Северное Подляшье как часть этнографического региона Подляшья, входящее в состав Подлянского воеводства республики Польша, — это самая отдаленная к северо-западу украинская этническая территория. Вообще она занимает территорию в основном между реками Нарвой и Бугом. Украинцами, как показала перепись населения 2002 года, считают себя всего 1400 жителей Подлянского воеводства.

На Северном Подляшье, учитывая компактное проживание украиноязычного населения, достаточно хорошо сохранилась народная культура. Одним из интереснейших фольклорно-этнографических явлений является традиционная свадьба. Его общая композиция, обыденность, песенная поэзия, символика вписывается в общеукраинский контекст, причем больше всего общих черт имеет с географически приближенной традицией полесско-волынской свадьбы.

Подлясская народная культура, как и общеукраинская построена на земледельческом хозяйстве, а свадебная обрядность, в частности, имеет отголоски матриархата и древних форм браков – включение или покупка молодой.

Свадебный обряд исследователи разделяют чаще всего на три этапа: предсвадебный , собственно свадебный и послесвадебный . Предсвадебный этап связан с сватовством понравившейся девушки и приготовлением обеих семей к свадьбе, на Подляшье включает в себя допросы, сваты, разбирательства и лады . Собственно свадебный период – это ритуальные действия, направленные на отделение невест от холостяков и присоединение девушки к новой семье. На Подляшье этот этап начинался в субботу, нередко в пятницу, от выпечки караваю , приезда молодого за рубашкой, и занимал обрядовые действия в воскресенье и понедельник, нередко еще и во вторник. Послесвадебные действа окончательно закрепляли создание новой семьи и направлялись на укрепление связей между двумя семьями. На Северном Подляшье это встречи семей, называвшихся пережевинами .

Предсвадебный этап

Сваты (дивоснубы, девоснубы, дувиснубы) . Определившись с выбором невесты, родители парня выбирали среди женатых, уважаемых в общине мужчин маршалка ( маршалок, райко, сват ), чаще всего того, кто отличался красноречием и остроумием. Его обязанностьюбыловедение переговоров.

С маршалком парень ехал к семье понравившейся девушки в сваты . Если семья парня не была уверена, что родители девушки примут сватов, то посылала раньше маршалка или старшее лицо из семьи на допросы . Это была разведка о согласии на сватовство. Если родители разрешали, то парень ( молодой, жених, жених ) и маршалок ехали в сваты.

Войдя в дом, гости не говорили о сути дела, но выдавали себя за купцов и заводили разговор в аллегорической форме: «Нет ли у вас до продажи елки?» – спрашивали хозяев. Иносказательный способ ведения разговора характерен для традиционной свадьбы. В знак согласия родители приглашали гостей на угощение. В некоторых подлянских деревнях парень ехал в сваты с хлебом, которого девушка хранила до свадьбы. В случае отказа отдавала его жениху – хлеб при этом играл роль общеизвестной в украинской традиции «тыквы».

Разбирательства (обзоры, обзорные, осмотрины, смотрины, очагчина). Если сватался парень из другой деревни, родственники молодой ездили к нему в разбирательства. Ехали чаще родители, самой девушке это делать запрещалось.

Целью разбирательств было познакомить родителей девушки и парня, а также осмотреть хозяйство будущей семьи дочери . Родителей интересовало материальное положение семьи жениха и бытовые условия.

Лады (запоины, помолвка). Разбирательства, как и следующий свадебный акт, то есть лады, происходили в четверг. Этот день славянесчиталиднем ​​Бога Громовика, который покровительствовал урожайности и браку, поэтому именно он и признан благоприятным для предсвадебных действ.

Заповедь. После ладов начинался период приготовления к свадьбе. Также тогда давали священнику знак, чтобы объявил заповедь. Невеста не могла ее слушать, потому что «в пшишлоске будут иметь дети глухие», «будут горшки, стаканы и городки сражаться».

Выбор свадебной супруги. Перед свадьбой невеста ( молодежи – молодая и молодая ) подбирали себе лиц, которые будут дружить им на свадьбе. В свадебной жене молодой были: маршалок, сват (старший женатый мужчина, чаще всего крестный отец молодой, который вел свадьбу у молодой), старшая дружка (незамужняя девушка, чаще всего лучшая подруга молодой), старший сват или старший брат (холостой парень, лучший товарищ молодой) ), дружки (все незамужние девушки на свадьбе), старшая сванька (замужем женщина, чаще всего крестная мать). У молодого – это были: маршалок (высватавший парня; вел свадьбу в понедельник), старшая сванька (незамужняя девушка), старший сват (холостой парень), свалки (все незамужние девушки на свадьбе), сваты (все холостые парни на свадьбе) ). Сваньками также звали каждую замужем женщину на свадьбе, а еще мать молодого относительно матери молодой и наоборот. Сватами же именовали отца молодого относительно отца молодого и наоборот.

Гости молодого и молодого (гости свадебные, гости свадебные, весельники) представляли два чужих и враждебных рода. Основной сюжет традиционной свадьбы, соответственно, – это переход от борьбы между ними к примирению.

Пригласительные на свадьбу. Гостей на свадьбу приглашали целую неделю до свадьбы. Было принято, что молодая приглашает со своей старшей дружкой только своих гостей, а молодой со своим старшим сватом – своих. Когда молодая приглашала гостей из других мест, брала старшего свата.

Во многих местностях Подляшья еще в XIX на свадьбу приглашали целую деревню.

Собственно свадебный этап

Свадьба ( веселье, виселе ). Выпекание каравая . В субботу (реже в пятницу), в канун венчания пекли каравай , то есть ритуальный свадебный хлеб, чаще всего круглый, богато украшенный. Обычай выпекать каравай, отзывавшийся как к первобытной солярной символике, так и к исконному в сельской среде культу хлеба – символу жизни и изобилия, был едва ли не важнейшей частью свадебной пьесы. Он сопровождался красочным ритуалом, во время которого женщина играла выдающуюся роль, а каждое действие воспевалось в специальных песнях. Сакральное значение караваю подчеркивало убеждение, что в его выпекании участвует сам Бог. Именно с этого действа начиналось в украинской традиции свадьба.

Молодой едет за рубашкой. В тот же день, когда выпекали каравай, проходила у молодой гости с танцами, на которой присутствовала родня молодых и их друзья.

На Подляшье обряд девичника определяли идиоматическими высказываниями: молодой приедет за рубашкой , родное – на каравай (Поличная), ведь именно в субботу вечером молодая дарила молодому рубашку и штаны.

Первый пост молодых . В субботу совершался еще обряд должность или приданое молодых, символизировавший обрядовое отделение невест от несемейной молодежи. Во время его выполнения происходила помолвка молодых на хлебе.

Воскресенье. Завтрак (завтрак, завтрак) . Обрядодействия в воскресенье до момента выезда в церковь проходили параллельно в доме молодого и молодого – гости молодой собирались у нее, а гости парня – у него.

Гостиницу начинал маршалок, который исполнял роль хозяина свадьбы, — садил гостей на определенных местах, призывал к следующим обрядам, сыпал шутками и забавлял всех присутствующих.

Молодая садилась в углу под иконой на кожухе, который был символом богатства, изобилия, тепла. У нее занимали место старшая дружка и старший сват (у молодого садилась его старшая сванька и старший сват). Маршалок и родители, обязанностью которых было доносить еду и водку свадебным гостям, не имели места за столом.

Расплетение молодой косы. ВXIX в. на Подляшье перед венчанием совершался обряд инициации – расплетение косы молодой. Молодая садилась на бочку на кожух, а холостый брат расплетал косу. Это отголосок эпохи матриархата, в которой немаловажная роль приходилась матери и ее сыну. Однако этот обряд пришел в упадок на Подляшье уже в началеXXв.

Неотъемлемым элементом народной свадьбы были песни. Их пели преимущественно пожилые женщины, стоявшие на пороге и под окном. На Подляшье звали таких женщин запорожники ( запорожце, стайка ). Они, несмотря на то, что не принимали непосредственного участия в свадьбе, реагировали на все, что происходило в свадебном доме, комментировали важнейшие действия, пели соответствующую ситуации песню. Перед венчанием они пели песни, главный мотив которых – прощание молодой с девичеством. Символом утраченного девства часто является сломанная калина.

Состязание. Это был обряд, который проходил непосредственно перед выездом в церковь. К молодой (молодой) подходили по очереди – отец, мать, крестные родители и все свадебные гости и на тарелку, засланную платком, клали небольшие деньги, которые старшая дружка заворачивала в платок. Молодая будет держать их во время венчания в руке.

Впоследствии отец обходил три раза все повозки, обрызгивал их святой водой, а пустой стакан из-под святой воды ставил перед конями. Считалось: если кони ее побьют копытами , молодым будет способствовать счастью.

Венок . В некоторых местностях украинско-польского пограничья Семятицкогои Бельскогоуездов молодой или его старший сват ехал к молодой с венком. Это было очевидное влияние польской традиции.

Уезжая к венчанию, следовало придерживаться различных обрядовых действий, цель которых заключалась в обеспечении молодых от «плохих глаз». В это время не полагалось петь.

Венец, брак. Церковное венчание в Украине входило в обиход очень медленно, в основном под давлением церкви, которая пыталась утвердить его как главный юридический акт связывания брака. Однако в народе основной санкцией брака служил обряд свадьбы. С течением времени, однако, венчание стало важной составляющей народной свадьбы. Кроме того, оно обросло элементами магического характера. Многие хранятся на Подляшье до сих пор. Например, молодая еще и теперь тянет ногой за собой полотенце, на котором молодые стоят во время венчания, когда священник водит их вокруг престола.

После венчания в большинстве под лясских деревень, молодые и его гости сразу ехали в молодую. Перед домом проходила церемония встречи и родительского благословения брака хлебом-солью.

Второй пост молодых. Окончательное скрепление брака и родство родов санкционировали ритуалы, которые в украинской традиции определяется как название должностей . Они включали обряд выкупа места возле невесты, обмен дарами между семьями, распределение карава и дарование молодых. После должности брак считался неразрывным и признанным обществом.

На Подляшье на определение действий в воскресенье название должностей не встречается. Все ритуалы второго дня свадьбы называют весенняя гостиная ( свадебная гостиная ).

Важным был момент торжественного поста молодых на их месте на кожухе под иконами. Пелось тогда песни, которые восхваляли молодых.

Элементом свадебного пира были иронические, иногда не слишком приличные припевки, направленные к маршалкам, незамужним девушкам и холостякам. Это отличительная черта народной свадьбы. Пение припевов нередко имело форму диалога между пожилыми женщинами «бабами» и свадебными гостями.

Распределение каравая. Это был очень важный момент. В селе Войновка, например, каравай украшали деревцем и заматывали платком, только после этого маршалок его делил.

Перепевание (перепай). Вместе с распределением каравая происходило перепивание, то есть обряд вручения подарков молодым, причем в воскресенье перепивали только гости молодой. Гости молодого будут вручать подарки в понедельник, когда свадьба переместится в дом молодого.

По очереди к молодым подходили гости молодой. Подавали им через платочек руку, которая была знаком почета для женатых, составляли пожелания и вручали подарки. Маршалок представил каждого по очереди, гости и стоящие с порогом женщины припевали.

Обряд перепивания исследователи выводят еще с первобытных времен, когда девушек продавали будущим мужчинам, а удачный договор запивали. Со временем возник взгляд, что девушку перепивают.

Обрядовыми блюдами на подлясской свадьбе были капуста и каша. В капусту пели песни, а кашей завершали главный день свадьбы. Обрядовое употребление каши связано с верой в магическую силу зерна. Каша как символ счастливой женитьбы и плодовитости в традиции украинской свадьбы имеет глубокие корни. Именно термином «каша» в древности сказывался свадебный обряд вообще.

Последний акт свадебной обрядности у молодой состоял в прощании с родителями и приготовлении к выезду к молодому. Пели тогда ностальгические песни, главные мотивы которых – разлука молодой с родителями и подругами, печаль матери за дочерью, воспоминания о жизни в родительском доме.

Переезд молодого в дом мужчины проходил поздно вечером. Молодая забирала с собой постель, вышитые полотенца, скатерти. Вместе с ней ехали старший сват и старшая дружка.

В XIX веке на Подляшье свекровь встречала невестку в вывернутом кожухе с бочкой, внутри которой находился хлеб. Молодая принимала эту бочку и, войдя в дом, ставила ее на запечку. В некоторых селах молодых сажали на бочонке.

Традиция встречать невестку в вывернутом кожухе характерна для свадьбы многих украинских регионов. Как объясняет В.Борисенко, это для охраны дома от появления «чужого» лица, приводящего с собой «злые» силы. Выношение бочки – это еще один обычай, связанный с культом хлеба.

В доме молодого старшая дружка развешивала полотенца и застилала скатерти. Чтобы посмотреть на них, приходили женщины из целой деревни, которые становились под окнами и оценивали то, что привезла молодая (количество, мастерство исполнения и т.п.).

Кладовая. После небольшого ужина старший сват или старшая дружка слали молодым постель в амбаре.

Как свидетельствуют исследователи подлясской свадьбы, древнее старшие женщины проверяли, остались ли на постели или рубашке молодой доказательства ее целомудрия. Однако ввиду «стыдного» характера воротничного обряда, более подробных описаний обычаев и так называемой «плохой свадьбы» из Северного Подляшья не сохранилось.

Понедельник. Приданое (придание). Свадебный обряд в понедельник включал ряд действ, символизировавших присоединение молодой к семьемолодого. В тот день свадебным домом был дом молодого, куда направлялись гости молодой. На Подляшье их звали приданое (приданое). Этими словами очерчивали также имущество молодой, которое свадебные гости везли в сундуке.

В дом молодого ехала также мать молодой, которая везла курицу – приданку , бутылку водки и каравай.

Заехав перед двор молодого, гости девушки начинали добиваться своей молодой и водки за ее сундук. Происходила очень театральная торговля, которой нередко дружила всеобщая суета и даже ссора. Гостей приветствовала молодая.

Упование (переповевание, оцепины). Важным актом свадебной обрядности в понедельник было упование молодой, что символизировало окончательное прощание с девственностью и присоединение к семье мужа.

Прежде старшая дружка снимала с молодой вельон (этот обычай вошел только в межвоенном периоде, когда молодой начали одевать на голову вельон). По очереди бросала его на голову всем девушки, или бросала – поймающая, быстро выйдет замуж.

В XIX веке был еще обычай, что брат молодой торговался за сестру косу, которую молодой должен был выкупить. Этот обряд также является отголоском матриархата. После него молодой одевали головной убор – чепец, а на него – чубы. В ХХ ст. одевали платок. Впоследствии накрывали молодую холстом, под которым она переодевалась. Накрытая выходила на середину дома и приглашала к танцу свекровь, с которой танцевала зеленого дуба, пели.

После танца молодая снимала плахту и представала перед свадебным гостями уже не как молодая, но молодая женщина . Это был символический переход в группу замужних женщин, свидетельство изменения общественного статуса и обязанностей.

Свадьба, главным дирижером которой был маршалок, заканчивалась в ночь с понедельника на вторник.

Послесвадебный этап

Пережевнины (заголовки, пережеваны). Неотъемлемой частью Ведослав (народной свадьбы на Подляшье были гости молодой и молодой. Они имели целью закрепить создание новой семьи,а также укрепление связеймеждудвумя семьями.

В четверг родственники молодых и ближайшие знакомые собирались у молодого, а в субботу – в родительском доме молодой. К тому времени женщина не могла навестить своих родителей. Итак, с воскресенья это был первый визит в родной дом, но уже не как член семьи , а как гость.

Пережевки завершали традиционную свадьбу украинцев Подляшья.

К сожалению, народные традиции свадьбы в этой местности уже почти пришли в упадок, поэтому следует беречь все сведения о них с надеждой на то, что придет снова время Возрождения.

Поиск

Журнал Родноверие