Конечно, ​есть​, пить да гулять на нашей хлебосольной родине умели и без специально отведенных для этого дней. Но все же работы в русских деревнях всегда было так много и была она настолько тяжела, что мудро скроенный календарь обрядовых праздников даже образцовым труженикам время от времени давал необходимую передышку (а необразцовым — простор для фантазии). Каждый день на Масленой неделе был расписан таким образом, чтобы любой человек, независимо от пола, возраста, достатка и семейного положения, получил свою щедрую порцию праздника.

Понедельник — «Встреча» — начинался с легкой физической разминки перед грандиозным застольем. В этот день устраивали катание с горок, не забывали и про качели. Считалось, чем дольше будешь катиться с ледяной горы, тем выше будут колосья в поле. Поэтому горки старались делать очень высокими и катались на них до изнеможения. Ну и пели, конечно.

Вечером в гости к молодой семье ждали свекровь. Старшая женщина должна была научить молодуху, как стряпать блины, а чтобы скрасить этот обязательный кулинарный ​мастер-класс​, привозила с собой и муку, и масло.

ww2

«А мы масленки дожидали». Смоленская область, Смоленский район, деревня Дубровка. Масленичная песня «Заворковали голуби на заре» в исполнении жительниц села Камень Стародубского района Брянской области

Запись 1

Во вторник — «Заигрыш» — молодые девки и парни приглядывали себе пару. Поскольку делать это удобнее, когда все претенденты налицо, устраивали долгие гулянья, ходили угощаться по избам. Холостому парню или девушке, отказавшим невесте или жениху, запросто могли привесить на спину лапоть или, например, гнилую палку. Существовали специальные дразнилки для тех, кто не торопился жениться и до сих пор жил с отцом и матерью.

ww3

Масленичная дразнилка неженившемуся парню «А маслена, маслена, белый сыр…» и песня-небылица «Як у середу на масленаю» в исполнении Е.Т. Ананенко и ансамбля «Прямчаночка» из села Прямское Маслянинского района

Запись 2

В среду — «Лакомку» — в дело вступала тяжелая артиллерия. В этот день зятья приезжали к теще на блины. От таких визитов разумные люди не отказывались​, потому их и назначали на среду, что теща ради зятюшки не отходила от печи с понедельника. Обычай строго соблюдался даже в тех семьях, где дочерей было несколько и кормить целую ораву зятьев было, в общем-то, накладно. Ведь они приезжали не одни, а с женами, а для замужней женщины побывать в родном доме всегда было целой историей.

ww4

Масленичная песня «Давно я, давно у батюшки была» в исполнении жительниц деревни Герасимовка Суземского района Брянской области

Запись 3

В четверг — «Широкий разгуляй» — мероприятия по укреплению семьи уступали место более активным формам проведения досуга. Отъевшиеся мужики выходили на кулачные бои. Катание с горок и в санях, балаганы со скоморохами, сражения в снежных крепостях, мёд-пиво рекой, блины горой. Для драк, между прочим, было свое собственное музыкальное сопровождение.

ww5

Наигрыш на балалайке «Скобаря» («Под драку») в исполнении А. Леонова из деревни Махновка Порховского района Псковской области

Запись 4

На вечер пятницы назначались «Тещины вечёрки»​. Чтобы зятья могли ​реабилитировать себя в глазах тещи​, им полагалось не просто приготовить ​для нее ​угощение, но и встретить ее в своем доме. Особенно уважаемых тещ звали в гости со всей родней, желательно с молодыми девками — если в семье со стороны мужа еще были холостые парни. Под пристальными взглядами родственников молодым ничего не оставалось, кроме как водить хороводы.

ww6

«Ой, что ж это за дивище». Карагодная песня на Масленицу в исполнении жителей села Плёхово

Запись 5

В субботу мужикам снова давали вздохнуть. За обязательные ритуалы в этот день отвечали молодые жены. Вечером им полагалось организовать «Золовкины посиделки» — то есть пригласить на блины золовок, сестер мужа. При желании из такого количества женщин легко составлялся семейный вокальный коллектив.

ww7

Лирическая песня на Масленицу «Как одна в поле дорожка» в исполнении А.П. Красногорской и Е.А. Заболоцкой из деревни Воронкино Печорского района Псковской области

Запись 6

И наконец, после широких гуляний и обильных возлияний наступало Прощеное воскресенье. В этот день народ приходил в себя: сжигали чучело Масленицы, просили прощения друг у друга, если что не так (надо думать, поводов для обиды ​за год накапливалось немало, а уж за последнюю неделю и подавно)​. И главное — прощались с щедрым и изобильным карнавалом, копя силы до следующе​й весны​.

ww8

Масленичная песня «Масленица-щебетуха» в исполнении жительниц села Камень Стародубского района Брянской области

Запись 7

Поиск

Журнал Родноверие