"Среди активной части болельщиков, то есть среди фанатских объединений, я думаю, число неоязычников составляет как минимум треть",

заявил председатель Объединения спортивных болельщиков Всеволод АЛЕКСЕЕВ в эфире программы "Вечность и время" на телеканале "Спас"

В.Алексеев указал, что среди молодежи количество неоязычников довольно велико. По его мнению, противопоставить этому нужно активную проповедь православия в этой среде, развеивая мифы неоязычников, в частности, о том, что православие – религия слабых.

В свою очередь отец Всеволод представил портрет современного человека, сочувствующего неоязычеству. По его словам, это человек, у которого нет никакой религиозной практики, который не знаком и с Православной церковью, хотя, возможно, что-то читал о христианстве в интернете.

"У него есть несколько лозунгов, которые ему симпатичны: "Я славлю Правь. Я поклоняюсь настоящим русским богам. Мне не нужно христианство, мне не нужно ничего, что связано с вашей Церковью, властью, государственной системой"

Доцент Свято-Тихоновского православного университета священник Михаил Плотников полагает, что "неоязычество и неолиберализм признают проявления страстей и греха в человеке нормальными, естественными, стремятся их освятить, легитимизировать"

Идея вседозволенности, "делай что хочешь, в этом весь закон", как говорил Алистер Кроули (идеолог оккультизма и сатанизма), – она общая в неолиберализме и в неоязычестве",

отметил он.

Напомним, год назад о том, что "языческие боги вышли из музеев", писал протодиакон Андрей Кураев:

"У нас заработала "машина времени": самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону... Как итог мы видим совершенно безумное с христианской точки зрения поведение российских туристов: оказываясь за границей, они начинают участвовать во всех местных обрядах – индуистских, ламаистских и вообще каких угодно... Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы – за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах. Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается"

Отметим, что за последние годы неоязычники не раз "отметились" осквернениями православных святынь, памятников и тому подобными выходками.

"Согласны ли вы, что неоязычество превращается в серьезную проблему? Сталкивались ли вы с нею сами? В чем, на ваш взгляд, причины его распространения?"

с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:

Любой человек ищет защиты и помощи у Бога. В том числе и многие спортсмены накануне соревнований (и не только) приходят в храм, чтобы получить благословение священника или духовного лидера другой конфессии.

Между прочим, в христианстве, – вообще в духовной жизни, – и в спорте много общего. В спорте есть тренер, который подсказывает, как правильно разыграть ту или иную комбинацию. В духовной жизни – наставник. Он учит, как расти духовно.

Важно, что верующие люди, а среди них есть и спортсмены, помнят слова Спасителя: "Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них". Кстати, на олимпиаде были священники, была молитвенная комната, куда приходили и совершали молитву спортсмены. Но практически не известно случаев, чтобы спортсмены с мировыми именами поклонялись каким-то языческим божествам. Они всегда были с Богом и черпали свои силы свыше.

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Сам я не сталкивался с этой проблемой, и, на мой взгляд, это показатель того, насколько она серьезна.

Бывает, люди чем-то увлекаются, у них возникают сомнения, но, я думаю, это поветрие среди молодежи рано или поздно пройдет, как и любые увлечения.

А почему они увлеклись неоязычеством – другой вопрос. Когда образуется духовный вакуум, люди думающие пытаются найти определенный смысл в жизни, в происходящих событиях. Если они не могут сделать это традиционным путем, начинается поиск, в данном случае – чего-то необычного, эффектного. Особенно это присуще молодежи.

Я думаю, это поветрие не представляет серьезной угрозы для нашей молодежи и скоро сойдет на нет. Хотя, конечно, определенную работу среди молодежи проводить нужно. Необходимо объяснять элементарные вещи. Это заблуждение, что православие – религия слабых. Как раз православие формирует внутреннюю силу человека, твердые жизненные принципы. Язычество, неоязычество – это для людей, плывущих по течению; неспособных принять решение, сделать нравственный выбор. Если доступно это объяснить, думаю, молодые люди поймут.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

У меня нет личного опыта, благодаря которому я мог бы утверждать, что неоязычники представляют какую-то силу. Хотя я, конечно, слышал о нескольких нашумевших делах с их участием. Но похоже, это движение и впрямь укрепляется и развивается. Православие в нашей стране еще не настолько окрепло, не завоевало должного авторитета, чтобы активно оказывать влияние на такие молодежные движения. Для молодежи привлекательнее активные действия, к которым призывает неоязычество.

Правда, когда ты что-то делаешь, нужно думать о последствиях своих поступков. А этому неоязычество как раз не учит. Но для молодежи характерно не задумываться о последствиях. Поэтому для нее так привлекательны эти разрушительные настроения.

К тому же здесь играет роль недопустимо низкий уровень образования в школах. Наш народ выбрал свой исторический путь, ту веру, которая на протяжении тысячелетия формировала его национальный характер, культуру традиции, обычаи. Эта вера образовала нашу государственность, благодаря ней наш народ выходил победителем на всех исторических этапах своего развития. Молодые люди не знают и не понимают, что тысячу лет назад, когда князь Владимир сделал свой исторический выбор, православных на Руси было гораздо меньше, нежели язычников. Но почему-то "могучие" язычники тогда отступили.

С помощью массовых манипуляций – в том числе байками об "исконных богах" и прочем – людей подталкивают к разрушительным действиям. Мы не умеем говорить об этом достаточно убедительно и громко – в этом наша слабость. Нам этому нужно учиться, не теряя времени.

Протоиерей Александр ДОБРОДЕЕВ, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Христианство – это религия сильных духом людей. Сильных своей жизненной позицией, своей активностью. А неоязычество – это как раз религия слабых. Там культивируется расслабленность, полная неспособность чем-либо заниматься кроме удовлетворения своих страстей. И дух современного мира как раз наполнен этим, – как американцы говорят, "картофельное пюре на диване", – то есть какая-то теплая, большая и мягкая масса.

Если общество не будет воспитывать крепких людей, на которых можно опереться во всех отношениях – в семье, армии, спорте, то вырастим кучу навоза, с которой можно делать что угодно. Видимо это тенденция всего мира – сделать из людей послушное аморфное нечто. Именно это называется либерализм, демократия, неоязычество и т.п.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Неоязычество неоднородно: это совокупность различных направлений, причем у них нет ни устоявшейся религиозной практики, ни вероучительной системы. Это вообще не совсем религия. Конечно, мы в Синодальном миссионерском отделе следим за ситуацией – как в регионах, так и в целом этой среды.

Нетрудно понять, почему футбольные фанаты часто становятся неоязычниками: всегда удобна такая религия, которая не требует от человека нравственно совершенствоваться. Правда, эта "религия сильных" как-то не очень помогла нашей команде на чемпионате мира по футболу.

Священник Николай СВЯТЧЕНКО, Председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:

Я думаю, не стоит приписывать неоязычеству больший вес, чем оно имеет. Все-таки это движение не слишком широко распространено даже среди молодых людей. Но я знаю совершенно точно – оно распространяется не только среди фанатов, но и в спортивных клубах, – в основном бойцовских. И это и впрямь происходит из-за незнания основ христианского мировоззрения.

Духовный вакуум молодежь стремится чем-то заполнить – хотя бы суррогатом религии самого нелогичного, нерационального содержания. Хотя можно было бы и задуматься: если уж наши предки еще в X-XI веке отказались от язычества, – может, у них были на то веские основания?

Мы должны проводить просветительскую работу среди населения, не принуждая молодежь становиться православными, но предоставляя им альтернативу. Нельзя допустить, чтобы молодые люди становились жертвами ложной пропаганды.

Священник Андрей ПОСТЕРНАК, Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Думаю, проблема связана не с религиозным сознанием, а с модой. Для тех молодых людей, у которых нет ценностных ориентиров, вполне естественно увлекаться тем, что внешне кажется привлекательным, связанным с силой духа, якобы с историческими традициями, идеей сверхчеловека. Все связано с единой общей природой человека, который живет, как правильно сказал отец Михаил Плотников, определенными страстями, и который довольно плохо представляет себе не только христианскую, но и вообще религиозную практику.

С этой точки зрения мусульмане и иудеи вызывают больше уважения: они-то понимают во что верят, как и почему. А неоязычество нарастает там, где у людей вообще нет никакого представления о том, что такое религиозная жизнь, религиозные обязательства. Им не столько проповедовать надо, сколько просто просвещать.

И, конечно, это связано с определенной социальной средой. Например, футбольные болельщики или по другим интересам объединенные люди – у них нет глубокой укорененности в традиции, но они чем-то увлечены в силу определенных обстоятельств. Если обстоятельства изменятся, то и увлечение пройдет. Футбольные болельщики начинают сами решать проблемы тогда, когда бездействует власть, что неоднократно мы уже наблюдали. Если власть активно ведет за собой эту определенную часть общества, то и вопроса не будет. Так что я вижу проблему организационную, просветительскую, общественную, которую надо, конечно, решать.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Проблема, конечно, есть. Мы-то понимаем, что у неоязычества будущего нет, потому что вместо традиции у них фальшивка. Все их источники не старше ХХ в. Та же Велесова книга – подделка, что давно доказано наукой. Ну а даже если вдруг нашли бы неоязычники действительно древние рукописи... Христианство же не случайно вытеснило язычество по всей Европе. Ведь Киевская Русь искала свое место, как сейчас говорят, в глобальном мире. Искала себя в различных религиозных системах, которые окружали ее.

Христианство – это победа над духами природы, выход на уровень Единого Творца природы, которому подчиняется все. А у язычников в лесах свои духи, в реках свои. Все населено непонятно кем. Языческая мифология вообще довольно примитивна. Христианство стоит существенно выше.

Так чем же берет язычество молодых парней? Во-первых, это попытка объявить христианство племенной религией. По их словам, поклоняться "распятому трупу еврея" – ниже их достоинства. То есть они пытаются перевести христианство из мировой религии на уровень чего-то простейшего. Во-вторых, древнейший подход: мол, у каждого народа свои боги. Народ сильный – и боги сильные, и наоборот. Их разглагольствования о славянских богах – это просто мечта о сильном народе с сильными богами. Опять примитивизация. Ну и вдобавок язычество же – это не вера в собственном смысле: обожествление природных стихий мало чем отличается от атеизма. "Подкрасить" материализм проще, чем пробиться к вере.

И еще: не случайно в свое время свастики-"коловраты" стали очень популярны у неонацистских группировок в нашей стране. Нацизм используется неоязычниками, – а болельщики не исключение, среди них хватает националистических горячих голов. Кстати, в Одессе в сжигании людей в Доме профсоюзов участвовали футбольные болельщики-националисты. Так что нацизм сродни языческим настроениям, которые не подразумевают великих истин, а вот простые лозунги типа "бей жидов – спасай Россию" – это пожалуйста.

Христианство – это удел слабых? Это же просто смешно. Александр Невский, генералиссимус Суворов, адмирал Ушаков – хороши "слабаки". А они все были очень верующими, и вера им помогала. "Претерпевший до конца, тот спасен будет" – так сказано в Евангелие. Но язычники же не читают Евангелие, им это неведомо.

Так что главный способ борьбы с неоязычеством – преодоление религиозной безграмотности. Нам нужно показать в христианстве основу нашей духовной и национальной культуры. До принятия христианства и русского народа не было, а было множество разных племен. Тут просто нужно просвещение, нужны элементарные знания.

Альбир-хазрат КРГАНОВ, Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России:

Сейчас время забвения нравственных и духовных ценностей. К сожалению, люди все больше превращаются в материалистов, и духовное начало отошло на задний план. Именно в такое время на смену традиционным воззрениям и ценностям приходит в той или иной форме язычество.

Мне приходилось общаться с такими ребятами. Я бы не считал их угрозой, среди них тоже много адекватных людей, которые требуют к себе внимания и обделены им со стороны традиционных институтов Нельзя отвергать этих людей, надо стараться их вовлечь в русло традиционных конфессий. Люди нуждаются в сопричастности к развитию истории, жизни отечества. Просвещение нужно молодежи. А закрываться в своих храмах, не признавать их и клеймить легче всего. Нужно находить общий язык.

Если человек отказывается от Бога и Его откровений, придумывает себе своих богов, он идет по пути сатаны. Потому-то из среды неоязычников часто подбирают себе "кадры" сатанисты. Молодые люди должны знать об этой опасности.

Мы с моим коллегой по Общественной палате РФ отцом Всеволодом Чаплиным обсуждали эту проблему и намереваемся осенью провести встречу с лидерами этих организаций, пообщаться, постараться понять, чего они от нас ждут, чтобы быть полезными им, привлекать их в русло традиционных институтов.

Верующие традиционных конфессий как раз не могут быть слабаками, т.к. надо иметь большое мужество и внутреннюю силу, чтобы идти путем посланника Божия, это нелегкий труд. А вот отказаться от этих правил и восвояси пойти – это путь слабых, и именно его выбирают неоязычники.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

Честно говоря, еще не сталкивался с неоязычеством, но мы, мусульмане, очень активно взаимодействуем с Русской Православной Церковью, и в беседах с моими уважаемыми коллегами я не раз слышал о проявлениях неоязычества. Оно и в самом деле становится серьезной проблемой. Скорее всего, в ближайшее время мы ее будем обсуждать на комиссии Совета при президенте РФ по вопросам религии.

Традиционные религии призывают человека следовать предписаниям, которые даны Всевышним. По этому поводу некоторые норовят обвинять их в консерватизме. Видимо, нравственность, духовность таким людям чужды. Им хочется иметь какую-то свою идею, чтобы не следовать фундаментальным ценностям, которые представляют традиционные религии.

Сейчас же многие ищут себе "удобную" религию, которая не заставляла бы прилагать усилия и не призывала к следованию морально-нравственным ценностям. В исламе тоже есть похожие взгляды, их называют "евроислам", – мол, главное соблюдать обрядовую сторону, а остальное неважно. Это, кстати, сопровождает сегодня глобализацию, что не может не вызывать чувства тревоги.

Фагим-хазрат ШАФИЕВ, муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России:

Скорее всего, причина в том, что молодежь в поиске путей самореализации наталкивается на распространение разного рода оккультных и деструктивных явлений, в том числе неоязычества. По логике определенной части молодежи – чем чуднее, тем моднее. Это же возраст протеста, юношеского максимализма. Насколько мне известно, многие только до определенного периода состоят в этих сообществах ради какой-то романтики, потом происходит переосмысление.

Конечно, нам нужно спасать нашу молодежь: иногда даже в шуточных и временных увлечениях кроется опасность, люди отрываются от нравственных, духовных и социальных связей. Деструктивные сообщества пытаются оторвать людей от собственных корней, – это угроза любому государству.

Традиционные конфессии не должны игнорировать эти угрозы. Безобидные лозунги заканчивают тем, что люди себя объявляют государством в государстве, пытаются отрицательно влиять на подрастающее поколение, создавая свои сообщества. Наша задача не давать образовываться культурно-духовному вакууму. Человека силой не приведешь в храм, но надо создавать условия, чтобы люди находили необходимое в традиционных конфессиях, а это нам под силу.

Виктор ЛЕГА, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

Распространение неоязычества связано с модой. Ему следовало бы противопоставить просвещение со стороны Православной Церкви – в школах, в вузах, в СМИ.

А что касается осквернения храмов, мест захоронения и других христианских святынь, то есть уголовный кодекс, который все должны соблюдать, неважно неоязычник ты или нет. Надо действовать комплексно – не только наказывая, но и просвещая и рассказывая. Нужна общецерковная и государственная позиция.

А молодежь такая: любит бравировать, вступать в конфликты, не соглашаться. Язычество в современной форме – это такой подростковый протест против того, что Церковь слишком, по их мнению, близка к государству, а подросток не приемлет идеалы взрослых и противопоставляет православию свою, как ему кажется, более правильную и менее поддерживаемую государством религию.

Так что проблема культурологическая, просветительская и уголовная, и тут нужен комплексный подход.

Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, декан историко-филологического факультета Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета:

Появление различных нетрадиционных религиозных верований в России в наши дни есть, с одной стороны, свидетельство духовного кризиса общества, с другой – серьезных духовных исканий, характерных для значительной части этого общества.

Проблемы, связанные с развитием русского народа, с его демографической, социальной ситуацией, политической неопределенностью, порождают у многих людей, и, прежде всего, у молодежи, желание найти какие-то идеологические и религиозные основания для возрождения идеалов – чтобы русский народ вернул себе ведущую роль в обществе. Эти два явления во многом объясняют возникновение интереса к различным языческим верованиям. Они многим нашим современникам кажутся чем-то заманчивым – скорее всего, по незнанию.

То, что сегодня некоторые наши современники называют традиционной языческой славянской религией, на самом деле – искусственно сконструированный религиозный проект, не имеющим почти никакого отношения к реальным языческим верованиям древних славян. Мне как специалисту известны источники современных неоязыческих верований.

Борис Александрович Рыбаков написал в свое время две замечательные книги по истории язычества: "Язычество древних славян" и "Язычество древней Руси". Существует также подделка, придуманная, видимо, в середине прошлого века и известная сейчас под названием "Русские веды" – якобы древнейший текст на основе некоторых древнейших языческих знаний. На самом деле книги Рыбакова – научные. На их основе наши современники попытались сконструировать некую религию. А "Русские веды", как я уже сказал, вообще подделка, датированная 50-ми годами и, естественно, не имеющая никакого отношения к древности.

Современное неоязычество, все эти волхвы, праздники Ивана Купалы и Солнцеворота, – всё это когда-то начиналось как развлечение русской интеллигенции, а теперь переросло в религиозно-политическую идеологию и даже некую структуру, которая якобы противостоит христианству.

Велико ли значение этого явления? Не думаю. Большая часть людей, увлекающихся неоязычеством, – молодежь, чаще всего – не очень образованная, подпитывающаяся несерьезными нереальными мифами. Когда эти люди повзрослеют, они избавятся от своих увлечений.

Наш народ возрос на совершенно иных идейных и религиозных основах, прежде всего – на основе православной веры. Всем хоть как-то разбирающимся в отечественной истории понятно, что без православия не было бы и самого русского народа, России. Придавать серьезное значение неоязычеству, на мой взгляд, не стоит. Мне кажется, это временно.

Но, естественно, необходимо показывать молодежи всю ложность этого движения, не имеющего, повторюсь, никакого отношения к реальному историческому язычеству и вообще к реальной отечественной истории.

Поиск

Журнал Родноверие