Цель «очищения» — как профилактические мероприятия, так и очистительно-восстановительные (нейтрализующие угрозу). В каждом конкретном случае речь идет либо о магической «профилактике» вредоносного воздействия или же об «очищении» от него.

Какого-либо различия в обрядности здесь нет. Идентичными оказываются не только внешние формы разных типов магических действий, но и их семантика. Существует также множество «пограничных» случаев, когда опасное событие уже произошло, но его результат еще не наступил и может быть предотвращен. Например, некая вредоносная сила уже находится в наше жилище, мы об этом или знаем или догадываемся. Наша задача – не допустить её «включения». Вредоносное воздействие — это непрерывно длящийся, постепенно разворачивающийся во времени и пространстве процесс, приводящий, в конечном счете, к своей «основной» трагической развязке («дом сгорел»). Все промежуточные этапы этого процесса так или иначе расцениваются с позиции необходимости и возможности предотвращения этой главной «конечной» беды.

Поэтому наша цель состоит не только в том, чтобы предотвратить (не допустить) потенциальное вредоносное воздействие (особенно в тех случаях, когда момент перерастания потенциальной угрозы в реальную точно не определяется), но также в том, чтобы полностью прекратить (нейтрализовать) это совершающееся в настоящий момент вредоносное воздействие. Не случайно севернорусский диалектизм «оберег» употребляется в значении не только «недопущения», но и «разрушения вредных чар» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка ).

Известна у Славян очистительная «магия первого дня» окуриванием жилища в Новый год, «чтобы весь год не заводилась нечисть» (Виноградова Л.И., Плотникова А.А.). Имеются сведения об обряде окуривания дома и помещений для скота ладаном в «святой» (новогодний вечер, «керечун») в селах закарпатья («Советская этнография, 1948, №1).Кроме этого, жилище, дом окуривали и в профилактических целях, при новоселье (Словарь «Славянские древности», 2004). Восточные славяне применяли окуривание жилищ купальскими травами, например, белорусы — от порчи, от дурного глаза и пр. В Витебской губернии окуривали дома травами, если подозревали, что там побывал человек с дурным глазом или ведьма (Е.Р.Романов, «Быт белоруса», 1912). На северо-востоке России маленькие костры, имеющие преимущественно профилактический характер, разводили прямо на полу в доме на металлической заслонке или сковороде.

Дыму трав придается очистительный и обереговый смысл. Через костры, тлеющие травы переносили детей и перешагивали сами, а также окуривали дымом весь дом (Агапкина, Зеленин, Соколова). В зимние Святки дома и дворы окуривали полынью, чтобы преградить в усадьбы путь нечистой силе (Н.В.Будур).

Когда очищают жилище?

1. После родов, для профилактики вредного воздействия и защиты новорожденного и его матери.

2. После посещения непрошенных нежеланных гостей.

3. После выноса покойника

4. После завершения зимних Святок. Во время ранневесенних праздников (Масленица, Ярило), перед осенним Радогощем.

5. Окказионально (например, после первого кукования кукушки или крика удода)

6. Появление в квартире предметов неизвестного происхождения: иголок в дверных косяках, оконных рамах и в мягкой мебели и т.п.

7. Если в Вашем доме, семье, начались и преследуют неприятности.

8. Если в доме поселились раздражительность, злоба, плохой сон, беспокойство и беспричинная тревожность.

9. Для защиты дома от внешних воздействий (ударов молнии, грозы).

Прежде, чем очищать «энергетику» дома, избавляться от наведённой порчи, чар, засилия злых и болезненных духов, банально приводим его в порядок «генеральной уборкой». Порог дома и вход в него – наиболее опасное место. Именно с порогом, как и воротами, связано много поверий, заговоров и обрядов. Порог и дверь непосредственно и конкретно указывают на разрыв в пространстве; и именно в этом их важное религиозное значение, т. к. вместе они являются символами и средствами перехода (Мирча Элиаде. Священное и мирское). За порогом и главным входом следуют все «открытые» места — окна, балкон, вентиляция, вытяжки, дымоходы. Нам известен например, такой способ порчи, как «на ветер». Для проникновения в наш дом человек злой может использовать… даже почтовый ящик. Любой предмет у порога, оброненный не Вами, может быть потенциально опасным. Обметая или обмывая порог дома, никогда не заносим мусор и воду обратно в дом. Сразу – в мусоропровод, на землю там, где не ходят люди. Любая вещь, подаренная нам или найденная нами принесла в себе свою «историю», энергетику, помыслы людей, через чьи руки они прошли. Очищаем. Любым способом, любой из стихий. Мало ли… Никогда не храним треснувшие, битые зеркала и кухонные предметы. Обязательно избавляемся от отжившей, выполнившей свою задачу старой одежды, не храним её «на всякий случай». Она сохранила в себе не только наши "светлые" моменты жизни. (Агапкина Т.А). Выбрасываем, не сожалея, либо оставляем там, где часто бывают люди неимущие. Избавляемся от хлама в период от заката до восхода солнца, в тёмное время суток.

Об «обрядах очищения от предполагаемых злых влияний, проникших в жилище» посредством ритуального окуривания или омовения упоминает Токарев С. А. (Сущность и происхождение магии). Минибаева З.И. (Народная медицина башкир) говорит о распространенном у башкир изгнании злых духов и болезней из жилищ окуриванием и даже холостой стрельбой из ружья по углам дома. Способами очищения (и профилактической защиты) жилища в Полесье являются– обметание (выметание) в направлении от центра дома к порогу (от дома), обрызгивание водой углов, обход дома со свечой (Агапкина Т.А.). Причем веник для этого изготавливался новый. Собранный мусор (восточнобалканский обычай)не выбрасывается, а сжигается в специально разведенном костре.

Время: Основная часть очищения должна проводиться до восхода Солнца.

«В великий четверток... платия моют до солнца и моються сами и прядут и ткут и масло вертят и устойки снимают и около скота волхвуют и с камением и железом и сковородою...»

(Румянцевский сборник XVIII в.)

При всем многообразии используемых при очищении жилья атрибутов, предметов, каждый раз мы должны самостоятельно определить, что нам понадобится в каждом конкретном случае. Выбрать, исходя из сакрального характера используемых в процессе очищения вещей, их четко выраженных обереговых и очистительных функций.

Сакральность предмету может придавать и его предыдущее использование в календарном обряде. Случаи вторичного применения обрядового атрибута «особенно многочисленны в магических ритуалах охранительного, отгонного свойства. При этом, как правило, семантическая связь реалии с первичным обрядовым текстом хорошо осознается, и именно она сообщает вторичным ритуалам особую сакральность и магическую силу [Толстой, 1995]. Такими предметами может быть, например, зола из костра капища (собранная после праздничных обрядов).

В зависимости от того, в каком объеме мы будем проводить ритуальное очищение, могут понадобиться:

1. Вода. Вода народных верованиях одна из первых стихий мироздания, источник жизни и средство магического очищения (Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы велико-русского народа в XVI и XVII столетиях). С принятием христианства и утверждением христианских догматов качественное содержание ее восприятия не меняется, подменяется только внешнее оформление ее использования. Так, вместо «Живой» Воды особенно широко практикуется использование «святой» воды (крещенская вода, освященная во время специальных молебнов, взятая из «святых» родников — что вообще нонсенс от христианства) или полученная в результате соприкосновения с различными предметами христианской атрибутики.

Самая лучшая вода – взятая из подземного источника или колодца, реки. То есть вода, выпущенная Землёй. Вода способна «запоминать» информацию, менять свою энергетику. Многим знакомо такое понятие, как «молчальная» вода. То есть вода, набранная на ранней заре, до того, как она «услышит» голоса людей, и принесенная для обрядового действия в дом в полном молчании. В условиях городского жилища воду для очистки жилища желательно приобрести в магазине, бутилированную, взятую из источников. Но эта вода тоже требует «очистки», ибо по пути к Вам уже вобрала в себя информацию от десятков людей – и хорошую и плохую. Самый простой способ – пропустить через самодельный угольный фильтр (очистить Землёй) или заморозить в холодильнике, то есть «стереть» наведённую информацию, после чего разморозить, обратив её в «талую».

Шаманы в ходе очистительных обрядов добавляют в воду соль, так как придают ей очень важное значение.

2. Пояс. Пояс любой, из природных тканей (хлопок, лён).

3. Соль. Соль наделяется двойственным эффектом: укрепляющим, придающим твердость и одновременно защищающим от порчи, сглаза, отгоняющим любую «нечисть». Наиболее эффективна в обряде очищения «Четверговая» соль.

4. Зёрна культур белого цвета (Рожь, Овёс, Пшеница, Рис).

5. Два веника (или метлы). Старый и новый.

6. Бубен, колокольчик, трещотка.

7. Нож или топор, но только — кованые.

8. Курильница (Кацея, кация, позже – кадило, кадильница).

О древности сосудов говорят археологические находки, начиная с III в. До н.э. (Археология, этнография и антропология Евразии, 2007 г.). В качестве кадильницы могут использоваться лемех от сохи или кочерга, черепица (болг.), печная заслонка, куб с отверстием (рус. диал. куряшка), черепок от глиняной посуды, горшок, сковорода, изношенный лапоть (рус.), например, с правой ноги (вологод.), деревянное корытце (словац.-карпат.).

9. «Громничная» свеча. (Свеча, изготовленная и освященная по народной (языческой) традиции на Сретенье, Громницы).

10. Уголь древесный.

11. Сбор трав или один вид. Травы желательно собранные и высушенные самостоятельно. Можно приобрести и в аптеке.

Обратим внимание: всё, что остается от ритуального очищения, никогда не выбрасываем в отхожее место! (Сарагерел, Зов шамана). Всё собираем в отдельную посуду или пакет, после чего выносим наружу дома. Затем либо сжигаем в отдельном костре, либо закапываем в землю.

Практика

Учитывая, что во время проведения обрядного очищения жилища, мы вступаем в противоборство с силами, которые нам чаще не ведомы, необходимо осуществить некоторые защитные действия. Помним, что этот обряд носит заговорно-заклинательный характер, в ходе которого мы начинаем общаться с представителями чужого (враждебного) пространства.

Открываем форточки, а по возможности – окна, и входные двери. Тем, кто не принимают участие в уборке, желательно покинуть дом. Зрители нам не нужны.

Очищаемся, обмываемся водой. Если нет проточной, речной, то лучше – приобретенной в бутылях, из природных источников, с любым заговором, приговором.

Например:

Матушка чиста водица, Смой-сыми ты с (имярек) все боли, все хвори, все чужие наговоры, (Волхв Велеслав, Вещий словник)

Где расположиться? В избах старой постройки волхв (знахарь) вставал под матицу, в середине пространства дома. [Узенёва, 2004] .

Выбор матицы в качестве рубежной линии неслучаен: в отличие от других пограничных локусов (порог, дверь, сени, ворота), матица осознается самой надежной: «Прочность и непроницаемость границы, проходящей вдоль матицы, самая высокая» [Ившина, 2000]

Именно матица воспринимается и как связующее звено и как граница между этим и «тем» светом. В условиях городской планировки мы сами должны определится, что является этим пограничным местом. Вариантов два: либо основная балка жб конструкции, либо место, в котором Ваше сознание, ход мыслей, неожиданно меняют направление. Как найти? Зажгите громничную свечу и не спеша двигайтесь с ней по квартире, по всем комнатам. Думаем о предстоящем обряде очищения, о том, чего мы хотим достичь. В какой-то момент наши мысли вдруг «перескачут» на что-то неожиданное. Вдруг вспомнится что-то давно забытое, вдруг резко изменится настроение, в общем, произойдёт нечто. С местом определились. Собираем в это место всё, что понадобится для ритуального очищения.

Бросаем на пол старый веник, который потом выбросим. Мы им пользоваться не будем. Если ритуальное очищение проводит женщина, то ей желательно распустить волосы и полностью раздеться. В традиции неоднократно отмечаются именно такие способы отгона нечистых духов (опашка и др.). Например, в Вологодской губ. существовал обычай, при котором нагие женщины, для обережной защиты дома, до восхода солнца три раза объезжали дом на клюке (Жарникова С.В.). На себе можно оставить только Славянские обереги, относящиеся к языческой традиции. Всё остальное, увы, придется снять. Откровенно противоречивая атрибутика будет мешать нашим действиям и даже противостоять им.

Вяжемь науз (узелки на нити), который необходимо хранить при себе, пока не закончите очищение (например, повязать на запястье). Одновременно с вязанием науза-оберега (красная нить) произносится заговор, который нам «по душе».

Например, хотя и длинно:

Стану аз, (имя .речётся), по утру, по белу свету, Обойду по дому своему. Предки по окнам, чуры по углам. В каждом углу по чуру стоит, В самых дверях Белбог сидит. Светлая роса на кровельке. Огонь жарок отъ земли до небеси. Круг моего дому тын железный.' Всегда светло дому моему. Выду аз, имя речётся), избы дверьми, ис двора воротьми, стану аз на восточную сторану. На востоцьной сторане ес(ть) синее море, В синем море окияне плавает яр-ярый птица гоголь, ни вода, ни роса на нем недержится. Принесу аз требу чистую, попрошу Белбога Светлого, что б ни порчи, ни уроки, Ни прикосы, ни призороки не держались бы на мне, (имя речётся), Белбог, наказатель и учитель, и заступник, сохранитель, помози мне (имя речётся). Зову тебя и к себе на помощ(ь) призываю, собирай добро мое во едино место, чтоб друг за другом, а над всеми Белбог. Крепко- накрепко завяжу Помощь и благодать. (три раза) Отъ востока до запада, отъ сивера до лёта, отъ лета до сивера, отъ запада до востока.Воймя Рода, во Родных Богах проявленного! (три раза)Пусть мои слова крепче дерева тверды, стали и булата.Будьте мои слова крепки и емки, как ключи подземельные. Завязываю на том! (Боянова О. Наузы. Славянская магия узелков)

Вместо науза можно использовать пояс (опоясаться). Ритуальное (не повседневное) подпоясывание – в народных представлениях -источник жизненной силы, использовался в качестве оберега. Суть оберега заключалась не столько в самом поясе, сколько в той форме, которую он принимал после подвязывания с определенным заговором-оберегом, – здесь образуется целостная замкнутая, законченная система, не имеющая ни начала ни конца, своего рода кокон, ограждающий его владельца, находящегося внутри, от возможных внешних воздействий (С. А. Кабатов. Первичный анализ обрядовых действий…).

После этого переступаем, перешагиваем через брошенный на пол старый веник, в котором скопилось многое из того, от чего мы чистим дом. Теперь этот веник олицетворяет темное начало (зло), человек как бы отрекается от него, противопоставляя себя ему (Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография).

Часть 2

goil2qauixo

Поиск

Журнал Родноверие