Энциклопедия «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера».

Неоязыческие организации — по названиям с «А» по «И».

Другие названия: «Русское освободительное движение».

Основатель и руководитель – Алексей Добровольский (инициированное имя – Доброслав). Ранее он был судим, 13 лет провел в заключении, себя называет волхвом.

Месторасположение центров: Кировская обл., Шабалинский р-н, д.Весенево.

Адрес: 612025 Кировская область, Шабалинский район, п/о Новая Указна, Доброславу [4].

Численность адептов: несколько десятков приверженцев Доброслава на всю Россию.

Доктрина: славянское неоязычество.

Вероучение раскрывается в следующих работах Доброслава: «Дерево-Целитель», «Природные корни русского национального социализма», «Светославие», «Арома-Йога», «Язычество: закат и рассвет» [4], «Радость Солнцепоклонника» [13], «Стрелы Ярилы», «Слава Яриле» и др., а также в его многочисленных просветительских беседах, видеозаписи которых продаются всем желающим.

Большинство из его книг было выпущено самиздатом в Вятке во 1990-х годах. Недавно Доброслав выпустил две политические брошюры: «Природные корни русского национального социализма» и «Кто боится русского национал-социализма?» [12].

Его учение в отношении окружающей природы в некоторых аспектах тесно смыкается с друидскими мировоззрениями.

Доброслав утверждает, что для обретения внутреннего душевного покоя следует больше общаться с природой, но при этом все же несколько нетрадиционно, более свойственно именно для язычества:

«Подойди к дереву, приласкай его, приголубь, постарайся ощутить себя деревом, породнись-покумись с ним, приходи к нему почаще. И оно признает тебя и будет радоваться твоему приходу, будет вдохновлять тебя и наделять своей жизненной силой. Свидание с деревом всегда глубоко личное, как с любимой женщиной... Но только все это будет бесполезно, если человек внутренне не признает свой неоплатный долг перед Матерью-природой, перед бездумно загубленными им цветами, и если он не поклянется никогда не рвать цветов и не ломать черемуху» [1]

Прочие основные положения его учения могут быть сведены к следующему:

жизнь человека — это величайшая радость теперь и здесь, незачем ждать какого-то загробного царства, необходимо воспринимать сегодняшнюю свою жизнь как священную ценность;

могущественное любовное притяжение, разлитое по всей природе олицетворяет «Героический Эрот», являющийся одним из основ мира;

ведовство и сатанизм — два совершенно разных явления;

славяне — дети леса, который при этом обладает неким единым сознанием, слагаемым из «сознания и чувствования всех царств Природы».

«Некогда, на заре юности человечества, ему было присуще общее, врожденное, естественное мирочувствование, основанное на осознании своего неразрывного кровнодуховного единства с Матерью-Природой. Сыновнее почитание Природы и Предков-Покровителей — вот суть того жизнеутверждающего уклада бытия, той первобытной мудрости, что ныне зовется язычеством. Изначальное язычество (в отличие от позднейших, искусственных, рукотворных религий) есть мировоззрение природное, а потому совершенное и непорочное, как и сама Природа. И оно не нуждалось для своего утверждения ни в каком насилии и ни в каком сверхъестественном оправдании, как не нуждается в этом и сама Природа. Язычество — единственно цельное, здоровое мироощущение, не знающее еще болезненного разлада, непримиримых противоречий небесного и земного, души и тела, жизни и смерти, человека и Природы. Жизнь — любовь — свет — добро — красота — понятия эти нераздельные и для солнцепоклонников сами по себе не существовали. Язычество — мировоззрение бесхитростное и возвышенное: суровая первобытная простота, а на самом деле — глубина чувств и непостижимая мудрость. В этом и заключается трудность восприятия язычества расщепленным современным сознанием. Ныне язычество в своем первоначальном чистосердечии — либо наследие детей Природы — «дикарей», впитавших его с молоком матери, либо достояние наиболее чутких и просвещенных мыслителей, сумевших обрести его после долгих, мучительных поисков. Не случайно наиболее могучие умы всех времен, равно как и самые проникновенные мистики всех религий, рано или поздно приходят к обожествлению природы» ([4], с.1)

«Исконно славянское название позднейших богов — духи или силы. Всякий Дух есть Сила и Воля. В древнерусском языке слово сила связано было с представлением о чем-то могущественном и таинственном: «силы неведомые», «силы нездешние»... Живое тело Вселенной соткано из сонмища сил — духов, исходящих из единого первоисточника. За всем многообразием мира стоит некая невообразимая, безликая жизненная сила — внутреннее побуждение, породившее Вселенную. Эта сила — великий род. Славянскому понятию «сила» соответствует древнекитайское «дас», «мана» жителей Океании, «тана» индонезийцев, «маниту» североамериканских индейцев и т.д. У разных языческих народов были разные предки и разные обычаи. Но мировоззрение было общее» ([4], с.3)

«Славянское обозначение вселенской животворящей силы словом дух есть лишь тонкий образ, иносказание. Язычники не противопоставляли Дух и Естество: всякое природное явление одушевлялось, а всякая духовность имела свое жизненное воплощение. Поражает, восхищает и подтверждает правоту этих воззрений их совпадение с достижениями новейшей физики, разрушившей китайскую стену между материей и энергией, указавшей на возможность их взаимопревращения. То, что мы привыкли называть косной, неподвижной материей, есть, на самом деле, лишь вид движения, видимое проявление — сгустки Энергии или по-русски — силы» ([4], с.3)

«Но где чуял русский дух, совечный самому народу русскому, наш великий кудесник слова, интуитивно исповедовавший язычество? Не в сумраке православных храмов, а в заповедных дубравах, где Леший и Русалка, Баба Яга и Бурый Волк. «Там Русский Дух... Там Русью пахнет!»« ([4], с.5)

«Познание сердцем — задушевное сопереживание и сочувствие есть ведовство. Ведуны и ведьмы — соль религии. Отрицание их откровений с позиции плоского иудохристианского материализма заведомо несостоятельно. Нелепо пренебрегать опытом живого общения с Природой только потому, что сами критики не способны пережить что-либо подобное» ([4], с.7)

«Наиболее проницательные ученые самых разных наук приходят к пантеистическому мировоззрению и тем самым — порой против собственной воли подтверждают, что языческое светославие — это естественная религия человечества, его вечная и непроходящая ценность» ([4], с.9)

«Славь подателя Жизни — Ярилу всегда, всем своим существом — и будешь пребывать в непрестанной радости» ([4], с.9)

«Душа знает наверняка: ведь она хранит опыт многих воплощений. Величественные картины языческих свещеннодейств, всплывающие в такие мгновения из наших душевных глубин — это наши собственные впечатления, пережитые нами самими в наших прошлых воплощениях: ведь мы много раз рождаемся (отсюда: новорожденный) и неоднократно «умираем» (отсюда: новопреставленный)» ([4], с.9)

«Курган — это светилище» ([4], с.19)

«Ты силен между людьми, будь между ними силен, а со мной нечего тебе силы мерить», — говорит Светогор Илье. Сила Светогора — нечеловеческая, ибо сам он родом со светлых гор — потусторонней страны предков. На своей «заставе богатырской» оберегает он их покой. Он — воин света, но света иного — того света» ([4], с.21)

«Сопредельная обитель Предков — древние Светлые Горы противопоставлены «Святой Руси», а Светогор — ее новым «христолюбивым» богатырям. Светогор, как правило, никогда на «Святую Русь» (на землю) не спускается. Не может он этого делать из-за своей непомерной тяжести: «Не носит его Мать-Сыра-Земля». Да и не дано, «не позволено» выезжать с Горы (из царства мертвых) на Русь выходцу с того света» ([4], с.21)

«Солнце и Земля были для них разумными и любящими родителями. Зачем ставить памятник-идол живому Яриле, если он сам каждый день на небе? Что может быть убедительнее столь божественного величия? А вот Мать-Сыра-Земля: нужен ли ей какой-то храм?» ([4], с.22)

«Отсутствие прямых материальных свидетельств культа (мрачный каменный Збручский идол неизвестного божества вряд ли славянский) вовсе не означает отсутствия определенных религиозных воззрений и духовной жизни. Скорее наоборот: «неразвитость» славянского язычества, его «простота» — это не недостаток, а достоинство, — лучшее доказательство его глубины, полнокровия, совершенства» ([4], с.22)

«Исконно славянское язычество являло собой не нелепое суеверие, а высочайшую духовность» ([4], с.23)

«Язычество — это совокупность воззрений и познаний касательно таинственных, сил Природы и человека. Современное язычество — это движение не назад — «в пещеры», а вглубь. Налицо бессознательное, невольное движение новейшего естествознания по тому же направлению — в глубь бездонного колодца древней мудрости. Ищущие эту мудрость где-то на чужой стороне подобны сидящим на сундуке с сокровищами и тянущими руки за милостыней. Язычество — это и есть то самое природоохранное сознание, об утрате которого нынче так много говорится. Не экология, — не учение о доме — природном обиталище требуется людям, чтобы выжить, а любовь к природе. У народов осталась единственная опора перед лицом надвигающейся всемирной катастрофы; это естественная опора — мать-природа, ибо все искусственные религии и доктрины запачканы ложью и кровью» ([4], с.38)

В его учении слова «свещенник», «свещеннодействие», «освещение» – от слова «свет», являющееся в его учении основой язычества.

Знания свои Доброслав черпает не только у друидов, но и в оккультизме, в частности – в теософии:

«А чем объяснить, что наша незабвенная Елена Петровна Блаватская, обучавшаяся домашними средствами во времена крепостного права, могла создавать такие изумительные (мы утеряли первоначальный смысл слова «изумление») труды, как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», содержащие столько вековой мудрости, вещего чутья и необыкновенных знаний, что ставят ученых в тупик: откуда и как мог один и тот же человек почерпнуть и вместить столь необъятное поле разнообразных сведений?» ([4], с.6)

Объектами поклонения или почитания у Доброслава выступают ведьмы, лешие, русалки и пр.:

«Леший — это совокупный Дух всех обитателей леса (по научному: биополе леса). В греческих мифах и русских волшебных сказках, в преданиях всех европейских народов Лесной Владыка подчас оборачивается мудрецом-наставником, обладателем сокровенных знаний. Достойному герою он дарит могущественных зверей-помощников и посвещает (так в тексте, — прим. авт.) его в таинства Природы. В косматом, мохноногом Лешем духовная сущность чудесным образом сочетается со звериной. Самая большая гордость и украшение Лешего — это венчающие его рога. Рога — это неотъемлемая принадлежность, существеннейший признак свещенства (так в тексте, — прим. авт.). Рога — это корона звероликого языческого божества — оборотня: отсюда короны-обереги языческих королей, — диадемы с отростками, изображающими рога. Не случайно иудохристиане наделили своего сатану, воплощавшего все языческое «зло», именно рогами. Сатанинские рога призваны пугать старух да маленьких детей, но вот каким образом могли возникнуть рога и зачем они нужны копытным животным? Однозначно и определенно на это зоологи ответить не могут» ([4], с.11-12)

«Рожаницы, Русалки-Берегини, Дед Мороз, Вихорь, Леший — это почитаемые Духи-Хозяева старшего поколения. О их древности говорит то, что они неперсонифицированы — не имеют личных имен. Во времена, отмеченные историческими источниками, их культ уже утерял главенствующее значение, а важнейшими стали новые боги — боги кузнецов, скотоводов и пахарей — Сварог, Дажьбог и другие» ([4], с. 27)

«Соловей Разбойник — один из первообразов языческого мира, в чьем летающем, свищущем облике явственно угадывается связь с могущественными Вихрями, ведающими погодой» ([4], с.28)

«Яга — родом из матриархата, когда хранительницей родового очага и первой служительницей Свещенного Огня была женщина — глава рода. Блюстительницами родовых обычаев и руководительницами женских посветительных обрядов выступали наиболее уважаемые женщины — матерые природные чародейки, перерастающие обычные человеческие мерки. Баба Яга — это женщина-шаман» ([4], с.35)

«За праисторическими образами Вия, Ящура, Бабы Яги, — скрыты враждебные земледельцу и скотоводу, но почитаемые праславянскими охотничьими племенами стихийные и лесные Духи-Хозяева. Родословная этих образов восходит к каменному веку. Все они, претерпев ряд разновременных переоценок, преобразовались в конце концов в различные сказочные и былинные персонажи» ([4], с.27)

«В сказаниях европейских народов Великаны предстают как язычники каменного века, враждебные людям-скотоводам и земледельцам. С ними сражаются герои и полубоги…Великаны наших сказаний наделены страшной силой, присущей могущественным земным стихиям. Буйный народ великанов-волотов сохранил даже названия враждебных земледельцу стихий: Вихорь, Поток, Громобой, Горыня (Горыныч), Град, Буря, Вертигор и т.п. Сказания и предания со временем перекраивались и подновлялись соответственно с более поздними представлениями, однако из-под всех наслоений все еще сквозит седая «доисторическая» старина. Претерпев ряд изменений, великаны в конце концов стали воплощением отступающего язычества, повергаемого витязями-христоносцами. Позднейшие богатыри в былинах сражаются с защитниками язычества: Идолищем, Змеем Горынычем, Соловьем-Разбойником. Самый загадочный былинный образ — славянский титан Светогор, обремененный первозданной стихийной силищей, но обреченный темными силами надвигающегося иудохристианства (крышку светогорова гроба заколачивает не кто-нибудь, а именно Илья)» ([4], с.18)

Одной из центральных концепций в учении Доброслава является концепция «Хера», являющегося, по его словам, олицетворением мужского начала в природе, «мужественным символом солнечного начала» [1]:

«Нашим пращурам было неприемлемо христианское восприятие жизни как страдания, ведущего, якобы, к «загробному блаженству». Язычник воспринимал жизнь как священную ценность, как величайшую радость — теперь и здесь. Высший закон природы гласит: «Да расцветет всюду жизнь!». Отсюда русальские обряды, игрища вокруг огромного, грубо вырезанного стоячего столпа, олицетворяющего Ярую силу, и называемого поэтому Хером (у кельтов — менгиром, то есть стоячим камнем). Общеиндоевропейский корень Яр-Ер обозначал силу, неодолимо стремящуюся вверх, подобно встающему Яриле-солнцу. Древнеитальянское имя Геркулес — Херилус; от того же корня могучий герой («херойс»), Геракл-Хераклес. Фракийцы больше всего чтили солнечного Хероса, тождественного солнечному Яриле. Хороводно-эротические игрища вокруг Хера — подчеркнуто мужественного символа солнечного начала, — побуждали мужчину и женщину к совокуплению, священнодейству во славу Рода. То было нравственно здоровое, естественное сочетание-содействие творческой мощи Природы, прославление Любви, не позволяющей иссякнуть Славянскому Роду-племени... Известно, что «гони природу в двери — она влезет в окно». И тот, кто смотрит на колокольню Ивана Великого в Кремле, тот узрит исполинский необрезанный (!) торжествующий русский хер» [1]

Комментировать это «глубокомысленное» заявление нет смысла.

Доброслав крайне отрицательно относится к христианству и к Иисусу Христу, для христианства Доброслав не жалеет самых оскорбительных слов, называя его не иначе, как «иудохристианством»:

«Иудохристианские мракобесы увели человека от Солнышка и затворили его в холодные церкви-склепы, где «нищие духом» стенают в безысходном отчаянии» ([4], с.5)

«Невежество само по себе не зло. Но оно является причиной многих зол в мире и, в первую очередь, — иудохристианства» ([4], с.4)

«Веровать можно только в смехотворные небылицы вроде «непорочного» зачатия и т.п. А ведь все иудохристианство зиждется именно на догматах, т.е. на таких голословных утверждениях, которые должны безоговорочно, бездоказательно приниматься на веру. Основа иудохристианства — вера в чудо, т.е. божественный произвол вопреки законам Природы. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», — признал Савл-Павел. А Тертуллиан добавил: «Верую, ибо это нелепо». Природное языческое мировоззрение, в отличие от рукотворной библейской талмудистики, есть изнутри — из себя ощущаемый живой опыт, самовыражение народной души, плод соборной народной мудрости, а не сочинительств с отдельных личностей — «отцов церкви». Язычество не вера в иудохристианско-мусульманском смысле слова, а неписаный свод правил и наставлений, завещанных Пращурами и в полной мере предопределяющих согласие человека с Природой, Родом и с собственной совестью» ([4], с.4)

«Сама Московская патриархия поднимает на щит понятие «Родина», совершенно неприемлемое и чуждое космополитическому иудохристианству» ([4], с.8);

«Язычество — счастливая пора юности человечества. Иудохристианство — старческий маразм» ([4], с.10);

«Сейчас бал правит Иегова, но он смертен. Он умрет, как только люди откажутся от поклонения ему. Современная власть кагала — это всего лишь сговор имущих над неимущими, и длится эта власть, пока люди выполняют условия этого преступного сговора. Надо открыть людям приток сил от чистых природных источников, и Иегове придет конец!» ([4], с.37);

«В конечном итоге власть над душой человека поповщине так и не удалось завоевать. Лучше всего об этом говорят наша революция и гражданская война, которые, в своих лучших, бессознательно-языческих порывах, были ни чем иным, как религиозным переворотом; возмущением мужицкой стихии, покончившей с многовековым засильем православной кривды. Братоубийственную гражданскую войну на Руси развязали христоносцы в 988 году, а в 1918 они умылись кровью» ([4], с.37-38);

«Известно, как католические миссионеры пытались подогнать под свою догму представления индейцев о Великом Маниту, чтобы привить им заразное, противоестественное учение об иудохристианском Иегове. Сходным образом действовали и православные миссионеры на Аляске. В библии «дух божий» витает над Землей как обособленное, чуждое ей начало, как нечто сверхъестественное, противостоящее естеству-жизни. Семитическое понятие отвлеченного бога-духа как бесплотной, чистой от природной «скверны» сущности — ложно, искусственно, мертвенно» ([4], с.3)

«Наиболее ярко, полно и последовательно нечестивое отношение к жизни — свету — природе выражено и узаконение в библии — в ее человеконенавистнических и природоненавистнических установках. Иудохристианству удалось провести переоценку ценностей и внушить людям губительные духовно-нравственные понятия. Отчуждение человека от Природы, от Родных Светлых Сил, безмерно облегчило силам Зла задачу физического и духовного закабаления человечества. Природопожирающий капитализм есть уродливое порождение иудохристианской цивилизации. Но она обречена и катится в пропасть. Безумны попытки доморощенных реформаторов гнаться за этой убегающей в небытие цивилизацией» ([4], с.38)

Подвергает нападкам Доброслав и ислам:

«Скудоумные, ребяческие представления о сверхъестественном, надприродном боге, подобном Иегове или Аллаху, сотворившем мир «из ничего» («что нам стоит дом построить...») — удел искусственных религий» ([4], с.1-2); «Славяне-язычники почитали дух-род, совечный Природе и внутренне ей присущий. Природа одухотворена — оплодотворена родом. Славяне не были ни единобожниками, ни многобожниками. Слово «атеист» буквально означает: безбожник. Наши волхвы и были безбожниками, ибо для них не было на небе никаких богов в привычном сейчас иудо-христианско-мусульманском смысле» ([4], с.2)

По сути дела, распространение Доброславом подобных деклараций и призывов в его печатных изданиях образует состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»:

«1. Действия, направленные на возбуждение… религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии…, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет. 2. Те же деяния, совершенные:… в)организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет»

В отличие от христианства, доброславово неоязычество является, по его словам, средоточием света, радости, свободы и всего прочего:

«Языческая духовность — это просветленное, восторженное состояние человека, ощутившего вдохновение, т.е. сочувственно воссоединившегося с Родными Светлыми Духами. Язычество можно назвать религией естественного откровения. Человеческая жизнь должна быть простой и безыскусственной, созвучной цветению трав, дыханию ветра, журчанию ручья... Все существа — человеческие и нечеловеческие — в конечном итоге дети одной Матери-Природы. Такое видение мира прививало сердечное, братское, родственное отношение ко всему живому и «неживому». Душа человека по природе своей добрая язычница. И как только человек ощутит свою неотторжимость и живую связь со всем сущим, он становится мил Природе и обретает в силу того подлинную, неподдельную духовность, которая есть ни что иное, как радостное, ликующее прославление жизни во всех ее проявлениях» ([4], с.4-5)

Доброслав активно спекулирует на патриотических чувствах сограждан: «Мать-Родина есть понятие народное, языческое. Три Матери есть у каждого русича: Мать, которая родила, Мать — Родина и Мать — Сыра-Земля. Несомненно языческое понимание родины-матери, олицетворение ее в образе женщины-славянки, — вот что наделяет внутренней правотой величественное изваяние, воздвигнутое в Сталинграде и освещаемое вечным огнем — неотъемлемой принадлежностью языческих капищ. Любовь к Природе и Родине мертва без священной ненависти к их истязаниям! Эта языческая правда явилась источником необычайной силы плаката «Родина-мать зовет!» и марша «Прощание славянки». Судьба отдельного человека и судьба всего народа нераздельны в своих самых глубинных пластах и сливаются в роковые, судьбоносные для Родины дни. Именно тогда пробуждается к жизни тот могущественнейший русский дух, который только и может вдохновить народ на подвиг» [5]

Никак не смог обойтись Доброслав и без, типичных уже практически для всех неоязыческих сект, квази-героико-романтических стихов:

Воздай хвалу великому Перуну.
Гуслярный звон и буйный звон меча
Передадут рокочущие струны,
Да не озлобят и не огорчат.
Взойдет Ярило над зубчатым лесом,
Червленый стяг над крепостной стеной.
И наша доля будет полновесна -
Продолжить бой тяжелый, затяжной.
Когда ж устанет каждая десница
Одолевать немыслимый предел,
Тогда мы сможет снова возвратиться
Обратно в крепость сквозь напевы стрел.
Щиты небрежно за спины забросив,
Не отразив тревоги на лице...
Никто, никто пощады не попросит
Уже в смертельно стиснутом кольце.
Храни в себе, славянская натура,
Достоинство, пронзившее века.
И знай: пусть даже небо хмуро -
Ярило светит нам сквозь облака!
Воздай хвалу великому Перуну,
Гуслярный звон и буйный звон меча.
Нет, нет: не плачут. А рокочут струны -
Кто воспринял — для тех не замолчат [5]

Доброслав – один из старейших и известнейших неоязычников России. В среде себе подобных пользуется большим авторитетом. Хотя и не среди всех.

Довольно интересно отношение к Доброславу руководителя коломенской неоязыческой религиозной организации «Святогор» А.А.Егорова (инициированное имя – Велигор):

«Мы же не психи. Я понимаю, что среди языческого движения полно психов. Есть там Доброслав, который рубит иконы, бегает с голым задом перед репортерами; есть товарищи, которые устраивают какие-то оргии, едят мухоморы» [7]

То есть Егоров утверждает, что Доброслав – «псих,… рубит иконы, бегает с голым задом перед репортерами» [7]

Ну, что ж, Егорову виднее, это он вращается в неоязыческой тусовке.

В.Прибыловский так описывает биографию Доброслава [10]:

«Алексей Добровольский родился в 1938 году в семье инженеров. В 1956 году, работая после окончания десятилетки грузчиком в типографии «Московской правды», подал заявление о выходе из ВЛКСМ в знак протеста против «наплевательского отношения» к памяти Сталина и был исключен из комсомола. Но вскоре его сталинистские взгляды изменились. Под влиянием антикоммунистической революции 1956 года в Венгрии Добровольский создал в начале 1957 года из группы своих друзей Российскую национально-социалистическую партию (РНСП). Члены РНСП печатали на пишущей машинке листовки с призывами «бить ментов, коммунистов, комсомольцев». Листовки они расклеивали на столбах или забрасывали в почтовые ящики в разных районах Москвы. По праздникам (на 7 ноября и 1 мая) члены РНСП ломали на улицах красные флаги. Похвалившись по пьянке перед девицами, что «скоро большевиков резать будем», подпольщики были в мае 1958 г. арестованы. Почти все были вскоре освобождены, но сам Добровольский на суде 5 августа 1958 г. был осужден на 3 года. Освободился в мае 1961 г. Чтобы получить после освобождения прописку в Москве, дал согласие на секретное сотрудничество с КГБ («по глупости, по молодости думал перехитрить чекистов. Думал буду разведчиком работать на два фронта: прикинусь, что я их. Что-то получилось, что-то не получилось, но я был разведчиком, а не просто стукачом ради прописки»). В 1961 г. крестился, считая, что «русский должен быть православным». Крестил Алексея Добровольского Глеб Якунин, он же стал в 1963 г. крестным отцом его старшего сына Сергея (впоследствии волхва Московской языческой общины). В 1964 году познакомился с членом НТС Борисом Евдокимовым и был арестован по его делу. На следствии стал изображать психа, сдвинувшегося на религиозной почве. В спецпсихушке провел год (столько же и Евдокимов, также имитировавший сумасшествие). 25 августа 1965 г. был освобожден. В 1966 г. вступил в НТС. Поддерживал отношения с Юрием Галансковым. В 1967 г. был арестован. Поскольку в числе попавших через Добровольского на Запад материалов была составленная Александром Гинзбургом «Белая книга» (сборник документов о процессе над Синявским и Даниэлем) и редактировавшийся им же сборник «Феникс-66», дело Гинзбурга было объединено с делами Галанскова и Добровольского (а также Веры Лашковой — т.н. «процесс четырех»). На суде Добровольский дал откровенные показания, признал себя виновным и был осужден на 2 года лагерей (Галансков получил 7 лет и умер в лагере, Гинзбург — 5 лет, Лашкова — 1 год). Свое поведение на следствии и суде Добровольский впоследствии объяснял желанием «сохранить Буковского и Евдокимова». В начале 1969 г. был освобожден. Год жил в Угличе, потом два года в Александрове и только в 1972 г. вновь получил прописку в Москве. К этому времени увлекся «оккультными науками» и язычеством. Последний раз был арестован в 1982 году по обвинению в спаивании несовершеннолетних. 4 месяца провел в Институте им. Сербского и около года в психушке общего типа «Белые столбы». Во второй половине 80-х примкнул к Патриотическому объединению «Память». После концентрации власти в «Памяти» в руках православно ориентированного Д.Васильева вместе с Валерием Емельяновым и другими язычниками отделился от организации и в конце 1987 года вошел в емельяновский Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) «Память». В 1989 г. принял участие в создании Московской языческой общины, принял языческое имя «Доброслав». С начала 90-х живет главным образом в деревне Весенево Шаболинского района Кировской области. Часто дает интервью, регулярно печатается в национал-патриотических газетах» [10]

Кроме своих книг и видеозаписей проповедей, Доброслав продает гусли, ковши, братины и другие деревянные изделия.

«Все они — с оберегающим знаком — солнечным коловратом» [4.]

По словам священника Александра Шабанова, Доброслав свое творчество расценивает как результат личных бесед с духами. Он довольно активен. Есть информация, что им было «раскрещено» несколько деревень в Вятской области [11].

Не занимаясь политикой, последователи Доброслава увлечены (в большей степени) обрядовой стороной, устроением различных языческих праздников, например, в течение ряда лет они под руководством Доброслава проводят Праздник Перуна. Верховным жрецом этого бога провозгласил себя сам Доброслав. Здесь, кстати, проявляется незнание этнографических особенностей — культ Перуна существовал на юге России. В.Немира говорит, что во время таких неоязыческих праздников практикуется «разрубание топором православных икон» [6].

Вот как описывает неоязыческий шабаш автор «НГ-Регионы» Евгений Пятунин со слов последовательницы одной из неоязыческих сект [8,9]:

«Уже несколько лет в глухой деревушке Весенево возле отдаленного райцентра Шабалино Кировской области живет некто Доброслав с внешностью старорусского волхва, исповедующий язычество. Деревня стала местом паломничества его последователей из многих уголков России. Так, недавно язычники из Вятки, Москвы, Новгорода, Якутии и еще некоторых местностей отметили там свою «ночь на Ивана Купалу». Представители этой ветви современного язычества, не занимаясь политикой, увлекаются (в большей степени) обрядовой стороной, устроением различных языческих праздников. Например, в течение ряда лет они проводят Праздник Перуна. Верховный жрец этого бога — грузчик и диссидент «Доброслав» (Добровольский). В этих праздниках есть довольно неприятные моменты — разрубание топором православных икон.

Что такое «языческая ночь» в представлении нормального человека? Лес. Костры горят, люди в белых, расшитых орнаментом одеждах, на головах красный ободок — «очелье», оберегающий от злых духов. У некоторых одежда украшена «коловратом» — древней свастикой, символом Солнца. Игры, песнопения, деревянные боги, старинные обряды, слияние с природой... Вот и я так думала. Все оказалось несколько иначе. Организатором и идейным руководителем праздника был, конечно, Доброслав. Все началось еще засветло. На поляну вынесли огромный барабан, мне дали кувшин, кто-то нес деревянную «братину» — ковш литра на три.

Специально в этом году — говорят, впервые — для праздника вырубили большую елку, сняли с нее кору, бревно обстрогали в виде фаллоса и почему-то не стали красить сразу, а понесли на холм, вырыли там яму, поставили этот «фаллос», влезли друг на друга в три яруса и начали его красить. Потом встали вокруг него и начали кричать: «Слава русскому херу!». Потом все прошли через поле, через лесок. На соседней поляне был уже сложен огромный костер и два костра поменьше. Приволокли барабан. «Ба-бах!» — сигнал к тому, чтобы все замолчали и построились. Народ растерялся, не понял. Пришлось повторить сигнал еще четыре раза. Человек тринадцать «посвященных» встали по одну сторону костра, а основная масса людей по другую. Доброслав сказал: «Те, кто крещеные, пойдут в первую очередь, потому что с них надо снять эту веру и перевести в другую». Я все время отодвигалась в конец «очереди», потому что много было непонятного — хотелось вначале вникнуть в ритуал, чтоб это все совпадало с внутренним ощущением. Тогда бы это было мое. А тут началось вскидывание рук, как в нацистском приветствии, только вместо «Хайль Гитлер!» кричали «Слава Яриле!» Мне это как-то не понравилось, душа закапризничала: я так не смогу. Хотелось сказать что-то типа «Здравствуй, Солнышко!» — и протянуть обе руки ладонями вверх. Это внутренне созвучно моей природе — но не покровительственный, воинственный жест одной рукой ладонью вниз. «Снимали веру» так: Доброслав мочил руку водой, проводил ею по макушке новичка, а потом плескал этой водичкой на глаза, на душу — чтоб были чисты, и спрашивал имя. В язычестве надо принимать славянское языческое имя. Была книжечка, народ присматривал себе имена. Меня Доброслав спросил: «Как тебя зовут?» Я ответила: «Наталья». — «С латинского значит «родная», «природа». «А какое имя ты будешь брать? — и предложил: — Давай, будешь Родинка». Потом с посвященных срезали прядь волос и бросали в костер — вроде для связи с предками. На руку посвящаемого надевалось пяльце и говорилось: «Храни тебя Берегиня». Из атрибутов было еще красное знамя, по-моему, с желтыми кистями — как у коммунистов. И когда человек называл свое новое имя, он направлялся к знамени, поднимал руку вверх и кричал: «Слава Яриле!» И все повторяли. Потом знамя наклоняли для целования.

Когда стало темнеть, зажгли костры. Зрелище было завораживающим. Посвященные встали в круг и водили хоровод по кочкам. Непосвященных, вместе со мной, оказалось трое — какой-то московский фотограф и парень по имени Виктор.

Все это было очень торжественно. Идет десять человек, двадцать, все кричат одни и те же слова, создается такая суровая энергетика. Одной противостоять всему этому было бы очень тяжело... Народ был в основном в возрасте около двадцати лет. Женщин практически не было. Многие посвящаемые были, похоже, из какого-то русско-спортивно-исторического клуба, потому что по ходу праздника они показывали борьбу, боевые игры. Прыгали через костры. Но дико было, когда все встали в хоровод и пустили по кругу братину с водой, а некоторые стали кричать: «Смерть жидохристианам!», «Смерть жидохристианским матерям!», «Смерть их детям!» «Слава» какой-то националистической партии. И все присутствующие хором, на весь лес повторяли эти слова.

Пили домашнее пиво, которое притащили местные мальчишки в огромной бутыли. Кстати, местные парни все эти обряды очень серьезно воспринимали. Похоже, других развлечений в глубинке сегодня маловато... «Непосвященных» пивом не угостили. Нас стало четверо, потому что после таких лозунгов еще одна девушка демонстративно вышла из круга. Из-за отсутствия дам игры быстро завяли. Потом притащили настоящий гроб, не помню точно, что он символизировал, — кажется, предполагалось, что это гроб христианской Божьей Матери, — и стали рубить его топором. Разрубили на щепки, сделали из гроба костер. В завершение ходили по углям. Водой, кстати, костер у язычников тушить не полагается — разгневается бог Огня. Встречали солнце» [8]

Группа Доброслава квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:

● ответе заместителя начальника Центра криминальной информации ГИЦ МВД полковника внутренней службы А.И.Хвыли-Олинтера №34/3-127 от 26 июля 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу действующих в России неоязыческих групп;

● экспертном заключении специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования И.А.Галицкой и И.В.Метлика от 9 октября 1997 г.;

● ответе Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №42/12-э от 1 августа 1999 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации М.Н.Кузнецову по поводу деятельности в России неоязыческих религиозных организаций;

● письме председателя Миссионерского отдела Ярославской епархии священника Олега Разумова от 24 января 2000 г. руководителю Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священнику Олегу Стеняеву;

● заявлении заместителя исполнительного директора Общественной организации «Севастопольский Центр Православного Просвещения» Оксаны Гроник №10 от 3 августа 1999 г. по поводу неоязычества;

● ответе директора Пермской общественной организации Православное общество «Панагия» М.Медведева №14 от 12 декабря 1999 г. профессору Кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ М.Н.Кузнецову по поводу неоязыческих сект в РФ;

● статье А.Федорова «Нашествие неоязычников» [3];

● письме члена Комитета по спасению молодежи С.Л.Максимова №374-56/у от 17 августа 1999 г. заместителю начальника Главного управления юстиции г.Москвы В.Н.Жбанкову.

Исследователь Александр Капков пишет:

«Не столь давно пришлось прочитать в «Русской правде» интервью с волхвом. Волхв по имени Доброслав, бывший московский житель, купивший себе избу в Кировской области в глухой деревеньке Весенево пишет: «Приглашаю всех читателей «Русской правды» к нам на праздник Купалы-Солнцеворота. Веселье будет необузданное. Задолго до 25 июня к нам приезжают язычники чуть ли не со всего света. Гостей ждут песни, танцы, хороводы, а в полночь ворожба над чаркой медовухи, гадание на суженого и многие другие молодецкие забавы». Под молодецкими забавами подразумеваются ночные шабаши возле реки, после того, как все упьются медовухой. Да и что ждать от столь неприкрыто провозглашаемого варварства, если сам Доброслав предлагает со страниц прессы вообще отказаться от цивилизации. «Человек должен совершенствоваться сам, пишет он, — или под наблюдением свободных (видимо от пут городской морали) родителей. Всякое «образование» калечит человека. Оно в первую очередь вдалбливает ему в голову, чтобы он был верноподданным слугой или царя-батюшки или комиссара в кожаной куртке... Да будет вам известно: я не имею образования, нет у меня ни библиотеки, ни компьютера, ни телевизора... и слава за все Яриле!» Что напоминает это высказывание? Приведем цитату о... Гиммлере: «В свободные часы он составлял специальное руководство по дальнейшему развитию «северной расы». В своей газете «Черный корпус» почти в лирическом духе он предлагает построить хлев, в котором будут размножаться двуногие млекопитающие. 100 000 чистокровных немецких девушек группами по 1000 человек регулярно в сладостном месяце мае собираются в специально отведенных праздничных лагерях. Вечером сюда пускают избранных мужчин для сексуальных целей: каждая девушка должна отдаваться незнакомому пришельцу. Эти брачные лагеря существуют до тех пор, пока все девушки не станут беременными. Каждый год на случном пункте Германия должна получать 100 000 благородных, чистокровных имперских детей». Чем не аналогия с практикой новоявленного волхва Доброслава? Не знаю, кто захочет пойти по столь примитивному пра-россианскому (или арийскому?) пути? И стоит ли загонять себя в дебри сермяжного невежества ради распоясанной хмельной пьянки на праздник Купалы» [2]

К разделу «Доброслава группа»

1. Слово волхва // Советы бабы-яги («газета русских народных целителей»). — М. — 1996. — №3(7).

2. Капков А. Пра-россианство или «откуда есть пошла Земля Русская».

3. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. — 2000.- №1-2.

4. Доброслав. Язычество: закат и рассвет. — Калуга: Калужская Славянская Община. — б.г. — 40 с.

5. Доброслав. Родина-Мать // Наследие предков. — 1999. — №6.

6. Немира В. Новые русские язычники // Ежедневная электронная газета «Утро», 15 октября 1999 г.

7. Викторович О. Древнее золото редко блестит (Интервью с А.А.Егоровым) // Грань, ноябрь 1997 г. — №45.

8. Пятунин Е. Ночь на Ивана Купалу. Языческие праздники стали превращаться в неонацистские шабаши с сатанинским уклоном // НГ-Регионы, 20 июля 2000 г. — №12(56). — Сетевая версия.

9. «Слава русскому херу!». Под барабанный бой и под красным знаменем // Вятский Наблюдатель, июль 2000 г. — №28.

10. Прибыловский В. Русские язычники. Религиозные предпочтения национал-экстремистов // Экспресс-Хроника, 21 февраля 1998 г.

11. Шабанов А. Славянское неоязычество — политический культ в современной России // Православная Тверь, октябрь-ноябрь 1996 г. — №10-11(35-36).

12. Тулаев П. Новый взгляд на древность // Наследие предков. — 1999. — №6.

13. Доброслав. Радость Солнцепоклонника. — б.м., 1999. — 36 с.

Поиск

Журнал Родноверие