Любое определение понятия Бога не будет исчерпывающим. Но мы можем углублять свое понимание, в частности с помощью смыслов, которые сохраняются в нашем языке. От слова "бог" происходит немало слов, в частности глагол "боговать".

Академический словарь это слово толкует следующим образом:

"БОГУВА́ТИ, ую, уешь, недок., заст. Быть богом. — Черный и белый боги не жили в согласии и раз в год, на святого Купала, дрались за то, кому боговать (Володимир Гжицький, Опришки, 1962, 234); — І дідько хотів богувати! — смело взглянули экономисты на Солуху (Михайло Стельмах, Хліб..., 1959, 342)." [1]

Однако в украинских говорах это слово имело еще более глубокое значение. Например, у жителей украинских Карпат этот глагол могли использовать для обозначения деятельности некоторых людей со сверхъестественными силами.

Писатель Михаил Коцюбинский собирал фольклор, когда жил среди гуцулов, на основе которого впоследствии написал свое самое известное произведение "Тени забытых предков", где есть едва ли не самое яркое описание мольфара в украинской литературе:

"О нем люди говорили, что он богует. Он был как бог, знающий и сильный, тот градовник и мольфар. В своих сильных руках держал силы небесные и земные, смерть и жизнь, здоровье маржины и человека, его боялись, но нуждались все..."

"Он был могущественный, мощный, все знал. От его слова погибал сразу скот, сох и чернел, как дым, человек, он мог наслать смерть и жизнь, разогнать тучу и высыпать град, огнем черного глаза испепелить врагов и зажечь в женском сердце любовь. Он был земным богом, тот Юра, что хотел Палагны, что протягивал за ней руки, в которых держит мировые силы."

По свидетельству "Словаря бойковских говоров" Онишкевича бойки колдуна и гадателя могли называть земным богом. А боговать по представлениям бойков — это "руководить, управлять миром" [2; С. 62]. Поэтому сведения, которые подает Коцюбинский в описании мольфара не являются его выдумкой, а написаны на основе его собственных наблюдений. Итак, если боговать — это управлять определенными мировыми и природными силами, то Боги — это сверхличности и сущности, во власти которых мировые и природные силы (напоминаю, что это определение не является исчерпывающим). На не менее интересные размышления наталкивает нас представление о людях, которые могут боговать. Очевидно, мы здесь имеем дело с довольно архаичными представлениями о жреце, который может заменять или представлять Бога для людей.

Новгородское произведение XVII в. о легендарном заселении словенами земель будущей Новгородщины "Сказание о Словена и Руса и город Словенск" упоминает о старшем сыне князя Словена следующее:

"Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лютый в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньями мечты творя многи, и преобразуясь во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющихся же ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, русским бо языком гром перун именуется. Поставил же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Периня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще." [3]

Само "Сказание..." ценно тем, что доносит до нас мифологические представления и легенды. Одно из таких представлений заключается в том, что волхв мог сесть в Бога, или, иными словами, волхв мог боговать.Подобные представления сохранились и в Индии.

Так в Шатапатха-брахмане, описывающем ведические ритуалы, говорится следующее:

"Есть два вида богов — те, что являются Богами, и те, что поют славящие их гимны, — боги в человеческом облике, брахманы. Между ними следует разделять жертву: Богам — жертвенные дары, а человеческим богам — ученым брахманам — награду. Если эти два вида богов удовлетворены, то они вознесут жертвователя на небо."

Этому вторит индийская пословица:

"Мир подчиняется Богам, Боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, соответственно, брахманы — наши боги." [4]

Такое богование требовало от человека серьезной ответственности. Покойный мольфар Нечай говорил, что при злоупотреблении таким даром человеку может серьезно прилететь, поэтому к этому следует подступать осторожно. Волхвы, жрецы, брахманы и др. являются посредниками между людьми и Богами. Представители людей перед Небожителями и представители Богов перед людьми. Они земные боги.

P. S. Иллюстрация Елены Кульчицкой (1925)

Источники:

1. Словарь украинского языка: в 11 томах — Том 1, 1970 — Стр. 210.

2 Онишкевич М. Словарь бойковских говоров: [в 2 ч.] / М. И. Онишкевич; АН УССР, Ин-т языкознания им. А. А. Потебни — Киев: Наук. думка, 1984. Ч. 1 : А-Н. — 1984 — 494, [1] c.

3. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске: Из Хронографа 1679 года

4. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1980 — С. 285. ***Велесовь внукъ

Поиск

Журнал Родноверие