Быт и воззрения неоязыческой общины «Колосвет» в деревне Поповка Можайского района.

Как и было мною обещано в горячий предвыборный период, я начинаю цикл статей, посвященных неоязыческим верованиям, людям, проповедующим язычество эпохи постмодернизма, укладу жизни неоязыческих общин, существующих на территории Подмосковья.

Откуда есть пошла земля русская

События тысячелетней давности так далеки от нас, что некоторые понятия кажутся вечными. Например, что такое «русский народ»? «Мы – русские!» ­ скандируют националисты различного толка. «Возродим русские традиции!», ­ вторят им русофобы всех мастей. Но что такое – русские?

Что бы там ни говорили современные идолопоклонники, русская нация сформировалась отнюдь не во времена фараонов, а гораздо, гораздо позже.

Историки, серьезно занимающиеся изучением прошлого славянских племен, населявших территорию современных России, Белоруссии, Украины, утверждают, что русская нация возникла вовсе не в языческие времена. Возраст формирования нашей нации ­ менее тысячи лет.

А что же было раньше?

Были сколоты, которые пришли на Приднестровье за полторы тысячи лет до Рождества Христова, были анты, венеды и другие племена, о которых не осталось упоминания. Все они – наши отдаленные предки, это верно. Но они – не русские, так как это понимается сейчас. Они не русские ни культурно, ни духовно, ни даже антропологически.

Все они верили в каких­то своих богов, о коих нет подробных сведений сейчас. Только лишь краем что­то упоминается в различных летописях, составленных на заре формирования древнерусского народа различными христианскими хронистами. И как бы там ни было, это не русские боги. Это боги племен, растворившихся в реке времени, и они не имеют никакого отношения к нам сегодня.

Все, на что ссылаются ревнители современного идолопоклонства, не более, чем новодел. И так называемая «Книга Велеса», и «русские веды», и обряды – все это изобретение новейшего времени. Особенность российской истории в том, что формирование государства Российского началось одновременно с принятием новой веры – христианства. До этой поры на территории, к которой географически сейчас относится Россия и бывшие союзные республики Беларусь, Украина, никогда не было единобожия, или единого пантеона богов, который позволил бы сформировать единые мифы, обряды, традиции. Каждое племя, каждый род имели свой собственный пантеон. Свое особое капище, куда не было доступа чужим богам. Более всех популярен был Велес, к примеру. Перун почитался среди воинов. Но это совсем не значит, что существовали какие­то всеобщие, единые обряды для всех славянских племен, из которых потом и сформировалась земля Русская.

Псевдоисторики, или просто люди, стремящиеся к известности или власти над ближним, ловко орудуя словами «традиции», «Русь», «народные корни», вводят в заблуждение тысячи людей, подавая им свой собственный вымысел как нечто исторически достоверное. Правда, которой совершенно незачем стыдиться, в том, что историческая идентичность русского народа началась с крещения. Кстати, вовсе не огнем и мечом, как любили говорить пламенные ленинцы.

Вообще, марксистско­ленинская идеология нанесла огромный вред самосознанию нашего народа и огромную незаживающую рану в самоидентичности россиян. Все, что относилось к древнейшим временам начала становления государства, нещадно переписывалось с одной только целью – показать служителей христианской религии как нечто чуждое, а саму религию ­ как отраву для народа. Ведь только уничтожив старую веру, большевики могли рассчитывать укрепить свои собственные воззрения и власть. На самом деле, яростный атеизм тоже был своего рода религией. И настолько близок к языческим и сатанинским культам, как мы и представить не могли. Но сейчас не об этом.

В массовом сознании россиян активно насаждается искаженное представление о происхождении русского народа. Идеализированные популистами боги древних славян собирают богатый урожай. По официальным только данным в России сейчас не менее миллиона людей, поклоняющихся идолам. Давайте разберемся, за что апологеты неоязычества ратуют, к чему призывают и чем так привлекают?

Начнем, пожалуй, с обзора общины «Колосвет» из Поповки Можайского района Московской области. Они ничем не лучше и не хуже других поклонников Перуна, Рода, Велеса и прочих персонажей. Просто так сложилось, что именно они принимали активное участие в недавних событиях в Серпухове. О них и первое слово.

Сказки Бабы-Яги

«Ребята! Едем праздновать древнеславянский праздник Овсень в общину Мокошь под Можайском! Будем прыгать через костёр, ходить по Сварожьему кругу, водить хороводы и общаться с Бабой­Ягой (она очень добрая, в переводе с древнего языка "ягати" означает ­ оберегать, охранять»). Подобных сообщений в интернете немало. В любое время года можайская община Мокоши готова принять туристические группы для увеселительных мероприятий. О, конечно, они называются не так! Подкладка для плясок у костра, поеданий блинов, заговоров и прочей атрибутики, предлагаемой участникам действа, самая что ни на есть серьезная – «древнеславянские традиции». Стоит экскурсионный тур по изучению традиций вполне прилично – полторы тысячи рублей с человека.

Решившись на эксперимент, вы попадете в небольшое фермерское хозяйство, расположенное в деревне Поповка. Здесь располагается этнокультурный центр «Колосвет», который занимается так сказать возрождением славянских обрядов. Жители хозяйства утверждают, что у них «все по­честному». Всерьез молятся в капищах, по­настоящему соблюдают традиции, которые называют исконными. Вместе питаются в столовой избе, вместе отмечают праздники. Не пьют, не курят, не употребляют мясную пищу. В общем, ведут здоровый образ жизни. Из нездоровых увлечений только одно – вера в существование сущностей, рожденных фантазией основательницы и крепко скрещенных с некоторыми из богов племен, живших лет 200 назад.

«В центре огромного поля, на самой высокой точке в округе находится святилище Перуна. К нему можно подойти с четырех сторон света. Перед входом в святилище стоит наклоненный столб, который обозначает Симаргла ­ бога «правого пути», то есть того, кто хранит правду. Гостей приглашают в Световид ­ сруб из четырех бревен, в центре которого горит костер. Женщины входят и становятся слева, мужчины ­ справа. Исполняя славянские песни, «славяне» преломляют хлеб и кидают его в огонь ­ «кормят». Девушки разносят хлеб с маслом туристам: половинку нужно бросить в костер, а половинку съесть. Мужчины бьют молотом по наковальне». Вот так описывают быт общины очевидцы. Даже на первый взгляд понятно – театр. И дело не в скепсисе. Просто личное знакомство с членами общины, знание об их деятельности позволяют утверждать – жизнь общины «Колосвет» напоминает матрешку. Та, что снаружи, разительно отличается от той, что внутри.

По признанию главы «Колосвета» Ольги Тороповой, общинники занимаются не только выращиванием овощей, но и научной работы не чужды – ведут исследования, проводят этнографические экспедиции в поисках изначальной веры. «Мы сами видели клади, то есть книги, веды, в которых есть предания, сказания Руси изначальной», ­ рассказывает Торопова журналистам NewsWeek. Понятно, что журналисты, записывающие за общинниками всю эту псевдонаучную чушь, не специалисты в истории и мифологии. Но все же, хоть какие­то консультации провести могли бы. Ни о какой Руси изначальной в Сибири речи идти не может! Племена, населявшие ее, не могли стать хранителями каких­то изначальных всеобжьих русских традиций уже хотя бы потому, что на момент существования этих племен таких традиций не было! Ну, то есть вообще. Были, как я уже упоминала, верования отдельных родов, но вот консолидации веры не случилось. У нас ведь даже своего свода мифов нет. Былины, получившие широкое распространение в 19—м веке, представляют собой сплав современный. Ну, и о каких там таинствах «Руси изначальной» ведет речь Торопова? И что пытается воплотить в жизнь? Свои фантазии?

На что живет община? Ну, во­первых, кормятся на своем хозяйстве, второй источник дохода (и немаленький) – публичные выступления. Члены общины Мокоши (так называлась община «Колосвет» совсем недавно) путешествуют из города в город с «историческими» лекциями. Нагружают мифами собственного сочинения своих гостей на театрализованных праздниках, выступают на различных мероприятиях со своим ансамблем «Суряница».

Торопова мирской деятельности общины не скрывает. «Даем концерты, читаем платные лекции по славянской культуре, устраиваем экскурсии, делаем обереги на продажу ­ отсюда и общие деньги», ­ любезно отвечает она корреспонденту NewsWeek. Члены общины вполне могут подрабатывать и в единоличном порядке. Например, помощник Тороповой Егоров ­ замдиректора одного московского Дома культуры. Так сказать, несет культуру в массы. Он же, кстати, худрук общинного ансамбля «Суряница». Деятельность этого коллектива достаточно бурная. «Суряница» ­ лауреат многих конкурсов, участник фестивалей и обладатель многочисленных грамот. Подробнее можно прочесть на сайте общины suryanica.ru, там это описано в красках.

Общину «Колосвет» можно было бы считать сборищем чудаков, которые живут своими фантазиями. У каждого свой способ побега из нашего сумасшедшего мира. Только, к сожалению, танцевальной и музыкальной деятельностью колосветовцы не ограничиваются. Лекции о своем понимании русской истории, которые они называют знакомством с истоками, засорили головы сотням слушателей. «Единобожный мир устроен неправильно. Потому что у вас, людей, живущих в нем, нет свободы выбора. Вы обязаны придерживаться определенных правил, заповедей, которые придуманы только для того, чтобы свободного человека поработить», – убежденно доказывали язычники корреспонденткам «МК», посетившим общину 4 года назад. А вот еще одно откровение четырехлетней давности: «Недавно одна новая берегиня специально приплыла к нам на ПМЖ из Индии. Прозрачная такая и очень энергетически мощная. Правда, я ее не видела, не дано мне. Я лишь разумом понимаю, что она существует. Но у нас в общине есть люди, которые запросто с потусторонним миром могут общаться». Что сказать? Первая же мысль, когда такое слышишь, а давно ли собеседник был у доктора. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не одни только члены общины Мокоши выдают буйные ростки фантазии за истину. Обширнейшая сеть неоязыческих сект раскидана по всей территории нашей страны, как огромная паутина. И каждая из них ведет активнейший общественный образ жизни, привлекая все новых сторонников. Особенно популярна религия идолопоклонства среди молодежи, для которой все яркое, нестандартное, неофициальное всегда является самым желанным.

По соседству с общиной «Колосвет» есть монастырь. Я позвонила туда. На мой вопрос: «Как вы сосуществуете радом с общиной язычников?» монахиня смиренно ответила: «А что мы можем?». И, в свою очередь, поинтересовалась у меня, верю ли. Услышав утвердительный ответ, спросила о частоте моих посещений церкви. Порадовать я ее не смогла – редко хожу в храм. А уж признание в тяготении к вере католической и вовсе сковало морозом голос моей собеседницы. «Спаси вас, Христос» и разговор был завершен. Может быть, потому и плодятся неоязыческие секты у нас, что институт, призванный нести свет христианства в массы, так зашорен, что даже среди христиан никак не может поделить конфессиальную пальму первенства?

Следующий мой рассказ будет о родноверах и о международных связях русского неоязычества.

Поиск

Журнал Родноверие