43

«По вереску, по гиблой трясине скачет дикая охота и будет прыгать до тех пор пока существует мир»

– Владимир Короткевич «Дикая охота короля Страха»

Распространенный мотив в мифологии европейских народов-это рассказы о призрачных всадниках, отряде мертвых, которые проносятся в бешеном беге по небу в окруженные кровожадных собак или волков. Безумный Гин мертвецов, как правило, приходит с темной стороны света, с севера или Запада, и происходит в темной части года, обычно осенью, но иногда и зимой.

Появление Дикой Охоты предвещает катаклизмы, беды и войну. Очевидец такого действа в опасности. Он либо умирает сам, либо кровожадные борзые, глаза которых светятся огнем, разрывают его. Однако иногда призрачные всадники могут явить человеку милость. Особенно они любят тех смельчаков, которые им в след кричат ободряющие возгласы, за что могут получить долю добычи диких охотников. Лови или Божество или мифологический персонаж, связанные с потусторонним миром, или легендарная или историческая личность, возглавляются. Германцы называли Бога Вотана / Одина предводителем охоты, а кельты Бога Гвин Ап Нудда. Во главе этой мистерии упоминалась даже греческая Богиня Геката. Из легендарно-исторических персоналий называют короля Артура, рыцаря Роланда, короля Дании Вальдемара IV Аттердага, Карла Великого, гуннского вождя Аттила и др.

Некоторые предания содержат более поздние христианские наслоения. Например, если охотник и его свита рассматриваются как безусловное зло, которое может отступить перед христианскими символами или христианской молитвой. Под влиянием христианизации Дикая Охота переосмысливалась как собрание демонов, мучающих души грешников и некрещеных детей, а возглавлял его Ирод, Каин или даже сам Сатана. Большая часть информации о диких ловушках известна из германских и кельтских исторических источников и фольклора.

В Англо-саксонской хронике под 1127 годом засвидетельствован яркий классический случай появления Дикой Охоты:

"Много людей выделило и слышало, как скакали многие всадники. Черные охотники были большими и мерзкими, и все их черные псы мерзкие с широко открытыми глазами. Они скакали на черных лошадях и на черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо, а также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как они трубили в рог в ту ночь. Правдивый мужчина, дежуривший в ту ночь, сказал, что в рога трубили двенадцать или тринадцать мужчин. Это выдели и слышали от великого поста до пасхи.»

Миф о Дикой Охоте оказал большое влияние на дальнейшую культуру Европы в целом начиная от фольклора и литературы заканчивая искусством и даже современной маскультурой.

Дикая охота у славян

О Дикой Охоте знали и славяне, но, к сожалению, это мало исследовано. Попробуем немного пролить света. Одно из древнейших упоминаний содержится в нашей первоначальной летописи “Повести временных лет” под 1092 годом.

«В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ: у мечьтѣ и в нощи бывши тутенъ, стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици; аще кто вылѣзяше ис хоромины, хотя видѣти, і абье уязвенъ бяше невидимо отъ бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити іс хоромъ; посѣмь же начаша во дне являтися на конѣхъ, і не бѣ ихъ видити самѣхъ, но кони ихъ видити копыта; и тако уязьвляху люди Полотьскыя і его область, Тѣмъ и человѣци глаголяху: яко навье бьють Полочаны; се же знаменье поча быти отъ Дрьюцька. В си же времена бысть знаменье у небесѣ: яко кругъ бысть посредѣ неба привеликъ. У се же лѣто ведро бяше, яко ізгаряше земьля, і мнози борове ізгоряхуся самѣ і болота; многа знаменья бываху по землѣ, и рать велика бяше отъ Половець отвсюду, і взяша 3 городы, Посѣченъ, Прилукъ, і многа села повоеваша. В се же лѣто воеваша Половцѣ Ляхи, с Васильемь Ростиславичемь.»

Перевод:

"в лето 6600 [1092]. Предивное чудо было в Полоцке: здесь ночью появились привидения, стонали в полночь, как люди, шныряли Бесы по улицам. Когда кто из хоромов выходил, чтобы увидеть, сразу же был бесами незаметно поражен и от того умирал, и никто не осмеливался выходить из хоромов. После этого начали [бесы] днем появляться на лошадях, и не было видно их самих, но видны были копыта их лошадей. И так поражали людей в Полоцке и его области. Поэтому и люди говорили:”мертвые бьют половчан". Началось это знамение от Друцка. В эти времена было знамение в небесах: словно круг был посреди неба огромен. В это же лето засуха была, как будто выгорела земля, и многие леса сами загорались, и болота. Много знаменей было на земле, и нашествие великое было половцев отовсюду, и взяли три огорода: Посечень, [Переволоку], Прилуки, и многие деревни звоевали. В это же лето воевали половцы Ляхов с Василием Ростиславичем.»

screenshot 86
Дикие охотники и призрачные всадники на улицах Полоцка. Иллюстрации из Радзивилловской летописи

Важным дополнением является то, что после появления призрачных всадников произошла в этом же году засуха и нашествие половцев, ведь Дикая Охота предвещает природные катаклизмы и войны.

В Словении главой Дикой Охоты называют Ярника (Ярила), которого еще называют волчьим пастырем, или дикую Бабу (Баба Яга?). В западнославянском фольклоре, особенно у чехов, есть немало упоминаний о Диком охотнике и его свиту во время их неистовых ловлей. Весомую подборку легенд и поверий о Дикой Охоте у чехов собрал Йозеф Виргил Громанн. Приведем предания о диких ловах собранные им.

Банадиетрих

На севере Чехии Диким охотником называют рыцаря Банадиетриха. По легенде он был настолько честным и набожным человеком, что пищу ему приносил ангел с неба, а плащ его поддерживал ветер (или даже солнечные лучи). Черт со всех сил пытался сбить набожного мужа с пути, но ему ничего не получалось. Поэтому он прибегнул к хитростям. Произошло это в большой праздник, когда Банадиетрих молился в костеле. Злой дух превратился в уродливого старца и сел перед дверью храма с козьей кожей в когтях; святость места не давала ему зайти внутрь. Во время богослужения, когда все затихли словно мыши, черт вцепился зубами в козлиную шкуру, а потом стал бить головой о дверь костела, чем вызвал грохот. Банадиетрих услышав это пошел смотреть, кто нарушает священнодействие. При виде старца с козлиной кожей в зубах, головой бившегося о дверь, он рассмеялся чем нарушил набожность и разгневал Бога. Когда Банадиетрих вышел из храма, то ветер сорвал с него плащ. А когда пришел домой, то зря ждал ангела, который приносил ему еду. Господь отвернулся от Банадиетриха. Утром рыцарь разгневался на Бога. Он не понимал, почему Бог лишил его Своей милости за небольшой прогрех. Его гнев был настолько велик, что он решил совершить величайший из грехов. Чтобы узнать, какой грех есть величайший, Банадиетрих пошел к отшельнику, чтобы спросить у него. Отшельник сказал: "кто поставит хлеб в сапог, который после этого наденет, намеренно растаптывая Божий дар, тот совершит тягчайший грех."Именно так и сделал Банадиетрих, и в тот же миг изменился. Он перестал молиться, посещать костел и давать милостыню. Вместо того, чтобы посещать богослужения, он в одиночестве предавался шалу охоты. Бывало, что охота длилась несколько дней. Однажды в воскресенье, когда звук колокола созвал людей на богослужение, Банадиетрых на буйном, как ветер, коне мчался по безлюдным местам. Вдруг с небес послышался голос: "Банадиетриху, Банадиетриху! Долго ты хочешь вот так охотиться?"Рыцарь ответил:" столь долго, как Господь желает!”. Тогда голос с небес сказал: "тогда будешь охотиться до судного дня!”. И до наших дней охотится Банадиетрих по лесам. Кто войдет в лес во время новолуния, то услышит собачий лай и топот лошадиных копыт, звук охотничьего рога и крики охотников; однако его зрение не сможет проникнуть сквозь лесную темень, и он ничего не увидит; а если быстро упадет на землю лицом вниз, то Дикая Охота пронесется через него. (Вернаклен. С. 41)

Ночной охотник

Возле Желудкова на саксонской границе охотится Ночной охотник. В полночь он уносится из Тайбенберга к Йиртовнику на огненном козле без головы, иногда свище двум своим псам, которые бегут перед ним и по очереди лают, предвещая приближение Ночного охотника. У подножия Таутенберга якобы стояла много лет назад охотничья избушка. В ней жил охотник, который кормил своих псов изысканной пищей даже во время голода и нужды. Когда к нему на Сочельник пришли бедняки и попросили милостыню,он прогнал их со двора плетью. На Рождество он устроил большую охоту, а своим псам приказал привязать к лапам хлебные корки, чтобы они их не поранили. В качестве наказания за это злодеяние охотник должен охотиться в ночной темноте вплоть до самого Судного дня. (В. Машек из Липова)

***

В конце осени в Нове Быстрице, говорят чехи, когда замачивают лен в прудах, слышен шум Дикой Охоты. В лесу недалеко от прудов начинается шум и грохот, трещат деревья, ругают псы и отовсюду доносятся крики охотников. Люди тогда советуют спешить домой, поскольку, если кто-то попадет к диким охотникам, тот от их вою не отвяжется. А если в след кто-то им крикнет: “Ха-хо!", тому мужчине Дикий охотник вечером бросит в окно ужасно вонючий конский окорок, от которого невозможно избавиться. Только сварив и закопав под дождевой желоб этого окорока можно избавиться, когда на него упадут первые дождевые капли. (Д-р Рушко из Нове Быстрицы)

***

Лесник Грюнвальд из Студене рассказал, что он однажды пережил, когда перед ним промчалась Дикая Охота. Вместо того, чтобы упасть на землю, он навел оружие и выстрелил. Был слышен сильный удар, и к его ногам упала раненая сова. (Л. Пицк со Студене)

***

В Брумовском отроге его также называют Диким охотником; в определенные дни он мчится по лесу с четырьмя огненными псами. Перед ним бегут горящие петухи, которые являются душами из ада. (Ф. Кахлер из Брумова)

***

В Крконошах народ под Дикой Охотой понимает Прусов, которых там убил великий Фриц (князь Фридрих Бедржих, чешский князь из династии Пржемысловичей). Каждый год в определенное время они встают из могил и хотят улететь в воздухе в Пруссию. Но не могут найти дорогу из Чехии, поэтому возвращаются к первому пению петуха обратно и убивают каждого, кто их встретит и не падет ниц на землю. (А. Бейер из Брумова)

Дикая Охота у Костелцы над черными лесами

В Костелке Сказание о Дикой Охоте таково: Дикий охотник со всей своей воздушной свитой летит здесь на Сочельник в полночь. Перед ним едет старец и предупреждает людей об опасности. За ним едет женщина на лошади без седла и без узды, а после нее едет рысью Дикий Охотник на огненном вороном коне, а за ним его свита с воющими псами и охотничьим гомоном. Один хозяин в полночь возвращался из города домой, когда вдруг услышал за собой охотничьи крики. Он оглянулся и увидел старца, который ему кричал, привлекая внимание. Хозяин упал ниц на землю, и свита счастливо миновала его. В другой раз ученик ремесленника шел по лесу в полночь, когда услышал лай псов, а лес странно зашумел. Парень упал лицом к Земле, но, поскольку свита летала вокруг, то из любопытства он поднял голову; с тех пор он сошел с ума. (Оскар Гусса)

Крестик

Недалеко от города Млада-Болеслав есть большой лес, известный под названием Домосницки. В нем в давние времена в полночь всегда раздавался страшный шум. Юноша, который из любопытства отправился туда, лег под куст стал ждать, что будет дальше. В полночь неожиданно поднялся сильный ветер, и по лесу промчался рыцарь на белом коне, а следом за ним почетная охотничья дружина. Рядом в первом ряду ехала прекрасная девушка, которая вгляделась в парня и указала на него рыцарю. Рыцарь взял его за горло, но там у юноши висел крестик оберег, который подарила ему мать. Когда рыцарь увидел оберег, то громко крикнул и помчался с женой прочь. С тех пор он в тех краях никогда не показывался. (Й. Винтерберг из Млада-Болеслава)

Дикая Охота возле Мерклина

Дикий охотник мчался вокруг Мерклина зимними месяцами, большей частью в декабре. Люди слышали после десяти вечера ругательства, сильные крики и звуки охотничьего рога. Никто не осмеливался ходить в лес, поскольку Дикий охотник застрелит каждого, кого встретит. На краю леса стояла старая лачуга, где жил лесник. И когда однажды Дикий охотник снова мчался вокруг, то лесник открыл окно и крикнул: “Хола, хола!”. Через минуту, когда Дикая Охота уже помчалась прочь и лесник захлопнул окно, то перед ним появился человек, державший в руке зайца, и крикнул леснику, что принес гостинец, поскольку тот весьма помог ему на охоте. Когда испуганный лесник отказался открывать окно, то незнакомец разорвал зайца и сказал: “Хорошо сделал, что не открыл; что стало с зайцем, было бы с тобой”. Потом бросил ему зайца перед дверью и исчез. (Й. Грубер из Мерклина)

Шпоры Дикого Охотника

В окрестностях Фридланта стоит исполинская липа, ее корни образуют лавку, и на одном из корней выжжена шпора. Однажды в этих краях мчался дикий охотник, у него упала шпора и попала прямо в корень липы. На следующий день той дорогой шел крестьянин, нашел шпору, поднял ее и одни у Фридлант золотых дел мастеру. Тот собирался отлить серебряный крест для алтаря и решил использовать для этого шпору. Когда он уже хотел одлить серебро в форму, его дом затрясся и в помещении распространился запах серы. Через камин в середину проник дикий охотник и потребовал шпору. Дрожащий мастер подал ему форму с расплавленным серебром, охотник прикоснулся к ней, и в тот же миг из серебра снова стала шпора. Охотник ее взял и исчез. (Й. Винтерберг из Млада-Болеслава)

***

Дикий охотник у Врат

Рядом с Вратами также есть дикий охотник. Однажды вечером один ловчий уложил кабана и, поскольку не хотел оставлять его в лесу на ночь, развел под дубом огонь, решив переночевать под ним. Сидя в ночной тишине, он неожиданно увидел дикого охотника, шагавшего среди чащи. Одновременно с тем со стороны Врат зазвучал охотничий рог, и начались дикие ловли. Вспыхнула страшная буря, и на удары грома отзывался лай. Неожиданно в гуще леса появился пес, а за ним фигура дикого охотника. Он сидел на пне и знаками звал к ловчему подойти поближе. Ловчий испугался, но нашел в себе отвагу и сделал несколько шагов. В этот же миг молния разбила ствол дуба, под которым он еще минуту назад сидел. Мужчина упал, ошарашенный, на землю, а когда очнулся, то буря уже прошла, хоть дикий охотник был еще там; рядом лежали щепки разбитого дуба. Еще и в наше время охотится в тех краях дикий охотник с лесным псом; иногда он здоровается с людьми и пугает их, но не приближается к ним, а некоторых даже предупреждал и спасал от несчастий. (Сравни: Шлейн, Раделштайн. С. 35)

Лысая гора возле Члунка

На Лысую гору недалеко от Члунка дьявол, как говорят, “ходил отпочивать”. На камне и сейчас есть явные следы его когтей, зада и бутыли. Когда однажды крестьянка возвращалась в полдень с поля в усадьбу, от которой было четверть часа пути, она встретила сидящего на Лысой горе седого мужа в зеленом жакете, пересчитывавшего деньги. "Дай и мне из них что-нибудь!"- пошутила она. "Сгребай, — сказал незнакомец, — но быстро”. Крестьянка спешно набросилась на гору денег, набрала горсть, спрятала деньги в фартук и побежала прочь. Однако впоследствии она услышала за собой фырканье и топот лошадей; повсюду вокруг нее лаяли псы, она слышала лязг и пронзительные голоса охотников. Не смотря на то, что она уже была почти у дома, на огороде, крестьянка выбросила деньги, но из фартука выпал обычный уголь. И все же один кусок в фартуке застрял, и когда она дома выбросила его в камин, тот превратился в серебряную монету. Крестьянка выбежала, чтобы собрать то, что осталось, но к тому времени все исчезло. (доктор Рушко из Члунка)

***

Лесной охотник

Один человек шел под вечер по Техловицкому лесу к Ритыржову. По дороге он почувствовал усталость и сел на елочный пенек. Неожиданно услышал лай, и перед ним появился лесной охотник с двумя огненными псами. Человек в страсе перекрестился и воскликнул: “Славен будь, Езус Кристус!"В тот же миг охотник исчез, но один из его псов еще успел вокруг него обежать и обругать. (Ф. Бехер из Подмокеля)

Неистовое войско у Слатин

В 1626 году молодой Рудольф из Шмерцинга, земан (мелкопоместный дворянин) и наследник ферстельской кузницы, в подпитии ехал из Аннаберга, сказав, что направляется из Слатина прямой дорогой к Шейбенберским мельницам. Вынужденный был сойти с дороги из-за охотничьего крика и ругательств, он заблудился в болотах, где оставил своего коня наполовину вгрузлым в грязи. Земан наконец нашел дорогу оттуда, крикнул проезжим повозкам, договорившись, чтобы его довезли домой, и, переодевшись, позвал людей, чтобы помогли вытащить его коня из грязи с помощью шестов и веревок. Похоже произошло и со старым князем, который рано утром поехал лесом из Лучны под Клиновцем к Аннабергу; посреди леса он вдруг услышал охотничий крик и сильный шум в то время, когда в лесу никто не работал и не охотился. Возница быстро сообразил и сказал: “это неистовое войско из Слатина, сударь, поедем с именем Божиим дальше, и ничего нам не будет”. (Геббхарт. Австрийские предания. С. 224)

***

Чертова скала возле Штернберка

Возле города Штернберк над рекой Сазавой стоит в темном лесу высокая скала. На ее вершине есть четкий отпечаток конской подковы, о котором говорят следующее. Одного крестьянина в лесу застала буря, и он лег под нависающую скалу, чтобы спрятаться от ливня. Ночью он услышал грохот, ругань собак и мычание скота, которые постепенно приближались. Все это гремело уже прямо над его головой, как вдруг послышался сильный удар, и скала полностью вздрогнула, если бы на нее упало что-то очень тяжелое. На следующий день крестьянина нашли без сознания. Позже он рассказал, что с ним случилось. Несколько смельчаков из деревни пошли на скалу и нашли там отпечаток подковы, и разбросаны повсюду кровавые следы. С тех пор скала называется “чертовой”, и в народе рассказывают о чертях, гнавшихся здесь за бедной душой; при этом произошла битва, один из них упал с облака, и от того произошел тот сильный удар. (И. Штрака)

За пределами Европы

В индуизме есть похожий миф о Калки, десятом воплощении Господа Вишну, который придет в конце Кали Юги, (нашей последней эпохи, которая является самая порочная и безбожная) на белом или черном коне с сияющим мечом в руках, чтобы уничтожить старый мир, который к тому времени полностью погрязнет в грехах и невежестве, и восстановить Дхарму (космический порядок). В неистовом погоне по свету он изгубит всю порочную мразь. В Священном эпосе индуистов Махабхарата, в лесной книге в главе 188,” Сказание о беседах Маркандеи «говорится: "время настанет и явится двоичирожденный по имени Калки Вишнуяшас, который будет обладать великой силой, умом и могуществом. Появится он на свет в достойной брагманской семье в селе Самбхала и силой духа возродит оружие и различные средства передвижения, военное снаряжение, доспехи и панцири. Этот царь, который будет побеждать Дхарму, примет верховную власть и внесет покой в беспокойный мир. Блистательный брахман, высокий помыслами, появившись положит конец развалине. Так всеобщая гибель станет началом [новой Сатьи] Юги. Этот двоичерый вместе с брахманами истребит бегущие отовсюду ничтожные стаи млеччхов [варваров]."Дикие ловы проходят в конце года или до начала весны,
то есть в конце годового цикла перед началом нового. А охота Калки состоится в конце Кали Юги. Помня о сходстве годовых циклов (времен года) с космическими циклами (в индуизме Юг) и о принципе, что “все малое повторяет великое”, предполагаем, что Дикая Охота в конце года, меньшего временного цикла, является своего рода отражением большой Дикой Охоты в конце Мага Юги, самого большого временного цикла.

Источники:

1. Повесть временных лет: летопись (по Ипатскому списку) / Пер. с древнерусского, послесловие, коммент. В. В. Яременко. ― Київ: Радянський письменник, 1990. ― 558 с.

2.Громанн Й. Предания языческой старины западных славян / авт-сост. И. В. Громанн; пер. Волхв Богумил. ― Москва: “Амрита”, 2014. – 75-85/

3.Википедия

Поиск

Журнал Родноверие