Недавно я пересмотрел два фильма, которые мне очень нравятся. Может быть, вы их знаете, может быть, нет. Эти фильмы рассказывают историю о том, что рано или поздно каждая цивилизация исчерпает себя. Кровь вырождается, и приходит падение. Каждая великая империя, каждая цивилизация гниют сверху вниз. Она начинается с вырождения «элит», т.е. тех, кто приписывает себе право «править». История полна примеров неудач так называемой «аристократии». Яд вырождения постепенно отравляет все составляющие общества. Так было и в Риме, когда некомпетентный класс патрициев был развращен Джедом Иудейским. Но сегодня мы поговорим о других странах, даже другом континенте.

28

Первый фильм, с которым я хотел бы вас познакомить, — это «Рапа-Нуи, центр мира», снятый Кевином Рейнольдсом в 1994 году. Это фильм о разрушении некогда развитой культуры на острове Пасхи. Режиссер включил в фильм необходимую голливудскую историю любви и другие клише, но это не имеет значения, важен посыл фильма.

Сначала поговорим об истории острова Пасхи: Остров (первоначально называвшийся Рапа-Нуи — Великая Земля ) был, по мнению известного исследователя Тура Хейердала, открыт и заселен полинезийцами уже около 600 г. н.э., о чем рассказывают легенды местных аборигенов. нам известно, что их предков привел сюда герой и полубог Доне Матуа. По рассказам старейшин, островитяне делились на одиннадцать кланов. Названия выживших кланов были, например: Миру , населявшие север острова, Марама , Хаумоана , Тупахоту — которые, по-видимому, контролировали каменоломни в кратере Рано Рараку, Уреохей , Хамеа , Котуу , Рока и Нгауре.. Первоначально на острове существовала четко определенная классовая система правителей и подданных, возглавляемых арики , вождем, имевшим абсолютную власть на острове. Жрецы, называемые инетао , также обладали большой властью , а воины ( мататоа ) обладали определенными правами и полномочиями. А вот земледельцы и рыбаки ( мата кио ) по преданиям были не так хороши, их жизнь была связана многочисленными табу (т.е. общественными обрядовыми запретами). На острове Пасхи постепенно сложилась своего рода кастовая протоцивилизация, потерявшая связь с остальной Полинезией. Это привело к изоляции и созданию религиозных церемоний, не имеющих аналогов в других частях Тихого океана. Это было строительство знаменитых каменных статуй моаи .Камень для их резьбы добывали в потухшем вулкане, уже упоминавшемся кратере Рано-Рараку. Готовую статую затем пришлось тащить на берег. С этой сложной задачей было очень трудно справиться с помощью стволов пальм, которые служили роликами и полозьями при транспортировке, а также сложными кранами для подъема статуй на культовое место , аху . Этот транспорт был весьма загадочной вещью и долгое время озадачивал ученых. Никто точно не помнил, как все это произошло.

29

Легенды рассказывают о том, как статуи «ходили». Только чешский инженер Павел Павел расколол этот орешек. В фильме вы также увидите, как статуи перевозятся в соответствии с его инструкциями. Однако следует добавить, что некоторые ученые до сих пор отвергают метод Пауля, а также теорию Хейердала о том, что по крайней мере одна волна заселения острова Пасхи пришла из Южной Америки. Норвежский исследователь заметил, что тростниковые лодки, используемые островитянами, очень похожи на те, которые до сих пор используются индейцами аймара, живущими на озере Титикака в Андах. Поэтому он разработал своеобразную теорию, согласно которой правящий класс Рапануи мог прийти из Перу.

Правители острова каменного века хотели строить все больше и больше моаи. Вырубка лесов на острове продолжалась, поскольку для перевозки статуй требовалось все больше и больше стволов деревьев. Это привело к повсеместной эрозии почвы и последующему неурожаю. Потеря лесов также вызвала нехватку судостроительных материалов. Так эффективно ловить рыбу не удавалось. Однако выродившиеся аристократы этого не видели. Они были одержимы только созданием моаи.Но у испытуемых явно кончилось терпение. Озера и ручьи высохли. Голодные туземцы истребили почти всех птиц острова, даже обыкновенных улиток, о чем свидетельствуют находки раковин... Без шелковицы и пресноводного камыша они уже не могли даже плести рыболовные сети. Они стали жить в примитивных пещерах и каменных хижинах, вырытых в склонах холмов. Затем последовала гибельная война всех против всех, подданные, видимо, уже не знали, куда идти, и свергли своих правителей. Победители не баловали проигравших, даже людоедство было видимо. Статуи были повалены, многие остались недостроенными в кратере или на дороге. Когда голландцы во главе с Джейкобом Роггевеном прибыли на остров на Пасху 1722 года, все, что осталось от древней культуры, — это легенды о «длинноухих», чье тираническое правление было свергнуто «короткоротыми». Все, что осталось от райского острова, это руины.

Эту кровавую историю режиссер Рапа-Нуи показывает нам в рассказе о юноше из клана Длинных Ушей Норе и каменотесе из клана рабов Короткоухих Маке. Друзья детства разделены не только любовью к одной женщине, но и разным социальным статусом. Последнее дерево срублено, и беда приближается…

30

Второй фильм, который я хотел бы вам представить, это легендарный голливудский бунтарь Мела Гибсона «Апокалипсис» 2006 года.

Это фильм о закате цивилизации майя, которая просуществовала в Центральной Америке довольно долго, примерно с 2500 г. до н.э. до 1520 г. н.э., и была невероятно развитой. Хотя она не знала металлических инструментов и якобы даже не знала колеса, зато была на огромном уровне в области строительства, астрономии, математики и сельского хозяйства. Майя знали даже ноль и пользовались особой изобразительной письменностью, тем, что в свое время в Америке были редкостью... Они жили не в единой империи, как их современники, инки и ацтеки, а в отдельном городе -государства, которые мы могли бы отдаленно сравнить с греческим полисом .Их цивилизацию можно разделить на два периода. Первый заканчивается около 900 г. н.э. Никто точно не знает, почему майя оставили свои города в джунглях Мексики и Гватемалы, где они жили много веков. Может быть, были междоусобные войны, может быть, земля истощилась, может быть, их изгнала какая-то болезнь. С другой стороны, на полуострове Юкатан майя перестроили свои города, в которых они жили незадолго до 1520 г. Здесь снова были построены крупные мегаполисы, с внутренними дворами для религиозных церемоний, с храмами, дворцами или площадками для игры в мяч. Команда, проигравшая эту игру, была принесена в жертву богам. Их города следует понимать в первую очередь как церемониальные центры, а не места повседневной жизни и проживания. Горожане, вероятно, населяли сеть деревень вокруг этих комплексов. храмы майя, построенные в виде массивных ступенчатых каменных многоэтажек,пирамиды . В такой гробнице под храмом также похоронен один из майяских правителей города Паленке по имени Пакаль (он взошел на престол в 615 г. н.э. в двенадцатилетнем возрасте), опять-таки определенное сходство с Египтом, которое опять-таки было замечено Тур Хейердал. Пещеры также использовались для проведения религиозных церемоний, служили местами паломничества (что сохранилось до наших дней у мексиканских аборигенов), в которых происходили встречи между просителями и духами. Довольно обычными были человеческие жертвоприношения Солнцу, Пернатому Змею (белобородому мужчине явно европейского типа — по Туру Хейердалу) и другим божествам. При недостатке жертв возникали так называемые Цветочные войнымежду разными городами-государствами. Это была цивилизация, основанная на крови и войне. В классический период общество майя делилось на правящий класс: правители и жрецы, средний класс (чиновничий аппарат), воины, рабы (пленные вражеские солдаты), простые крестьяне и ремесленники. Социальные классы напоминали отдельные касты в индуистской Индии. Жрецы часто были одновременно и правителями, и наоборот, в некоторых городах правитель имел и жреческие полномочия. Экономической основой городов-государств майя было сельское хозяйство, в основном выращивание кукурузы. Когда этого не произошло, началась очередная война, и они пошли грабить соседей.

Но города Юкатана также столкнулись с разрушением незадолго до прихода испанцев. Как и на острове Пасхи, правящая верхушка вырождается и пока аристократы пируют и устраивают помпезные человеческие жертвоприношения, народ голодает. Почва истощена и плодоносит все меньше и меньше. Города-государства воюют друг с другом, солдат нужно все больше и больше, а потому возделывать даже оставшуюся плодородную землю некому. Кровавые жертвоприношения участились, а Пернатый Змей все не возвращается.

31

И в это смутное время Мел Гибсон разворачивает свою историю: на полуострове Юкатан, недалеко от морского побережья, в деревне живет молодой охотник Лапа Ягуара со своей семьей и племенем. Но идиллия длится недолго. Сюда же приезжают майя из одного из городов-государств. Не как мирные торговцы, а как охотники за людьми. Их жрецы боятся восстания своих подданных, и чтобы держать народ под контролем, им приходится устраивать все более крупные и кровавые жертвоприношения. Охотники за людьми во главе с невероятно харизматичным лидером, роль которого сыграл Рауль Трухильо, однажды ночью совершают набег на деревню и убивают некоторых жителей, некоторых порабощают, а некоторых готовятся принести в жертву. Лапа ягуара входит в число адептов жертвы. Но он отказывается принять свою роль. Незадолго до пленения ему удалось спрятать жену в пещере недалеко от села. Однако приближается сезон дождей, и пещере грозит затопление. Лапа ягуара просто должна убежать.

32

Мэл Гибсон — великий режиссер, и он может. Это не столько исторический фильм, сколько притча. Притча о том, как каждая цивилизация проходит свой зенит и идет к гибели, если сильные не проснутся вовремя. И майя не проснулись. Они слишком разрушили всю экосистему, они слишком выродились. Процветающая цивилизация превратилась в руины. Последний удар милосердия им нанесли испанцы. В конце концов Пернатый Змей действительно вернулся, но это процветание, вероятно, не принесло им в конце концов ... У историков много возражений против обращения Гибсона. Конечно, это не настоящий исторический фильм, это притча. И предупреждение:

…а мужчина сидел один, погруженный в глубокую грусть. Все звери собрались вокруг него и сказали: «Нам не нравится видеть тебя грустным, говори, что хочешь, и будет тебе». Один человек сказал: «Хотел бы я иметь хорошее зрение». Стервятник сказал ему: «Ты получишь мою». Человек сказал: «Я хочу быть сильным». Ягуар сказал ему: "Ты будешь сильным, как я." Тогда человек сказал: "Я желаю знать тайны земли". Змея ответила: «Я покажу их тебе». И так со всеми животными. И когда у человека были все дары, он ушел... И сказала сова другим животным: "Теперь человек знает и может многое. И я вдруг испугалась». Елена сказала: «У человека есть все, что ему нужно. И горе обойдёт его стороной». И сова ответила: «Нет. Я увидел яму внутри человека. Глубокий, как голод, он никогда не наполнится снова. Она наполняет его грустью и нуждой. Он возьмет и возьмет. Пока однажды Мир не скажет: «Меня больше нет, мне больше нечего дать».

В этих двух фильмах очень много ошибок и исторических неточностей. Но они предостерегают нас, они предостерегают нас от правления некомпетентных самопровозглашенных «элит», которые вырождаются первыми. Они предупреждают нас об экологической катастрофе и социальных конфликтах, которые угрожают и нашей цивилизации, если мы вовремя не проснемся. Даже сегодня в нашей западной цивилизации социальные различия становятся все больше и больше: богатые становятся богаче и безрассуднее, а бедные беднеют. Нарастает расхищение природных ресурсов (далеко не «возобновляемых»), могут произойти серьезные климатические изменения, сопровождающиеся социальными и этническими волнениями, которые могут перерасти в глобальную катастрофу. Не пропустите эти фильмы и подумайте, пока есть время…

Ресурсы

Тур Хейердал: Древние цивилизации и океан . Панорама. Прага 1983.

Тур Хейердал: Лошадь Тики . Молодой фронт. Прага 1964.

Тур Хейердал: Аку Аку. Молодой фронт. Прага 1960.

Ганс Петер Юргенс: Все корабли плывут к берегу. Олимпия. Прага 1981

Николас Хордерн, Саймон Дрезнер, Мартин Хиллман: Новый мир. Альбатрос. Прага 1987.

Джейн Макинтош, Клинт Твист: Цивилизация — десять тысяч лет древней истории . Издательство Отто. Прага 2002.

Поиск

Журнал Родноверие