаки устроили танец с шашками... Не спрашивайте, зачем, не знаю!)) Но казаков на Перуновом дне было много.

Вообще из длинноклинкового оружия там доминировала шашка. Я видел только одного человека со славянским мечом-каролингом, и еще кто-то бегал со стилизацией на средневековую русскую саблю. Зато шашки — повсюду, всех видов — русские "горловки", черкески... Попался мне на глаза, например, лихой казак в кубанке Терского казачьего войска — слева на боку утопленная в ножнах кавказская шашка, справа "нож пластуна" в кинжальном подвесе... Даже не пристегнутый к ноге, как "положено" для пластунского ножа, а засунутый в вертикальный подвес на манер того, в каких носили свои кинжалы немцы Третьего рейха. Такие дела...)

После тризны были танцы. Массовый хоровод вокруг костра — не погребального, другого.

Так и прошел Перунов день.

Что сказать в целом? Вполне достойно. Вполне красиво. Вполне корректно. Никакой бредятины про древних ариев, никакой "русской ведической мудрости", никаких попыток за неясным лысым чертом приплести к русскому языку санскрит, никакого "Звездного Храма" Хиневича и лингвофричества в стиле Задорнова и Жарниковой. Ни на грош. Ни на грамм.

Просто — вполне адекватные люди, которые действительно пытаются воспроизвести и возродить некоторые аспекты религиозных обрядов древних славян. На основе вполне научных изысканий нормальных ученых. Да, попытки эти не бесспорные. Но что поделать — обстоятельства откровенно хреновые, слишком мало свидетельств о реальной культуре древних славян до нас дошло.

У меня на руках, например, экземпляр журнала "Родноверие". И там под каждой статьей — нормальные ссылки на нормальные источники: академические издания, научные книги и статьи. А не маразматические измышления в духе паблика "Славянский мир", типа этого:

41

Поиск

Журнал Родноверие