Сопоставление и анализ артефактов второй половины ХІХ – начала ХХ ст. позволяет выделить несколько пограничных комплексов женского наряда, состоявших из следующих основных компонентов: нательной рубашки, юбки, запаски (фартука), безрукавки, а также верхней одежды в зависимости от сезона (кожух или свита). Неотъемлемой частью костюма были обувь и головной убор.

Основным компонентом женского одежного комплекса была рубашка (белорус. «рубашка», «рубашка», «рубаха»; укр. «рубашка», «чехлик»), которую на всей территории Пограничья до ХХ ст. шили из домотканого льняного полотна. В исследуемое время рубашки являлись своеобразным индикатором этнического, социального и возрастного состояния, эстетического вкуса и происхождения их носителей.

К архаическому типу можно отнести туникообразные рубашки без воротников. Самыми хараткерными были рубашки с плечевыми вставками (укр. «вставки», «выставки», «уставки», «подоплички», «рюкзаки», «прирамки», «плечки»; белорус. «устауки», «полики»), которые вышивались для расширения объема станка рубашки и выреза горловины. Этот тип рубашек был доминирующим и в повседневной жизни, и в праздничном наряде. В 1930-х годах оставался бытующим параллельно с новым типом рубашки с «жесткой» [?] , распространившейся под влиянием городской моды.

Зональные особенности традиционных сорочек наиболее отчетливо проявлены в характерах убранства. Для районов Западного Полесья типичным были художественно-тканые геометрические орнаменты с доминирующим красным цветом, а для Восточного и Припятского Полесья – вышитые техникой крестик растительные орнаменты с преобладающим красным цветом.

Бедренным нарядом были юбки, сшитые из трех, реже пяти полотнищ шерстяной домотканой ткани. Местные названия таких юбок: «платье», «домоткан», «портюх», «фартук», «летник», «андарак», «саян», «бурка», в равной степени известные украинцам и белорусам. Как правило, поверх юбки одевали домотканую запаску или вышитый фартук. Домотканая шерстяная узорчатая запаска («затулка») была неотъемлемой частью юбки из домотканой шерстяной ткани в разноцветную полоску или ячейку («летник», «андарак», «бурка»), а перкальный [?] вышитый фартук вошел в моду вместе с юбкой из тканей фабричного производства. Зоны распространения юбок в полоску или клетку совпадали и с белорусской, и с украинской стороны. Шерстяные красные юбки-летники-андараки в полоску характерны для районов Восточного Полесья в Белоруссии (калинковичский, светлогорский, могилевский костюмы) и в Украине (овруцкий, народницкий, малинский), а в клеточку – для примыкающих районов Припятского Полесья. (белорус. могилевский костюм; укр. овручский, олевский, чернобыльский). Для Пограничья характерен еще бедренный комплекс из льняной юбки в узорнотканые поперечные полосы («бурка») и аналогичного по декору фартука («передник», «фартувына», «передник», «убежища», «затулка»), бывшего в Западных районах. Полесье (дамачавский, кобринский, маларицкий костюм в Белоруссии, волынский, ровенский костюм в Украине).

Важной составляющей комплекса женского наряда Полесского приграничья была безрукавка (рус. «керсетка», «жилеток», «горсет», «кабат», «нагрудничок», «жилеточка»; белорус. «гарсет», «котлик», «шнуровка», «кабат»), появившиеся в праздничном костюме только в конце XIX в. Пока до конца не выяснено , каким образом она вошла в употребление полищуков. Факт, что шили безрукавки из ткани фабричного производства и бытовали они в трех вариантах кроя. Приталенный к талии короткий жилет сближал костюм украинки и белоруски с костюмом польки и литовки. Удлиненная приталенная безрукавка-керсетка (корсет) из тонкого фабричного сукна входила в костюм полищучек Припятского региона . Аналогичную одежду находим и в Среднем Поднепровье. Восточнополесский костюм характеризует однобортная безрукавка (кабат, жилет) из фабричной ткани с оборкой на талии, украшенная нашитой тесьмой или лентой. На восточной части Пограничья в начале ХХ ст. также бытовали «нагрудники» – наряды вроде безрукавки, соединенной с юбкой. Обнаруженные образцы сшиты из синего сатина и украшены нашитыми лентами и за строчками.

Неотъемлемой частью народного костюма полищуков был пояс. Им подпоясывали нижнюю и верхнюю одежду, а также заскрипывали бедренную одежду. В женском костюме использовали домотканую шерстяную кромку («запоясок», «окрай») и тонко шерстяной фабричный пояс («чиндокора», «чинкатора»). Стоит отметить, что домотканые пояса известны у всех славянских народов , а также у народов северо-восточной Европы. Тканые полесские пояса были разнообразны по размерам: от узких в1 смк широким в 15-20 см. Женский пояс был всегда длиннее мужского, поскольку его несколько раз обертывали у талии.

В Белоруссии известно около семи способов плетения и ткачества поясов. В начале ХХ ст. чаще всего пояса выполняли двумя техниками – на нить и на дощечках. Аналогичные методы существовали и в Украине.

К верхней одежде принадлежали кожухи и свиты из доморобного сукна (укр. свита, свита, чимерка; белорус. сермяга, зипун, свита и т.д.). Наряду с традиционным длиннополым нарядом здесь бытовали короткие платьевые «летники». Для украинских и белорусских свит характерен белый или серый цвет и расширены за счет вставных клиньев (усов) полы.

Одним из древнейших женских головных уборов у полищуков были полотенцевидные наметки (укр. наметка, убрус; белорус. наметка). Кроме наметок носили домотканые платки поверх чепца (укр. чепчик, капюшон, «капшучок»; белорус. чепец).

В первой четверти ХХ ст. завершился процесс вытеснения домотканой одежды начавшейся на рубеже ХХ в. практически всюду в промышленных районах. Лишь в глухих деревнях Полесья продолжали носить архаические типы одежды.

Поиск

Журнал Родноверие