Рубашка

Рубашка является не только предметом одежды, эстетическим фактором, но выполняет определенную магическую функцию. Весь процесс, связанный с изготовлением рубашек, их одеванием и ношением, сопровождался целостной системой четко определенных действ и обрядов. До наших дней дошло поверье , что одетая наизнанку нательная рубашка – верный признак того, что ее владелец столкнется с неприятностями, особенно это касалось детей.

Для невесты было за святую обязанность подарить вышитую рубашку своему суженому. Юноша заранее готовила вышиванку, строго соблюдая каноны. При ее пошиве пользовались определенной системой обереговых функций. Особенно это касалось нанесения узоров. Садясь за вышивание, девушка обращалась к святой Пятничке [ Мокоши ] – за помощью, прося у нее «спора и таланта».

Процесс вышивания, как правило, сопровождался напевами. Считалось, что вышиванка, изготовленная под мелодическое сопровождение, принесет ее владельцу долголетие, счастливую судьбу и удачливую супружескую жизнь. Наибольшее внимание концентрировалось на украшении нагрудного расшива – эти узоры должны были оградить владельца от «плохого глаза» и темных сил. Этой цели служили и сетки на концах рукавов и горловины.

Пыльцы, с помощью которых стягивается воротничок, сукали из цветных шерстяных нитей, на которых с обоих концов пристраивали кисточки. Они также выполняли осторожную функцию (как в мужских рубашках, так и в женских блузах).

Четко определялись дни изготовления рубашек. Не полагалось краять полотно и шить его в субботу [ день Костного Бога ] . Лучшим же днем ​​для шитья считался четверг. По поверью , такое изделие будет долго носить, а его хозяин, если рубашки никому не одалживать, доживет до глубокой старости.

Рубашки были обрядово-праздничные и обыденные. Когда начиналась, например, жатва, женщины наряжались в специально изготовленную одежду: из отбеленного тонкого полотна, с небольшими узорами – белыми нитями по серому или серыми по белому; разделение было украшено кружевом. Из-за жары работали в самых рубашках, без юбок. Кое-где так называемые жатвенные изделия готовили каждый год, а в других регионах приберегали предыдущие. Когда же шли вымачивать коноплю, то одевали более толстые, то есть серые рубашки, которые не так пачкались и были теплее.

Каждая юноша заранее запасалась «венчальной рубашкой»: на холсте вышивала немало узоров гладью или крестиком; красочность должна была уберечь молодую «от звездочек». Такую рубашку хранили на протяжении всей жизни, одевая ее только в большие праздники или торжественные события (когда выдавали замуж дочь или женили сына). Нередко именное изделие переходило по наследству дочерям или внучкам и считалось «самым дорогим приданым». Когда же девушка выходила замуж, то должна сама вышить также не менее 10-12 праздничных и повседневных рубашек.

Многие верования были связаны с одеванием рубашки. В древности новорожденных заворачивали в старый наряд папу, если это мальчик, и в мамин, если это девушка. Когда малыш научился ходить, то меняли белье по субботам. На Полтавщине считалось, что одевать чистую рубашку в воскресенье утром – то для Бога, днем ​​– для людей, а по заходу Солнца – на нечистого. Не хорошо было делать это в понедельник [ Марин день ] , для женщины – это на смерть мужчины.

Чтобы к ребенку не пристал сглаз, на Черниговщине, выходя на люди, одевали рубашки «пазухой назад»; если же болезнь приставала, то, по свидетельству П.Чубинского, одежду младенца сжигали. От едва начавшейся лихорадки больной сбрасывал на двор рубашку, навершал ее каким-то тяжелым грузилом и бежал, не оглядываясь, в дом, чтобы одеть новую; старуху можно было использовать через день. На Подолье верили, что болезнь может перейти от человека к человеку, если женщины стирают белье на одном камне.

А также всем известное изречение утверждает об обереговой функции рубашки: «в рубашке родился».

Брюки

Еще в начале прошлого столетия эта одежда определяла социально-возрастную зрелость. Иметь собственные штаны означало «перейти в холостячество». Обычно это происходило в пятнадцатилетнем возрасте .

На нашей территории эта одежда известна очень давно. Грек Юлий Полидевк ( II в. н.э.) упоминал о таврах и скитах, которые носили шаровары. То же свидетельствовал историк Прокопий.

Самые известные два типа штанов – собственно штаны с узкими штанинами и шаровары. Первые крепились к телу с помощью вшитого внутрь очка. Праздничные же шаровары сверху связывали длинным и широким поясом. Ими пользовались преимущественно парбуки.

Брюки были в основном белого цвета. Но сбоку ушивались цветные полоски – особенно в ногавицах (гачах), бытовавших на западе Украины. Материал, крой и способ ношения не только несли возрастной признак, но и свидетельствовали о социальном положении.

Немало поверий связано с изготовлением брюк. Считалось, если мать начинала их шить впервые своему сыну, то подобало это делать в один присяд — "чтобы парню было легко найти невесту".

Очки, пояса и череса имели также обереговую функцию, их изготовляли из определенных материалов, украшали соответствующими цветами. Не случайно раньше штанины в льняных штанах также стягивались очкурами.

Запаски и плахты

Основной женской одеждой была длинная рубашка, вышитая узорами. По причине эстетики и кукибливости каждая юноша пользовались промежуточными формами одежды. Самыми распространенными были запаски и плахты.

Запаски изготовлялись из двух узких шерстяных пил. Задняя ткалась шире. Надевали запаску так, чтобы по бокам и спереди просматривала рубашка. Плахта же имела цельную – сшитую из двух пил полотно. Ею обертывали состояние с таким расчетом, чтобы наружный конец приталивался спереди (нередко его преломляли и привязывали к передку).

В каждом регионе были свои разновидности этой весьма употребительной одежды. Пользовались им преимущественно девушки и девушки. Последние делали это для того, чтобы «продлить юный возраст»: эта одежда действительно отличала талию.

Запаски и плахты пышно украшались разнообразными узорами, ведь цвет и стилизованный рисунок выполняли защитную функцию. Этой же цели служила и кромка – как обереговый круг, которой постоянно подвязывали бедренную одежду и вышитый пдиль рубашки, который должен выглядывать из-под запаски.

Сети

Как праздничные, так и обычные рубашки пышно украшались сетками или кружевами. На девичьей и женской одежде заключительные берега – шея, пазуха, рукава и разделение – обязательно обшивались сетками (растительных или геометрических узоров) или вышивались.

Эти рукотворные изделия находятся не только на одежде. Сетевая вышивка широко использовалась и на наволочках (прошви) и простынях, полотенцах, которые ими увешивали окна и двери, и даже на носовиках. Все это воспроизводило магический микромир самосохранении отдельного человека и семьи в целом.

В повседневной жизни вещи бытового обихода производились в четко определенные периоды, даже дни, а то и часы. Только в таких условиях они могли обеспечить обереговые функции. То же самое касалось заготовки и изготовления красителей. Травы и корни, из которых делали краску для цвета нитей, собирали в отдельные праздники, в основном накануне Купала. Лучшим зелом считалось то, которое брали к восходу Солнца и в самых глухих зарослях. Старшие женщины, прежде чем сорвать растение, раздевались наголо, читали молитву к восходу Солнца и только тогда брались за работу. Листья и корни рвали не голыми руками, а через полотно; «нечистым» женщинам (тем, у кого выпадала в это время месячная) нельзя было идти в лес. Аналогичные предосторожности касались и приготовления барвинков, цвета нитей (лучки), изготовлена ​​полотка и т.д.

Ожерелье (кораллы)

Ожерелье, как и рубашка, выполняло две функции: эстетическую и обереговую, которые в Традиции неразрывно связали между собой.

По своей форме ожерелье напоминает замкнутый круг или венец. Эти самые ритуальные символы присутствуют в древнейших писанкарских узорах, прежде всего в бесконечниках. Поскольку ожерелье предназначено для персонального пользования, одалживать его было нельзя.

По украинскому обычаю каждая девушка и женщина постоянно носили ожерелье, когда выходили на люди.

Чем пышнее, красочнее, с большим количеством резков было ожерелье, тем более магическим считалось оно. Если разорвался разок кораллов, то это предвещало беду или несчастье. Поэтому каждая владелица постоянно следила за ожерельем, хранила его как самое дорогое сокровище. Для юноши было высшим проявлением чувств, когда любимый даровал пышные кораллы. Принять их значило дать символическое согласие на брак.

Дукать

Еще одним обереговым украшением украинских женщин были дукаты (дукачи). Как и кораллы, их носили на шее и выставляли напоказ, чтобы таким образом привлечь внимание, а вместе с тем и отвлечь «злый глаз».

Первоначальными заменителями дукатов были ошейники, изготовленные из глины или камней. Это стилизованные фигурки в форме дерева или хранительниц. Позже, когда появились металлические изделия, распространились серебряные дукаты. С введением христианства рядом с ними соседствовали и крестики (хотя это неоднозначное воспринималось церковью как яркое проявление двоеверия ) .

Китайка

Первоначально это была ценная шелковая ткань голубого цвета, которую привозили из Китая. В Украине из нее изготовляли верхнюю одежду – штаны-шаровары, кафтаны и т.д. Впоследствии похожую ткань начали изготавливать из хлопка и местные мастерицы, окрашивая ее в другие, преимущественно красные тона.

Китайка использовалась не только для практических, но и для обрядовых нужд. Когда казак отправлялся в поход, матери или любимые дарили своим победителям платки из китайки как своеобразные обереги. Но чаще всего китайка использовалась в похоронном обряде: у нее повывали мертвое тело, кое-где – накрывали только головы, а кое-где – и покрывали гроб.

Итак, китайка имела назначение грустное, но одновременно ее присутствие оставляло покойнику в дальнем краю память по материзной.

Оброк

Сейчас немногие знают об этом обряде. В последний раз им пользовались в полесском селе Берестя зимой 1943 года. Когда большевистское командование мобилизовало новобранцев, жители вспомнили древний обряд, который должен помочь воинам вернуться домой живыми.

Молодые и девушки вечером снесли в один из жилищ стебли льна, высушили их, помяли , приготовили пряжи и навили ею ткань [ ? ] . Пока ткали полотно, мужчины отправились в лес, срубили древесину и начали готовить «фигуру» – ритуального креста. На рассвете до восхода Солнца ее пришлось закопать в центре села и перевязать однодневным полотном, изготовленным в течение ночи. Затем садились за стол, и с восходом Солнца каждый произносил пожелание, чтобы сын, брат или муж счастливо вернулся домой.

Этот обряд происходит от княжеских суток и называется «оброком». В древних рукописях упоминается, что в киевском придворе бытовал ритуал: когда князь собирался в дальний поход, прислуга, преимущественно девушки, должна была в течение одной ночи изготовить костюм, который, по поверью, убережет его владельца от смерти.

Крайка

Сейчас эти элементы одежды уже не используются, хотя были в начале ХХ ст. в широком употреблении. Особую славу снискали кролевецкие хлопчатобумажные изделия с яркими поперечными полосами.

Кроме тканых, широкую популярность приобрели и плетеные кромки из хлопчатобумажных нитей или шерсти. Женские изделия, в отличие от мужских поясов, были короче и уже. Ими подпоясывали плахты, запаски и фартуки. Кроме практического применения, кромки и пояса выполняли обереговую функцию как магического круга, с помощью которого защищался человек от злого глаза и темных сил. Этой цели служили и материал, из которого изготовлялась кромка (шерсть), и цвета (красный, синий и зеленый), и кисти, обязательно присутствующие на обоих концах.

К обереговым ритуалам относились и способы связывания кромок . У девушек концы должны были свисать спереди, а у замужних молодиц и вдовиц – с левой стороны или сзади (пожилые женщины кромками, как правило, не пользовались).

Особого внимания заслуживают изделия для свадебного обряда. В центральных областях Украины молодая специально ткала для себя белый с красными полосами пояс-полотенце. Кроме того, она готовила подобное, но значительно более широкое изделие и для молодого (на Полесье – это красный пояс «от несчастья», на Полтавщине – с обильной вышивкой, которая должна была приумножать мужскую силу).

Кроме тканых и плетеных из шерсти, среди горцев, прежде всего гуцулов, широкой популярностью пользовались кожаные череса (букурийки). Они имели несколько пряжек, украшались плетением, разнообразными пуговицами, цветной кожаной тесьмой, узорчатым тиснением и другими украшениями, выполнявшими защитную функцию. К чересу привязывали кошелек и, кисеты, некоторую утварь и даже металлический топорик. На Поднепровье и Полесье своеобразной разновидностью мужских поясов были очкури – узкий кожаный или вплетенный из льна или конопли поясок. Его вшивали в пояс и при необходимости стягивали. Нередко, отправляясь на дальние ловли или лесо сборники, мужчины связывали на голую поясницу льняные очкури как магический обереговой круг. Этими оберегами пользовались также казаки (крайки или т.н. слуцкие пояса), чумаки (чересы с калитой) и пастухи.

Также нередко на этих выборах были разные эмблемы и инициалы владельца.

Пострижины

Обычай делать постриги детям очень древний обычай и доходит до дохристианских времен. В Лаврентьевской летописи, в частности, читаем: «И были постриги у великого князя Всеволода; в тот же день и на коня его посадили; и была радость велика в граде…»

Если девочкам совершали постриги один раз, то мальчикам каждый год, преимущественно на именины. С этой оказии приглашали ближайших родственников, а также повитуху и крестных. В одних случаях постриг был символическим (отрезали чуть-чуть волос с четырех сторон: спереди, сзади и у ушей), в других – чуба стыла полностью; в древнейшие времена это делали с помощью топора, а потом стали использовать ножницы.

Кроме обычных пострижин, были и обрядовые, то есть своеобразное посвящение «на пол свой». Для девочек – это первое заплетание косичек, а для мальчиков – «на признание мужского пола» (3-4 года), «на пастушка» (5-6 лет), на члена «парубочьей общины» (когда пробивались усы). После первой пострижи ребенку устраивали купель, настоянную на любистке, материке, ромен-зилле, а воду из волос выносили в садик и выливали на куст любистку.

Более поздние стрижки носили более торжественный характер. Приглашали гостей, мальчика сажали на конопляные мычки или на вывернутый шерстью кожух (символ состояния); в одних регионах кожуха стелили судьбы, в других – на скамейке или пенной деже. Трижды подняв именинника к потолку, именинника сажали, и подстригайло (старший в семье или крестный) отрезал волосы. При этом отец должен был положить на кожух несколько копеек [ в обычае дарить деньги и сажать на кожух на стрижки можно провести параллель с аналогичным свадебным. – В.К. ] .

Какого-либо единого обряда пострижи для всей Украины не было. В каждом регионе бытовали свои особенности. На Холмщине делали по стрижке сразу после рождения, на Полтавщине – по первому году жизни, на Черниговщине – третьего года, на Херсонщине – только на седьмом году, когда уже появлялись новые зубы. Гуцулы постригали детей у мест по семьям. Поскольку человек, по верованию, должен принести на Тот Мир кусок своего тела (волосы или ногти), то мать, взяв на руки ребенка, несла обтянутые волосы в домашний угол, чтобы на Тим Свете вновь знало, откуда его взять.

Вообще почти всюду люди пытались сохранять первое пострижение. Причем, как утверждает П.Чубинский, девочки клали под вербу, а мальчишки запирали в амбаре. На Полесье после каждых пострижин владелец собирал свои волосы в тряпку и закапывал под амбаром, сжигал в печи или лежанке, рассевал в саду, бросал под скот или в бегущую реку.

Кроме «именных пострижин» в Украине имели место и «осенние» – на Семена (14.09. по н.с.). С принятием христианства как раз на этот день приходилось Новолетие. Сохранились свидетельства, что на Семена нужно «стричь детям первые волосы и варить кашу для рожаниц». А.Воропай утверждал, что до христианства день был посвящен Роду и Рожаницам, как следует из второй части утверждения.

Кроме именных или обрядовых, были и повседневные стрижки, то есть в канун великих праздников. В Украине самые известные четыре способа пострига: «в кружок», «в закаблучко», «под скопку», «под польку». Распространены были и пострижены «под скопку» и «селедка» (эти две преимущественно носили воины).

Однако за Русской Правдой Ярослава Мудрого стриженная голова была признаком рабства. За умышленное искание друг другу волосы на голове или бороде: «12 гривен, а князь казнит…» В общем, чуб и усы были особой гордостью украинских парней и мужчин.

Существовал обычай: когда мальчика впервые отводили в школу, то накануне святого Наума (14.12. по н.с.) крестный также делал стрижки «в науку». Также упоминается обычай поджигать волосы, чтобы ребенок не боялся грома.

Усы

В древнейшие времена участвовать в вечерницах могли только те, кто сдал экзамен на «посвящение в холостячество». Строгими экзаменаторами были старшие по возрасту ребята. Перетендент на посвящение должен был публично подтвердить свои возможности танком, исполнением песни или другими формами мальчишеской удачливости [«удаль» — мужское начало], которые впоследствии завершались магоричем. Но самым первым и главным доказательством должны быть «собственные усы». Следовательно, усы также были не только возрастным признаком, но и важным элементом индивидуальности.

Известен и такой исторический факт. В одном из военных походов Петр I пригласил в свою палатку Ивана Мазепу. По свидетельству летописцев, царя очень раздражали пышные гетмановые усы. Изрядно выпив, «русский медведь» набросился на Мазепу и вырвал часть усов. Это было очень большим оскорблением гетмана.

Девичья коса

Конечно, коса была не только украшением, но и символическое значение. Юноша, не сохранившая свою девственность, не имела морального права носить косу (правда, некоторые исследователи утверждают: заплетание косы – более поздний обычай, в глубокой древности украинские девушки носили расплетенные волосы, разделенные посередине).

Право на ношение косы традиционно контролировало общество. На Левобережной Украине ребятам разрешалось публично отрезать косу юноше, потерявшему целомудрие. В Западной Украине – обесчещенную девушку выводили на площадь, где старейшина публично отрубал ей косу и покрывал голову платком (отсюда и термин «покрытие»).

Как уже было сказано, девушки делали постржины только один раз. После этого матери и бабушки постоянно следили за их волосами: смывали его настоями благоухающих трав и расчесывали. Как только дочери созревали определенного (шести- или семилетнего) возраста, им заплетали первые косички. Кое-где по этому случаю приглашали дядю или других близких родственниц, устраивали ритуальные действа. Заплетая косу, произносили поэтические пожелания: «Девка – вверх, коса – вниз». С появлением косичек их владелица уже считалась подростком. После этого дочерей приучали самостоятельно ухаживать за косой.

В разных этнографических зонах были и общие, и отличные способы заплетания косы. На Левобережье праздничной прической считалась одна свисающая коса, а в будни заплетались две, которые упражнялись под венчик или скручивались «в венок». На Правобережье на праздники заплетали волосы в две косы. В канун праздников юноши собирались в группы и делали друг другу затейливые плетения, нередко добавляя в косы цветные нити или шерсть – т.н. сплетни. Кое-где заплетали волосы в четыре (ботушки) и больше косичек (мелочи). На Полтавщине выплетать мелочи можно было даже молодицам в течение первого года супружеской жизни.

Высказывания "расплести", "распустить" или "расчесать" косу означало выйти замуж. В традиционной свадьбе существует обряд расплетения косы [ чит. соответствующую статью ] .

Если на восточных территориях молодую расплетали на пикной деже, застеленной вывернутым кожухом, то среди гуцулов был другой обычай. Свекор привязывал конец к специально вправленному в стенку колышку, а молодой, танцуя с дружкой, вынужден был одним махом отрубить ее топориком. Если кончик отсекется с первого раза, то счастлива судьба супругов, а если не повезет этого сделать – несчастливой.

С переходом в женщины, коса уже теряла свое предыдущее символическое значение. Для женщины подобную роль играли головные уборы: чепец, наметка и скатерть. Однако уход за волосами оставался тщательным. Считалось, что женщина, легшая спать, не убрав волосы, навлекла гнев домового.

Расчесывание волос или заплетение их в косу – отдельный ритуал, для которого использовали специально изготовляли только в нескольких регионах, прежде всего на Полтавщине. За их отсутствием, часто расчесывались гребенками, которыми мыкали лен или конопля. Нехорошо было делать это после захода Солнца.

Поиск

Журнал Родноверие