Язычество является вероисповеданием, то есть принадлежит к области Духа. Однако язычество в своей полноте как Традиции имеет и измерения политического и экономического. Традиционное общество является сакроцентрическим, то есть священное в нем главенствует и только после него идет политическое и экономическое.

Собственно об этом свидетельствует и трехфункциональная индоевропейская социальная структура, где первая функция является сакральной, а за ней следуют функции силы и достатка. Духовное выше политического, а политическое выше экономического.

Модерн же перевернул общество вверх ногами поставив экономику выше других сфер. Наше общество чрезмерно политизировано и поэтому, казалось бы, что политика является основной сферой общества. Даже религиозные институции рассматриваются в первую очередь через призму политической целесообразности, а не духовности. Тогда как политические процессы часто протекают через капиталистическую призму экономической целесообразности. Такое положение вещей является признаком упадка и моральной дезориентации современности, когда низшее начинает доминировать над высшим.

Политическое измерение

Политика — это форма общественной деятельности, направленная на получение, удержание, использование власти и реализацию интересов отдельных групп или общества в целом. Политическое измерение язычества вытекает из того, что понимается под обществом и какова роль индивида в нем. Традиционный индоевропейский взгляд на социум предполагает то, что общество является органическим и иерархическим объединением людей, а не механистическим и тем более не атомизированной совокупностью индивидов. Схематически это изображено следующим образом в славянской традиции: князь — это голова, жрецы — глаза, воины — плечи, хозяйственники — чересла, челядь — колена мир-народа, единого социального организма (см. духовные стихи о Голубиной Книге и ср. миф о возникновении варн из тела Пуруши). Каждый слой является органом единого социального организма. Властные мотивы в такой системе должны быть социоцентрическими, а не эгоцентрическими, ведь только глупая голова не заботится о своих ногах. Соответственно политические идеологии, имеющие ярко выраженный индивидуалистский характер и ставящие интересы индивида выше интересов коллективных и общественных, как либерализм во всех своих вариациях, здесь идут в разрез с Традицией. Также и эгалитаристские идеологии, как социализм в большинстве своих вариаций, отрицающие иерархию (в первоначальном значении греч. ἱεραρχία -- "священная власть") тоже противопоставляются традиционному представлению о политике. Общие точки соприкосновения язычество в области политики может иметь с некоторыми вариациями национализма, а именно с этноцентристским направлением. Этнонационализм часто апеллирует к тем же ценностям, которые не чужды и язычеству, как кровь, земля и обычай.

Понятие и явление идеологии появилось в XVIII в. в связи с секуляризацией общества, вызвавшей экзистенциальный вакуум в массовом сознании, который до того заполняла религия. Поэтому неудивительно, что идеологии стали своего рода светскими религиями, которые были призваны придать новые нерелигиозные смыслы людям. В частности и политические идеологии были призваны сформировать определенную систему идей, которая выражала бы ценности и интересы субъектов политики.

Де-факто есть три основные политические идеологии: либерализм, социализм и национализм. Каждая из этих обширных идеологий имеет множество вариаций. Нас интересует прежде всего отношение этих идеологий к религиозному вопросу и Традиции в целом. В общем, социализм, как прогрессистская идеология, враждебно настроен к религии как явлению. Именно в социалистических государствах, где был пик секуляризации, религия претерпела больше всего гонений (к примеру, воинствующий атеизм в СССР). Либерализм "умеренно" считал религию делом каждого и выступал за четкое отделение религии от государства. В нынешние времена постсекуляризации либералы разрушают религии путем изменения религиозных доктрин и превращения традиций в постмодернистские симулякры. В основном националистические идеологии защищали религию и традиции, как национал-социалистический или фашистский режимы (первый даже имел симпатии к возрождению язычества и делал для этого определенные усилия). Именно националисты больше всего апеллируют к Традиции, в частности к язычеству. А многие современные язычники являются выходцами из националистических движений. Однако и здесь следует критически переосмыслить негативное наследие Модерна в национализме, даже если для кого-то такой подход может показаться коромыслом. Также следует четко признать, что национализм бывает разным и не все, что так называется, является хорошим. К примеру, общественный национализм, который отождествляет национальность с гражданством нивелирует этнический фактор при национальной идентификации, что может быть угрозой для этнической самобытности.

Язычник в современных условиях может ситуативно искать точки соприкосновения с различными политическими идеологиями, но при этом должен оставаться прежде всего язычником, а уже потом, например, этнонационалистом, фашистом, национал-анархистом и т.д., потому что политическое должно вытекать из духовного, а не наоборот.

Экономическое измерение

Экономика — это форма общественной деятельности направленная на ведение хозяйства, а именно на производство, распределение и распространение материальных благ. Экономика в триаде общественных сфер занимает последнее место. Традиционное общество в плане экономики является в основном аграрно-скотоводческим. Представители третьей функции заняты земледелием, животноводством и ремеслами (в более поздние времена появилась еще торговля).

Согласно древнему мифу люди разных сословий имеют души (или тела) из разных веществ, например, из разных металлов. Так священники (сюда можно отнести и настоящих философов с мудрецами) имеют души из золота, воины — из серебра, хозяйственники — из меди, а челядь — из железа (ср. поколения людей в поэме Гесиода "Работы и дни" 109-201).

В пересказе Платона этого мифа в его самом известном трактате "Государство" это выглядит так:

"[...] Бог создав вас, тем, кто способен править [согласно Платону править должны философы — В. Ш.], при рождении примешал золота, вот поэтому они и самые ценные, а их помощникам [воинам — В. Ш.] — серебра, железа же и меди — земледельцам и разным ремесленникам."

Книга 3, XXI

Также Платон добавляет:

"Что же касается золота и серебра, им [философам — В. Ш.] нужно сказать, что божественное золото — то, которое даровано Богами, оно всегда в их душе, и они не имеют никакой нужды в золоте человеческом, к тому же это было бы кощунственным грехом, имея золото, осквернять его примесью золота смертного [...]"

Книга 3, XXII

Используя эту схему сопоставления металлов с различными душами людей можем утверждать, что для каждого типа характерен своеобразный подход к экономике.

Священники имеют золотые души, поэтому они меньше всего заинтересованы в накоплении материального богатства и склонны к аскетическому образу жизни. Для священства из материальных благ нужно лишь необходимое.

Воины имеют серебряные души и тяготеют к материальному золоту, что выражается в том, что они стремятся к роскоши, трофеям и клейнодам, свидетельствующим об их доблести и чести. Для воинства материальные блага нужны прежде всего для засвидетельствования их высокого статуса, что особенно заметно на пышных пиршествах древности. К материальному "серебру" они не тянутся, потому что их влечет лишь "золотое" богатство высокого статуса.

Хозяйственники имеют медные души, соответственно стремятся и к золоту, и к серебру из-за чего они больше всего склонны к накоплению материальных богатств ради самих материальных богатств. С них высшие слои взимают дань в обмен на духовное покровительство и защиту. А излишек их богатств жертвуется Богам, предкам и духам, как дарообмен между мирами, поскольку излишек по традиционным верованиям становится проклятой частью и может принести беду (Жорж Батай).

Челядь имеет души из железа, поэтому испытывает недостаток не только в благородных металлах, как золото и серебро, а даже в меди. Челядью являются люди, которые не прошли векового посвящения, которое является своего рода трансмутацией душевного железа в благородные металлы души. Они живут из милостыни высших слоев.

Можно еще вспомнить людей, души которых из свинца. Это неприкасаемые (чандалы, парии, изгои традиционных обществ), которые не входят в сакральный социум и лишены как духовности, так и доблести с достатком. Они представлены безбожниками, асоциальными и дегенеративными элементами. Согласно некоторым мифам, они происходят из грязи на ногах Первочеловека.

Встречаются, конечно, и смешанные типы душ, которые могут иметь в своем составе разные металлы. Но здесь мы обойдемся упоминанием лишь чистых типов для обобщения картины.

С урбанизацией и промышленной революцией представители 3-й функции начали вырождаться в буржуазию и пролетариат. Последний хоть и принадлежит к 3-й функции все же больше соответствует не дважды рожденным хозяйственникам (ср. вайшьи), а челяди (ср. шудры), то есть последнему слою традиционных обществ. Утверждение капиталистических рыночных отношений ознаменовало собой доминирование ценностей людей с медными душами. А те государства, которые взяли курс на утверждение и построение коммунистического общества декларировали доминирование ценностей людей с железными душами. Именно с приходом к власти людей 3-й функции утверждается Модерн и примат экономики над духовной и политической сферами.

Для язычества не является существенно важным будет ли экономика рыночной или плановой. Капитализм и коммунизм являются братьями, порожденными материализмом, поэтому не выражают взглядов язычества в области экономики. Здесь может действовать ситуативный подход к экономике, который является исключительно инструментальным. Например, определенные элементы социалистической экономической (не политической) модели могут использоваться для противопоставления транснациональному капиталу, который сегодня является одним из главных противников Традиции и самобытности народов. Однако это лишь средство, но не цель. Цель язычников-традиционалистов — это чем большая полнота Традиции, к которой мы должны стремиться с поправкой на непогоду во время Века Кривды.

P. S. Рисунок из средневековой французской рукописи с изображением представителей трех сословий: духовенства, рыцарства и крестьянства.

Поиск

Журнал Родноверие