А в горе в горе в глубоком зворе
Славен, Боже! Славен, Боже! (после каждой строки)
Растет деревце тонкое высокое,
тонкое высокое, как шир широкое.
На том деревце сам сокол сидит,
сам сокол сидит, далеко видит.
Видеть Николая тисовые столы.
А за этим столом бывай Здоров.
Виншуем тебя счастьем здоровьем
счастьем здоровьем да с этими святьми.

Примечание. Мелодия правильная, слова тоже, но когда вы послушаете Колядку полностью, то в последней ленте возник черт знает откуда иудей Христос.

Эту ленту о Христосе здесь мы не дописали,не обращайте на нее внимание. Когда праукраинцы создавали Колядки,то ни Иисуса, ни Яхве еще и в проекте не было)

(От редакции сайта "интеллект нации").

[видео]


Сегодня тяжело представить зимние праздники без зимних календарно-обрядовых песен — без колядок.

Хоть основная тема колядок связана с торжеством солнцеворота, тематика колядок этим не исчерпывалась. В колядках говорилось и о возникновении мира, и об эсхатологических мотивах, мифологических сюжетах, и о следующих календарных циклах года, ведь рождественско-новогодние празднования являются фундаментом всего следующего года, поэтому колядки были призваны также и для “программирования” на хороший урожай, здоровье членов семьи, благополучие, счастливый брак и тому подобное. И до сих пор в народе говорят, что как встретишь Новый год, то так и проведешь его.

Такие уж привычные для уха большинства людей прославление рождения Христа в колядках когда-то бы вызывали когнитивный диссонанс. Колядки-это первично обрядовые языческие песни, как и почти все рождественское действо является языческим в основе. Это вполне понимали церковники, которые изначально вели борьбу против народных обычаев, в том числе и против колядования.

Так Иоанн Вишенский, известный православный монах и полемист, в 1599 году писал в послании князю Острожскому:

"Коляды из городов и из сел учеником [христианским-В. Ш.] выгоните; не хотит бо Христос, да при его рождествѣ дьяволские коляды мостце то мают, но пусть себе их в пропасть свою занесет.”

Однако тактика преследования и проповедования против колядования не была успешной, поэтому церковники решили изменить ее. Вместо того, чтобы критиковать “языческие” колядки они начали заменять их содержание с языческого на христианский. Замещение Рождества Солнца на Рождество Христово произошло еще во времена Римской империи, когда христианство стало государственной религией, поэтому здесь не было чего-то нового. Со временем из церковной среды начинают шириться колядки с христианскими сюжетами вытесняя архаичные колядки. Колядки, дошедшие до нас в записях фольклористов, можно поделить на три группы: языческие, двоверские и христианские. Чем ближе к нашему времени, тем меньше мы можем видеть мифологических языческих сюжетов в гимнах, в то время как христианских сюжетов становится все больше. На сегодняшний день среди простонародья колядки с языческими мотивами, к сожалению, являются мало распространенными, поскольку их почти полностью вытесняют христианские.

Похожая ситуация произошла в ХХ веке. После того как большевики установили свою диктатуру и предстал СССР, где атеизм был частью государственной идеологии, все зимние праздники с их атрибутами были запрещены. Со временем и большевики поняли важность этих праздников для широких масс населения, даже в их профанном виде. Был перенесен апогей празднования с Рождества на Новый год, а религиозная составляющая устранялась. Задели эти процессы и колядки. Если изначально большевики запрещали колядки, как религиозные пережитки, то впоследствии начали заменять религиозные сюжеты на комуно-атеистические. Искусственно возник новый жанр в народной словесности: пожелтевшие колядки и щедривки.

Привожу примеры из таких т. н. колядок:

Новая радость стала, которая не бывала:
долгожданная звезда воли в октябре засеяла.
Где царь был зажился, с барством укоренился,
там с Голотой простой Ленин появился.
***
На рассвете рано, рано, рано
Припев:
Радуйся, радуйся земле
труд волю снискала!
Побороли барство, кулачество, глитаев,
разломали ига сообща мы грязнии.
Установили бедным право-свободные советы.
Нам не надо барства — пыток лихого.
Нам не надо бога и поповства не надо.
Мы ждем счастья от труда, не с неба.
***
А мы будем все работать,
да не на богов уже заглядывать,
потому что не сделаем, не вспахаем
то и беды дома не одолеем!

Можем предположить, какое христианские колядки могли вызвать впечатление когда-то давно.

Итак первая волна борьбы с колядованиями была инспирирована христианским духовенством, а впоследствии было решено ассимилировать этот обычай в христианстве заменяя языческое содержание на христианское. Так же сделали и большевики, которые инспирировали вторую волну этого процесса. Они сначала тоже пытались запретить колядование, а впоследствии переделать на свой лад меняя содержание с религиозного на комуно-атеистическое. Самая большая разница заключается лишь во времени преображения и влияний церковников и большевиков. Если первые совершали это постепенно в течение около тысячи лет, то вторые имели на это времени меньше века, поэтому христианские колядки сегодня укоренены в народном сознании, а советские уже забыты и звучат дико для народного уха.

Благо, что языческие и даже двоверские колядки все же дошли до нас благодаря фольклористам. Слава Богам, что это наследство не является безвозвратно утрачен несмотря на попытки монотеистов и атеистов.
Колядуем!

Джерело

Чтобы генетическая память вспомнила родное!

Книгу можно заказать здесь

Коляда. Детские щедривки, колядки и засевалки

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Вводная лекция школы «Русская Традиция»

Поиск

Журнал Родноверие