Хотя празднование Нового года на самом деле не является естественным праздником, оно несет в себе некоторые обычаи и очарование праздников зимнего солнцестояния. Новый год – это своеобразный растянутый хвост Солнцеворота, который у славян носился вместе с представлением о рождении нового солнечного чуда (бога – возрожденного Сварога – Сварожича). Наряду с новым Солнцем его воспринимали и древнеславянские предки. также продолжение цикла года в его кажущемся новом начале. Таким образом, Новый год, как его отмечали христианские чиновники в Ватикане по «языческому» образцу, приближался к Солнцестоянию, которое наши «дохристианские» предки считали неотъемлемым праздником. Точное время рождения Иисуса не было известно, а из-за сопоставления с солнцестоянием и неспособности церковных чиновников придерживаться звездного (астрономического) рисунка в календаре, а также по идеологическим причинам время наступления нового года несколько раз перемещался.

Древнейшее известное письменное упоминание о празднике Нового года – колядке – относится ко времени, когда словаки первоначальной религии, в период Великой Моравии, были «обращены» в христианство.

В Великоморавском, Кирилло-Методном кодексе написано: «Если кто пойдет на колядку в первый день января, как бывало язычники, да покается 3 года на хлебе и воде» (* 1 ) . , написано в "Учреждении святых отцов", приписываемом Мефодию, который вместе с Константином (Кириллом) причисляется церковными христианами к лику святых. Так документально фиксируется первый, точно известный запрет на первосвященство и обряды, а значит, и песни, ибо упомянутый закон ясно показывает, что "колядка" — новогоднее шествие, есть обряд первородного духа и не имеет ничего делать с христианством, но запрещено христианами. За тысячу лет до того, как коммунисты объявили Крыло вне закона. Однако запрещенные обрядовые песни ретекстуализируются и христианизируются (представьте, если бы коммунисты запретили церковные песни, чего не произошло, а после запрета их ретекстурировали и превратили в коммунистические распевы). Однако словенцы продолжали поддерживать обряды, и некоторые осколки сохранились до наших дней.

Давайте посмотрим на бессознательные остатки изначальной духовности в сегодняшних новогодних обычаях.

Выстрелы, хлопки, пушки — остатки церемониального шума. Хлопаньем плетьми предки в праздники отгоняли злые силы. Сегодня это бессознательно, а привычка имеет загнивающую форму, на которую пакуют столичные производители «фейерверков».

Колокольный звон перед новогодней мессой – остаток научного церемониального шума, каким мы его видим, например, в предсолнцестоятельной церемонии на Спише ( * 2 ), когда церемониальный Дедушка производит церемониальный шум с покровительствующими крестьянами, в прежние времена также с трещоткой или в колядках в разных регионах Словакии у Дедов (празднующие называли Starý (дух-предок) или Gryco (igric — празднующий)) колокольчик висел на поясе или колокольчик — spjejovce. Церемониальный шум также является результатом стука озембухов и бункошей, которые обогащаются самозвучащими инструментами, или — на озембухе может быть церемониальный барабан (позднее бидон).

Хозяйственные пожелания (vinše), такие как « Желаем вам счастья, здоровья и Божьего благословения... », указывают на здоровье и другие чары, которые можно призвать, аналогично, например, «и на год пророка» (реб. — провидец, пророк — тот, кто пророчествует, предсказывает). Экономическая магия основана на силе слова, можно вызвать желаемый результат желанием. Пожелания, типа "урожай в поле, новый урожай в дом... », или « четыре овцы, четыре барана, это неслыханное стадо... » происходят из того времени, когда словенцы совершали обходы как проявление изначальной духовности, а законодатели Салоников запрещали им это делать.

ОСЕНЬ — посев (посев) зерна в доме — как обрядовое представление солнцестояния оплодотворения. В некоторых регионах этот обычай переместился с солнцестояния на новый год. Обрядовое разбрасывание зерна должно принести хороший урожай в Новом году, в Новом Солнце.

Угощение именинников (заработок) и пиршество: чествование гостей и пиршество коренным образом связаны. Этот многократно зафиксированный славянский обычай был частью изначальной духовности, согласно которой чествование гостей — застолья было обязательным условием успеха в доме и добрых отношений, а не чествование означало бы обратное.

Новогодний бал, маски — имеет аналогичную причину (мотивацию), что и т.н. Развлечение Стефана. После самой церемонии солнцестояния, после падений и колядок (колядок) было (все) общее веселье — бал, то есть радостное развлечение. Кисти для макияжа и другие приспособления (маски) указывают на исконно ведическое («шаманское», «языческое») происхождение этого обычая.

Обход (колядка) в виде визита к родственникам — автор статьи в детстве воспринимал этот обычай как очень живой в остатках своего родового общества. Мы посетили родственников и каждый, кто входил в дом, говорил пожелания. Мать писателя побуждала его еще мальчиком доделывать стихи, создавать больше, потому что те, что говорили люди, были известны всем и их было не так много.

Если когда-то наши первоначальные обрядовые песни «предпочитали» иной духовности, то в этом году писатель пел в день «Крачун», то есть Солнцестояние, на площади в Петржалке на концерте с Существами, вместе со собравшимся народом, то это Колядка в родном духе:

Корми овец... 
(новый деревянный гимн)
Пастухи пасли овец
На поляне между
Там им явился Дух
И он указал на небо
Они боялись его
Они упали на колени
Не вставай на колени, танцуй
Добро пожаловать Новое Солнце
играть в метели
дуть в свистки
Играть на волынке
Танцуют кабаны
Пусть дети тоже танцуют
пусть наш дух будет доволен
Играйте также на раз
Пусть нация проснется
Выпас овец Валаси
На нашей ферме

Ресурсы:

* 1 — Положения святых отцов — Источники по истории Словакии и словаков II., Словакия глазами иностранцев, с. 205, Литературно-информационный центр Братислава, 1999, Коллектив авторов

* 2 Мартин Сливка, Словацкий народный театр, Театральный институт, Братислава 2002, с. 105

Поиск

Журнал Родноверие