Венок

Раньше по всей Украине молодую на свадьбе одевали вместо фаты в свадебный венок (венец), устраивая специальную обрядовку – «девичник», на который сходились подружки и плели из барвинка и руты-мяты венок под сопровождение специальных песен.

Даже если родители покупали свадебный венок своей дочери (при Киевской Лавре работал специальный промысел по их изготовлению – венки делали из бумажных и восковых цветов тамошние монахини), девушки на девичнике обязательно добавляли барвинок, руту-мяту и другие цветы, которые выполняли обереговые функции (как и сам венок)

Традиция изготовления венков уходит в глубокую древность. Как только таловодили опушки и земля проклевывалась первыми цветами, подростки и девушки выходили на луга, плели венчики и, надев их на головы, водили хороводы, которыми встречали приход Весны. Юнка, не имевшая венчика, лишалась права участвовать в обряде.

Как только появлялись полевые цветы, девушки устраивали коллективные походы на винкоплетины из дикорастущего мака, полевой розы и т.д.

Трижды в год – на весеннего Юрия [ Ярилу ] , Русалии (Зеленую неделю Троицы [ перед Купалой ] ) и Купала – девушки носили на голове веночки из живых цветов. Чтобы обеспечить обереговые функции венка, в него вплетали полынь, любисток, то и даже зубок чеснока.

В ночь на Купалу, кроме именного венчика, юноши брали еще два. По окончании действа их пускали за водой с зажженными свечами. От того, как «вели себя» венки – соединялись или расплывались в разные стороны – их владелицы предсказывали будущую супружескую жизнь.

Широкое использование венков даже зимой заставляло девушки запасаться цветами на целый год. Девушки каждый год – накануне Покрова – вместе шли в лес с песнями брать барвинок.

Венок – все тот же символический обереговой круг. По давней традиции, венчики и их разновидности (кокошники, ветки, уплетки, венцы- митры ) имели право носить только девушки [а как же дубовые венки для парней? ] .

Как только подрастали девочки, они первым делом перенимали опыт у старших плести веночки из живых цветов.

Ленты

Хотя ленты как элемент девичьего наряда, появились очевидно в эпоху пути «из варяг в греки», то есть активного торгового сношения, они быстро стали национальным украинским признаком.

Первоначальное ленты не связывали к веночкам: для этого делался специальный обруч из лубка, который обшивали или оплетали биндом и привязывали несколько лент. Уходя на работу, юноши оживляли свои «короны» живыми цветами, по праздникам девушки связывали головы лентой, а концы ее спускали на спину. Затем к ним пристраивали остальные ленты. Поверх лент отдельно накладывали венчик. Также ленты связывали , когда водили хороводы, встречали Весну, на вечерницах или свадьбах. Впоследствии ленты начали использовать как обязательный элемент при заплетении косы.

Лентами девушки ограждались не только от «недоброго глаза», но и от русалок. Выйдя замуж, женщина уже не имела права использовать ленты.

В древнейшие времена считалось благородным обычаем среди парней дарить девушке ленты-банты или бусы накануне Меланки, Пасхи и Зеленых праздников. Такой подарок свидетельствовал о серьезных намерениях молодого человека относительно своей любимой. Девушка, если подарок приходился по душе, должна была «отдолжать» пасхальными писанками или носовым платком.

Дымка

Этот головной убор в каждом регионе имел свое название — наметка, переметка, завивало, рантух, завойка, рубок и т.д. Только в Ровенской области в некоторых глубинных полесских селах пожилые женщины еще не забыли эту давнюю традицию. В селе Круповом до сих пор ткут это полотно.

Изготовление дымки было известно в дохристианские времена. Он использовался в основном в свадебном обряде. Долгой (до пяти метров и шириной в полметра) полотнищем обвивали молодую дважды – перед браком и связывали ею чепец, расплетая косу.

Теперь молодая до самой смерти не расставалась с дымкой. Он ее сопровождал и в потусторонний мир – им обвивали гроб и покрывали покойницу (потом начали использовать марлю, по своим внешним признакам напоминающую рукомесное полотно).

Технология изготовления дымки достаточно трудоемкая. Для этого выбирали особые сорта льна (кое-где конопли), сортировали, пряли тонкую, как паутина, нить только на веретено. Пряжа должна была «выстояться» в течение года, только потом ее навивали и ткали, сопровождая процесс разнообразными обрядовыми действами. Все это придавало полотну обереговую силу. Идя на люди или в гости, каждая женщина надевала на себя дымку.

В бытовой жизни использование дымки было самыми разными. С ним принимали роды, отдаривали названных родителей и молодоженов на свадьбе. В древние времена, чтобы задобрить русалок, девушки вывешивали на березах куски дымки. Но чаще всего его использовали для наметок – женского головного убора.

Из дымки изготовляли скатерть (убрус) – древнюю, известную еще с XI в. женский головной убор, который носили только девушки. Им, в отличие от наметок, не связывали головы , а только набрасывали поверх, а концы спускали на плечи. Он значительно короче, чем дымовая палатка, однако вдвое шире. Дольше всего сохранился обычай носить скатерти в Галиции, Левмкищине и почти на Волыни.

В Прикарпатье (с. Хмелевка Богородчанского района) бытовал такой обычай: после брака с невесты снимали венок, отрезали косы и связывали платком . Лишь после этого покрывали рантухом (тканью длиной до четырех метров), который впоследствии называли пометкой. Это действие сопровождали песней.

Замужние женщины хранили рантух в семейных сундуках. Его одевали, когда умирала хозяйка.

Очипок

В давние времена, если юноша выходила замуж, то должна была обязательно покрыть голову. Ходить простоволосой считалось большим ганджем, поскольку она могла таким образом навлечены всяческие невзгоды на себя, семью и односельчан.

Одним из самых распространенных женских головных уборов был чепец (каптур, капор, кепа, чепак, чепец, чепчик и т.п.). Изготовляли его из драгоценных тканей (парчи, шелка, бархата) вроде челнока или цилиндрической шапочки с твердой подкладкой. Он должен был «убирать», то есть покрывать волосы, а уже поверх них связывали платок , наметку или убрус. Перед тем, как одевать чепец, женщины делали лубяное кольцо (кибалку, обруг, кичку и др.) из скрученного полотна, лика или соломы. Разделив волосы пополам, скручивали их в клочок и наматывали на кибалку. Только после этого одевали чепец.

Молодые женщины, как правило, предпочитали белые изделия, пожилые женщины – черные, а вдовицы, желавшие выйти замуж, – красные. Но в любом случае женщина должна была одеть цепку, потому что ходить простоволосой – значило «засветить волосами». Это выражение, как и «потерять чепца» свидетельствовало о безнравственности женщины.

Платок

Принято почему-то считать, что у нас были традиционными платки красочных цветов, т.н. терновые. Однако они появились где -то в средневековье; заимствованная эта мода, как считают исследователи, была у сербов и болгар, а те, в свою очередь, переняли ее от турок.

Традиционные украинские платки были белого цвета с обязательными элементами геометрической вышивки на четырех концах и посередине. Это свидетельствовали и иностранцы.

В теплую погоду девушки не носили платок – это было прерогативой женщин, которые обязательно должны были прикрывать волосы. Чаще всего платки использовались в обрядовых действах. Давая согласие на брак, девушка связывала сватов полотенцем, а парня – вышитым платком. Поэтому стало обычно дарить ребятам вышить платки как обереги. Также девушка могла подарить пасхальные писанки, завязанные в платок. Гроб погибшего воина покрывали китайкой, а лицо – платком. Даже в наше время самым активным участникам похоронного действа связывают на руки обрядовые платки, символизирующие непоправимую потерю и траур.

Чтобы уберечься от «нечистой силы», ребята приделывали платок в нагрудных карманах, из которых должен был выглядеть померенный кружевной отделкой или вышивкой кончик, а девушки втыкали их под манжеты.

Шапка

Шапка, как платок для женщин, была важным компонентом мужской одежды. В Украине наиболее распространенными были шапки из смушки. Изготовляли их из шкурок молодых ягнят, особенно «выпорок», когда мех получали еще до появления помета. В разных регионах пользовался разными видами шапок: круглыми или стволовыми (Подолье, Левобережье), «Мазницы» (Волынь и Подолье), «Кучмы» (Полесье). Если «мазницы» изготовляли из черного меха, то остальные – из седого. Кое-где в шапках делали боковой распорих и пристраивали красную ленту.

Особенно популярны были решетиловские изделия.

Как свидетельствуют летописи, в частности Изборник Святослава, вся княжеская дружина была одета в смушковые изделия. Также об этом свидетельствует и Збруцкий идол, на котором сверху вырезана шапка.

Традиционно среди нашего народа считалось нехорошим признаком выходить на улицу с непокрытой головой, так же как заходить в шапке в дом, на кладбище, в церковь, садясь за стол, встречая похоронную процессию не снять шапку. Раньше почти повсюду младшие, здороваясь со старшими, снимали шапку или шляпу, а когда это был почтенный человек, даже прижимали головной убор к груди и кланялись (этот обычай сохранился до сих пор в Карпатах). Выражение «ударить шапкой в ​​землю» означало суровый вызов, спор или клятву. В то же время термин «обменяться шапками» символизировал починить отношения или вступить в дружеские отношения.

Хоть шапка была традиционным головным убором даже в теплую погоду, но летом, особенно в жатву, одевали и соломенные глыбы . Преимущественно на Петровку, их одевали косари и вязальщицы , а называются шляпами или шляпами. Особенно причудливо украшают свои кресаные гуцулы, украшая их шерстяными кистями, лентами, заклепками, цветными шнурочками, даже перьями глухаря или павлина. Все эти элементы также выполняют обереговую функцию.

Бытует легенда, что шапкой-невидимкой может сделаться та, которую опрокинули через блуждающий огонек. Такая шапка помогает владельцу проникнуть в самые сокровенные места и найти клад.

Женщина имела право единственный раз одеть мужскую шапку. Разрешалось это делать накануне Сочельника, обойти в ней свое хозяйство и обкурить ладаном конюшню, тик и другие хозяйственные постройки. Этот магический акт должен был поспособствовать благосостоянию семьи, а его исполнители «давал право» в течение года ходить простоволосой (случай уникальный).

Кожух

Кожух в давние времена был наиболее употребительной верхней одеждой украинцев. Состоятельность семьи определяли по количеству и качеству этих изделий.

О выработке кожухов в древности вспоминают Ипатьевскую летопись и «Слово о полку Игореве». В Студийском Уставе 1193 года говорится: «Сделанный из кожи, имеет резы и мантию, а носит кожух».

Кроме повседневных, у хозяйки были и праздничные кожухи. Особенно ценились белые; технология выделки кожи, из которой они шились, была трудоемкой, а сегодня она практически утрачена. Вместе с тем широко использовались коричневый и черный кожухи. Почти в каждом хозяйстве держали овец. Подбирали их по «ведущейся масте». Чтобы знать, какой цвет «идет на руку», хозяин в Чистый четверг вылезал со свечой на чердак, чтобы увидеть домового. Тот, словно должен был оповестить домашних об удачной для них мастине – какого цвета его шерсть, таких и животных нужно держать; когда же он был гол – «то семью обсядут нужды».

Шерсть в народной традиции была именно символом достатка. Не случайно, когда рождался младенец, его сначала клали на вывернутого кожуха, на последнего же сажали и молодоженов, ставили полную пикную дежу, когда готовили каравай. Стоит вспомнить и колядницких персонажей Козу и Медведя, которых наряжали в вывернутые кожухи.

Кожух имел походную одежду: свита, жупан, керея, кунтуш, манта, опанча, сердак, чумарка и т.д.

Сапоги

Первоначальной обувью, конечно, были лапти и лапти, изготавливавшиеся из лика деревьев, преимущественно из липы, вяза и дуба, а также из кожи животных. Впоследствии начали появляться ботинки и сапоги.

По виду сапог складывалось впечатление о человеке. Если в семье подрастала девушка, то родители, прежде всего, собирали средства на обувь. Сапоги изготовляли только мастеровитые люди, специалисты (в отличие от изготовления одежды, которая зависела от самой семьи). Замужние носили сафьяновые сапоги, девушки – парчовые (хотя не всюду придерживались этих канонов).

Настоящим парнем (как, кстати, и девушкой) считался тот, кто лихо умел отбивать закаблуки, то есть умело танцевать. Зять на свадьбе дарил тещи специальные приобретенные сапоги, а она, надев их, припевала.

Следовательно, самым большим проявлением уважение было заказать и подарить сапоги. Дарить сапоги девушке ровно значило связать платком или полотенцем сватов.

Особое обрядовое значение имел и цвет обуви. Общеизвестно, что у украинцев он был красным. По поверью , так же и птицы с красным оттенком ног имели магическую силу «отгонять злых духов». Это же касается и завалинки, пола, обмазки окон и дверей, а также глухой стены дома в красный цвет, красных кромок и китаек, бусы. В дохристианские времена могилы облагали древесинами, которые смазывали красной глиной, чтобы «покойник не вставал и не пугал семью» (этот обычай сохранился до сих пор в некоторых глубинных селах Полесья).

Красный цвет весьма употребим в традиционной украинской вышивке, ткачестве, ковроткачестве, одежде (жупаны), головных уборах (ленты) и писанок. Как известно, пасхальные яйца красили только в луковице, а первоначальный сюжет писанки «Берегиня», дошедший до нас с Х в. тоже имеет красную окраску. Так что красные сапоги должны были отвлечь злых духов и темные силы.

Поиск

Журнал Родноверие