О жердяе, как и о многих других персонажах славянской мифологии, я узнал из книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева – книги, которой я посвятил первые две публикации на данном канале (ссылки прилагаю).


Иллюстрация проекта «Застенчивый упырь»

С чего началось моё увлечение славянской мифологией

Боги, которых не было, или Книга, с которой у меня связаны тёплые воспоминания, – что с ней не так (часть первая)

Грушко-Медведев сообщают о жердяе следующее:

Жердяй – очень длинный и худой нечистый дух, привидение (от слова «жердь»). Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла. Оберегались от жердяя постом, молитвой, зажигали свечку, сохранившуюся со Страстной пятницы, ею коптили кресты на потолке и на дверях.

Во времена стародавние жердяем называли ещё и людей долговязых, поджарых, худющих. Сохранилась поговорка: «Велик жердяй, да развихляй; мал коротыш, да крепыш».

Заодно авторы-составители «Русских легенд и преданий», по обыкновению своему, снабдили сие описание якобы старинной не то легендой, не то преданием.

Называется «Как в деревне жердяй завелся»:

Пришёл солдат на побывку в родную деревню. Поздним вечером сидит с сестрой на лавочке перед домом и удивляется: везде огни погашены, ни песен, ни смеха на посиделках – ровно повымерло всё. Что за оказия?

А сестра и говорит:

– Да жердяй всех одолел. Шатается ночью между домами, греет руки в трубах, а как в окно заглянет – все в обморок падают, во какой страшный.

– На крышу, стало быть, влезает – руки-то греть? – спрашивает служивый.

– Зачем? Он же вровень с деревом, предлинный и прехудющий.

– И давно он тут завёлся?

– А вот как пришлый человек Немцов новый дом себе на взгорье срубил – с той поры и шалит. Полтора уж года, как мучаемся.

– Ладно, – говорит солдат.

– Иди, истопи печку березовыми поленьями. Утро вечера мудренее.

Взял служивый дубину и саблю, кресты на них закоптил свечкой, а сам затаился в сеннике. Вот ближе к полуночи завыли псы и затаился жердяй. Только начал над трубою руки греть – солдат и огрел его дубиною под колени.

Рухнул жердяй как подкошенный, а солдат саблю с крестами к горлу ему приставил и спрашивает:

– Отвечай, мерзопакостный дух, зачем деревню пугаешь? Откуда взялся? Раньше вроде не озоровала тут нечисть всякая...

– Да ваш новосёл Немцов мне сам путь сюда открыл, – шепелявит испуганный жердяй.

– Поставил новый дом воротами не на полуночь, как положено, а на запад. Вот и прохожу в деревню свободно сквозь его ворота.

Солдат подумал и говорит:

– Ладно, не буду тебе голову рубить: привык одолевать врага в честном бою, не подымается рука на безоружного. Убирайся отселе раз и навсегда. И смотри, в другой раз мне не попадайся!

С тех пор жердяя и след простыл.

«Русские легенды и предания» Грушко-Медведева – источник весьма и весьма сомнительный, а если проще и по существу – сборник фейков разной степени паршивости на тему славянской мифологии, которые расхватали по всяким-разным сайтикам.

Такие замечательные и обширные источники как «Энциклопедия русских суеверий» М. Н. Власовой и «Славянская мифология: энциклопедический словарь» (коллектив авторов) о жердяе не упоминают.

Строго говоря, после длительных поисков я не обнаружил ни одного источника, не являющегося копиркой с творения Грушко-Медведева, где сообщалось бы о жердяе, кроме одного-единственного, мне заведомо известного.

Это «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимира Ивановича Даля (1880 год).

Цитирую:

Жердяй, от жерди – предлинный и претоненький, шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это какой-то жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и должности. Об нём трудно допроситься смыслу; но едва ли поверье это не в связи с кащеем бессмертным, которого, может быть, тут или там пожаловали в жердяи. Чтобы избавиться от всех этих нечистых, народ прибегает к посту и молитве, к богоявленной воде, к свечке, взятой в пятницу со страстей, которою коптят крест на притолке в дверях; полагают также, вообще, что не должно ставить ворота на полночь, на север, иначе всякая чертовщина выживет из дома.

Очевидно, именно от этой «печки» и сплясали Грушко с Медведевым.

Такая скудность с источниками справедливо наводит на мысль, что данный персонаж если и существовал реально в фольклоре, то не был распространённым.

В наши же дни популярности жердяю придало сходство со Слендерменом или так называемым палочником.

Поиск

Журнал Родноверие