Один. Непостоянный и безумный Бог. Правитель скандинавского пантеона. Архетип этого противоречивого Бога прослеживается на протяжении всей европейской истории. И не только европейский. Йоханнес Бренстед пишет о нем в ставшей культовой книге "Викинги, сага о трех столетиях" (Орбис, Прага, 1967). :

"Первое место среди языческих богов Скандинавии викингов принадлежит Одину, обладающему великолепной и демонической внешностью, но в то же время ужасному и садистскому, одержимому всепоглощающим стремлением к мудрости и знаниям. Ради них Один без колебаний жертвует глазом, и ради них он даже вешается на Иггдрасиле, он безжалостен и капризен, Бог войны и павших воинов. Его сопровождают копье гунгни, Возрождающееся кольцо Драупни и быстрый восьминогий конь Слейпнир, охраняемый двумя волками и информированный двумя воронами. Он советуется с отрубленной головой мудрой Мими, находит руны и признает их силу, ночью проходит со своей процессией через горы, леса и поля, появляется на полях сражений и навещает осужденного в виде высокого одноглазого существа в широкополой шляпе, закутанного в длинный плащ. Один, однако, также является Богом скальдов, он властвует над мистическим опьянением, великим пафосом, ментальным экстазом. Он знает линии и магию, он знает все движения души и разума. Он — бог могущественных, аристократ среди Богов, опасный Бог. Иногда его называют праотцом, что уместно лишь постольку, поскольку он является первым из АСОВ. Но если слово "праотец" должно ассоциироваться с понятиями отцовской любви, защиты и понимания, то это выражение на самом деле не принадлежит Одину. Один — Бог королей, ярлов, вождей и поэтов. Воины, павшие во имя Одина на поле боя, приходят в Валхалу после смерти в сопровождении валькирий и принимаются в огромное войско эйнхериев, Воинов, которые будут рядом с ним, когда придет Рагнарек. На пути к своей цели – к накоплению всех знаний и всей мудрости, к познанию всех тайн и темных истин, он не останавливается ни перед предательством и обманом, ни перед нарушением обещания: он строг к другим и к самому себе. В его существе сочетаются совершенно противоположные качества, от холодного цинизма до дикого, необузданного энтузиазма.“

Непостижимый одинский архетип и миф действительно простираются на протяжении всей истории Европы. Это миф о "безумных" одноглазых военачальниках, которые оставили кровавую борозду в истории нашего континента и всего мира. Это было так, как если бы сам Один действительно возвращался во все новых и новых формах и воплощениях, напоминая нам о своей силе и свирепости, а также о своей кажущейся непобедимости. Итак, давайте взглянем на некоторых из этих людей, которые творили историю:

34

Возможно, самым древним примером одноглазого военачальника типа одинов мог бы быть знаменитый Филипп II. Македонянин (382 г. до н.э. – 336 г. до н.э.). На фотографии видно, что он был не очень красив, но это не имело значения. После битвы при Чаиронее в 338 году до н. э. Этому македонскому царю действительно удалось объединить Грецию. До тех пор вечно враждующий полис терял силу во взаимных войнах, и Греция погрязла в крови и хаосе. Филипп уже был одноглазым ветераном многих войн и в конце концов был назначен гегемоном всей Греции, а также согласился на ответную войну против персов в отместку за разрушение греческих святынь во время похода Ксеркса в 480 году до нашей эры. Однако, прежде чем Филипп смог отправиться в эту кампанию, он был убит в Эгее во время бракосочетания своей дочери с Александром Эпирским, командиром его телохранителей Павсанием, летом 336 года до н.э. Как мог такой непобедимый воин и стратег, как Филипп, умереть так странно? Если мы примем мою личную гипотезу об одиновом воплощении этого короля, мы, возможно, будем менее удивлены. Как будто временами Безумный Филипп (согласно древним источникам, он якобы танцевал в своего рода экстазе на трупах убитых врагов) играл свою роль и готовил Александра к его задаче: завоеванию Персидской империи. Задание выполнено, и Одноглазый уходит…

35

Другим переодетым адептом Одина мог быть Антигон I. Одноглазый, также называемый "Циклопом" (382 год до н.э.). н. л. 301 год до н.э.). Он был самым успешным и практически непобедимым полководцем Александра Македонского, а также фактически все еще оставался современником Филиппа. На картинке изображены монеты, которые он чеканил во время своего правления. Этот блестящий военачальник, пожалуй, является самой выдающейся фигурой в войнах за престолонаследие Александра, разразившихся после его смерти. Он стал основателем династии Антигонов и провозгласил себя царем в 306 году до нашей эры. Другие наследники империи – Кассандр, Селевк, Птолемей и Лисимах — в ответ на принятие Антигоном царской короны провозгласили себя царями. Их коалиция в конечном счете разгромила одноглазого царя в битве при Ипсу в 301 году до нашей эры. Антигон, в невероятном возрасте восьмидесяти одного года, нашел смерть в бою после того, как был поражен копьем, не проиграв ни одного сражения за всю свою жизнь до Ипса. Опять же, у нас есть что-то одиновское. Смерть от копья только в том случае, если Империя будет обеспечена преемнику. Антигоняне сохраняли свое господство над Грецией до 168 года до нашей эры. Когда последний из них, Персей, потерпел поражение от римлян в битве при Пидне?

36

Другим непобедимым воином и военачальником, перед которым его враги трепетали в ужасе и в ком есть одинская ярость, также может быть наш Ян Жижка из Троцнова (1360-11. 10. 1424). Он появился из ниоткуда в преклонном возрасте, с одним глазом, седеющей бородой и был поистине непобедим, насколько нам известно, он не проиграл ни одного сражения за всю свою жизнь. Вся католическая Европа дрожала от страха, что Воины Божьи под командованием ужасного одноглазого старика не будут целиться в их сторону в отместку за убийство Яна Гуса (что это будет параллелью смерти невинного Бальдра?). Страх, кровь, ужас и почти экстаз разрушения украшают имя Яна Жижки. Что касается того факта, что он христианин, то именно в одноглазом (а позже даже полностью слепом) гетмане образ Одина, вероятно, наиболее близок чешскому читателю. Жижка, вероятно, действительно был сумасшедшим: он отказался брать в плен дворянство из рядов крестоносцев. Это было, однако, очень странно в Средние века, потому что за захваченных мастеров герба был заплачен большой выкуп. Но не для Жижки. Легенда чешской истории умирает очень загадочно: он, по-видимому, скончался от туберкулезной болезни, причиной которой, вероятно, был нелеченный воспалительный процесс. Чехи сопротивляются иностранному вторжению, и одноглазый уходит…

37

Если мы посмотрим на более позднюю историю, то архетип Одноглазого материализуется даже во время Наполеоновских войн. Князь Михаил Илларионович Кутузов (16. 9. 1747 – 28. 4. В 1813 году он победил самого Бонапарта. То есть он и есть воля русского народа. Этому аристократу с детства была уготована карьера генерала. Во время русско-турецкой войны в 1774 году, во время боев у деревни Шумы (ныне Кутузовка), он командовал испытанным батальоном и был тяжело ранен пулей, которая пробила его левый висок и вылетела через правый глаз – в результате ранения он надолго ослеп. Звезда Кутузова на поле боя стремительно взмывала ввысь, вплоть до битвы при Аустерлице 2. Декабрь 1805 года. Именно тогда Наполеон Бонапарт наголову разгромил русских и австрийцев. Несмотря на мнение Кутузова, по настоянию русского царя Александра I. австрийский император Франц I. воодушевленные своим небольшим численным превосходством над французами, союзные армии перешли в наступление и потерпели сокрушительное поражение. Совет мудрого Кутузова не был воспринят императорами всерьез. На этот раз Один остался неуслышанным... Час одноглазого военачальника еще не настал. Она набрала 7 баллов. Сентябрь 1812 года. В Бородинской битве гений генерала Кутузова и непоколебимая воля русского народа нанесли сокрушительное поражение французам, а сам Наполеон был близок к краху. Здесь началось начало конца французского императора. Кутузов, не колеблясь, пожертвовал огромным количеством людей. На поле боя пало 75 000 солдат обеих сторон по сравнению с первоначальными 250 000. Один проявил себя в своей самой ужасной форме. Кутузов продолжал изгонять французов с территории России. Он также захватил Берлин. На 28. Апреля в 21 час 35 минут в польском Болеславце скончался после продолжительной болезни. Одноглазый фельдмаршал спас Россию и смог, наконец, уйти…

Чтобы изучить этот архетип одина не только в Европе, мы также обратимся к Азии. Здесь нас может заинтересовать одноглазый японский генерал Ямадзи Мотару (1841-1897) по прозвищу "Мясник". Он прославился во время китайско – японской войны 1894-1895 годов. Спусковым крючком для начала конфликта послужили интересы как Китая, так и Японии по поводу господства в Корее. Боевые действия проходили на территории Кореи, Маньчжурии, Тайваня и в морских сражениях в волнах Желтого моря. На стороне Китайской империи в столкновении приняли участие силы численностью 630 000 человек. С японской стороны в войне приняли участие 240 000 человек. Война закончилась убедительной победой Японии, которая расширила свое влияние на материк за счет Китая, чья плохо вооруженная и ужасающе организованная армия понесла прежде всего моральный урон в глазах западной общественности. Потери со стороны Центральной империи составили 35 000 убитых и раненых, а со стороны Страны Восходящего Солнца — 13 823 убитых и 3 973 раненых. Печальной главой этого военного столкновения стала резня в портовом городе Порт-Артур 21-го числа. 11. 1894. В то время Первая дивизия второй японской армии под командованием генерала Мотару, как утверждается, уничтожила около 60 000 китайских солдат и гражданских лиц. Могло ли проявление ярости и разрушения одина быть более очевидным?

Один вошел в историю как разрушитель и безумец. И его ЭПОХА далека от завершения. Как говорит Дени Дюкло (цитируется Ричардом Радгли в книге "Воскрешение язычества", "Млада фронт", Прага, 2008):

- Один, всадник или нападающий, также является святым покровителем опасных налетчиков. Надев шлем, как Ангел ада, он бродит вокруг в поисках людей, которых он мог бы очаровать, животных для охоты, неудачников, способных уничтожать других, войн, которые можно вести, или женщин, которых можно эксплуатировать. Один также является Богом тайных путей в ад.“

С Одином все сложнее. Он не добродушный дядя Гэндальф из "Властелина колец". Вы можете забыть об этой наивной детской сказке. Только сильные или невероятно наивные индивидуумы торгуют с одноглазым. О том, каким получается такой человек, свидетельствуют скандинавские саги.

38

В заключение я не прощу себе, что обратился к лучшему вестерну всех времен, неподвластному времени и легендарному "Хорошему, плохому и уродливому" Серджио Леоне 1966 года: здесь я снова вижу Одина с его попустительством и чувством интриги. Когда циничный бандит Туко, которого играет великий Эли Уоллах, надевает форму Конфедерации и надевает повязку на глаза, это Один в одном из своих обличий. В фильме его несколько раз вешали. Одноглазый все еще бродит по миру…

Иллюстрации: Один с головой Мими — Сэм Флегал, Ян Жижка — Миколаш Алеш.

Поиск

Журнал Родноверие